Как заметил классик нашей литературы, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Это я об истории, которая произошла со мной и моей семьёй. Можно даже сказать, двух историях.
Одна из них стала дубликатом случившейся несколько лет назад. Перед этим выяснилось, что, несмотря на протесты маститых правоведов федерального уровня, Конституционный суд признал законным взимание с граждан ежемесячных взносов за капитальный ремонт общедомового имущества.
Поскольку в нашей пятиэтажке привокзального микрорайона было некому организовать собрание жильцов для принятия решения о создании собственного счёта дома, от нас требовалось перечислять их региональному оператору. Но так как его контора в областном центре, базу данных на пугачёвцев сформировали не сразу, и платёжные извещения к нам долгое время не приходили. Стало быть, по какому адресу направлять свои кровные, мы не знали.
И вот в один «прекрасный» день вижу смс-сообщение, что с моей банковской карты сняли все средства в счёт погашения задолженности за капремонт. А за справкой я могу обратиться к судебным приставам. Для тех, кто ещё не имел с ними дела, скажу: они получили исполнительный лист, то есть решение суда, и возражать поздно – можно лишь рассчитывать на пояснения, за что тебя без твоего дозволения оставили без денег.
От мировых судей я тогда узнала, что истекал срок исковой давности, поэтому многоуважаемый Фонд капремонта (в котором, кстати, к тому времени сменилось уже три руководителя, уличённых в должностных нарушениях) стал подавать в массовом порядке иски о взыскании денег с должников. В Пугачёве их оказалось более трёх с половиной тысяч. И хотя суммы задолженностей для семейных бюджетов были весьма ощутимы, с позиции законодательства они считались мизерными, и в связи с этим допускалось рассмотрение дел без оповещения ответчика. Правда, сообщить ему о решении суда всё же полагалось. Чтобы дать возможность в течение десяти дней опротестовать решение. Но лично я как владелица доли в общедомовом имуществе никаких писем не получала. Меня просто поставили перед фактом, что судебное решение было в пользу Фонда, и мои деньги отправили ему.
Не могу сказать, что наученные горьким опытом мы с тех пор всегда платили вовремя. Но в конце прошлого года поднатужились и долги погасили. Правда, без пени, о которой услужливо напоминали теперь уже регулярно приходящие платёжки. Понадеялись, что у представителей организации есть совесть.
И вот неделю назад снова получаю «письмо счастья». У меня-де новая судебная задолженность! Пристав снова поясняет: за капремонт. И снимают с моего счёта и эту «задолженность», и пеню. Меня снова «забыли» известить о решении суда, и я опять не имела возможности возразить.
Одновременно с сообщением от приставов пришло письмо на электронку с сайта госуслуг. Тут всё ещё интереснее. Открыв Личный кабинет, узнала, что, оказывается, 20 сентября, проезжая по улицам Пензы, нарушила Правила дорожного движения и теперь должна заплатить штраф 800 рублей.
В ГИБДД, куда приехала доказывать, что у меня нет автомобиля и в Пензе я никогда не была, меня вначале отослали – внимание! – в пензенскую госинспекцию. Потом, правда, выдали на бумажном носителе результат поиска по местной базе данных с указанием, что за мной правонарушений не числится. А пристав сообщила: им эта бумага не нужна – у них данных о таком долге нет. Но это пока! Где гарантии, что завтра они не обратятся в банк с требованием о списании и этого висящего на сайте долга?!
- Думаешь, ты одна такая! – ошарашила меня знакомая из ГИБДД.
– Да такие ситуации сплошь и рядом! Я тоже в них попадала. Создание электронной базы данных, конечно, облегчило нашу работу, но, с другой стороны, создаёт такие путаницы из-за совпадения сведений об автовладельцах.
Другая знакомая, узнав о моём казусе, воскликнула:
- А мы наладили связь с Новосибирском! Там живёт полный тёзка мужа. Из-за его «подвигов» у нас и машину, и квартиру арестовывали, и мужа в базу данных как имеющего судимость заносили. Мы созванивались с тамошними приставами, доказывали, что он чист перед законом. Даже карточку двойника на нас завели. Потом этого пристава сменил другой, и всё повторилось – опять пришлось доказывать, что муж не вор и не мошенник.
Вот так! Есть у нас такая машина – государственные органы. Вроде бы и по закону действуют, а в итоге что получается? Это система неправильная или люди управлять не умеют?
Н. ВЛАДИМИРОВА