Найти тему
О Москве нескучно

Москва 1950-х в фотографиях: самые интересные события

Оглавление

Время надежд, открытий и технического прогресса. В Московском метро появились подземные дворцы. Городскими ориентирами стали огромные Сталинские высотки. А ещё наступили времена "оттепели", когда простые люди получили возможность хоть немного пообщаться с иностранцами. Сегодня мы с вами прогуляемся по Москве 1950-х годов и вспомним самые важные события десятилетия. Один год - одно событие.

1950 год: подземные дворцы

В 1950 году #московское метро вышло на пик архитектурного величия. 1 января открылся участок новой Кольцевой линии от "Курской" до "Парка культуры". Впоследствии эти станции будут называть дворцами и восторгаться их невероятной красотой.

Интересно, что проектирование линии начали ещё в 1932 году. Однако идею довольно быстро забросили. Кольцо не считалось настолько важным. Ведь в тот момент даже не была толком понятна судьба радиальных линий. Изначально все станции должны были располагаться по контуру Садового кольца. Однако затем планы поменялись, и те платформы, которые открылись позже (от "Киевской" до "Комсомольской"), были несколько дальше.

1951 год: Горький на Белорусской

10 июня состоялось торжественное открытие памятника писателю Максиму Горькому около Белорусского вокзала. Установить монумент хотели намного раньше. Проект был готов уже в 1939 году. Его создал скульптор Иван Шадр. Однако работы по каким-то причинам остановились.

Торжественное открытие памятника Максиму Горькому на площади у Белорусского вокзала, 1951.
Торжественное открытие памятника Максиму Горькому на площади у Белорусского вокзала, 1951.

В 1941 году Иван Шадр умер, поэтому его дело чуть позже продолжила группа скульпторов, которую возглавила Вера Мухина. Этот вариант и установили на площади около Белорусского вокзала. Сам проект в 1952 году удостоился Сталинской премии.

1952 год: сталинские небоскрёбы

В этом году в Москве закончили строить первую сталинскую высотку на Котельнической набережной. Всего их впоследствии появилось семь. Возвести жилом дом (хоть и не такой огромный, как потом получилось) именно здесь решили ещё в 1930-х. Но до войны успели построить только одно крыло, которое выходило непосредственно на набережную.

Высотка здесь появилась в 1952 году. Проект создали архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский. Итоговый вариант получился очень красивым и монументальным. Правда на его воплощение пришлось затратить немалые средства. Так один квадратный метр здания обошёлся в 5470 рублей. А квартир в доме почти 700. Не считая разных нежилых помещений. Так что деньги по тем временам огромные.

1953 год: нет больше вождя народов

Здесь много расписывать смысла нет. Главным событием для Москвы, да и всего Cоюза в целом стала кончина И.В. Сталина 5 марта. Народу в день похорон 15 марта на улицах города было очень много.

Люди на Тверской улицей между Бульварным и Садовым кольцом. Вид в сторону Маяковской, 1953.
Люди на Тверской улицей между Бульварным и Садовым кольцом. Вид в сторону Маяковской, 1953.

1954 год: кольцо замкнулось

14 марта открылись последние станции Кольцевой линии Московского метро: "Краснопресненская" и "Киевская". Таким образом кольцо наконец-то замкнулось. Практически каждая станция здесь являлась архитектурным шедевром. Некоторые споры вызывали только "Добрынинская" и "Павелецкая". Они несколько выделялись на фоне остальных.

Но в целом на строительство Кольцевой линии власти не жалели денег. Хотя некоторые задумки так и не воплотили. Например, у всех станций только по одному наземному вестибюлю вместо как минимум двух. Но это не от экономии, а от желания побыстрее закончить. В целом за всё время строительства использовали 50 тысяч квадратных метров мрамора и гранита разных сортов. Материалы привозили из Узбекистана, Украины, с Кавказа, Урала, Алтая и других мест. Также на платформах установили 700 люстр и светильников.

1955 год: добро пожаловать в Кремль

В июле на территорию Московского Кремля вновь начали пускать простых людей. Войти можно было через ворота Троицкой башни. Выйти - через Спасскую или Боровицкую. В принципе почти такая же схема сохранилась и сегодня.

Попасть внутрь главной московской крепости было нельзя больше 20 лет. В 1929 кремлёвская комендатура прекратила пускать экскурсионные группы. А окончательное закрытие состоялась в 1934. Тогда вход на территорию Кремля стал возможен только по пропускам Совнаркома или ВЦИКа. Интересно, что некоторые старинные корпуса в то время переоборудовали под общежития и квартиры. Там обитали партийные работники со своими семьями. Естественно после открытия Кремля пришлось переселяться.

1956 год: спортивный рай

31 июля состоялось торжественное открытие стадиона "Лужиники". Тогда он назывался Центральным стадионом им. В.И. Ленина. Это был самый настоящий спортивный город, который расположился на берегу Москвы-реки и утопал в зелени. Здесь располагались две спортивные арены (на 100 и 10 тысяч мест соответственно); открытый бассейн с трибунами; а также десятки открытых спортивных площадок.

Стадион "Лужники", 1956.
Стадион "Лужники", 1956.

Спроектировали всё это великолепие всего лишь за 90 дней архитекторы А.В. Власов, И.Е. Рожин, Н.Н. Уллас и А.Ф. Хряков. На строительство ушло также немного времени - менее чем два года. За такое рвение группу архитекторов даже удостоили Ленинской премии в 1959 году. Уже в августе 1956 спортивный городок принял Спартакиаду народов #СССР .

Спартакиада народов СССР, 1956.
Спартакиада народов СССР, 1956.

Именно в "Лужниках" проходили церемонии открытия и закрытия Олимпийских Игр 1980 года. #История стадиона помнит настолько много спортивных мероприятий, что перечислять их можно бесконечно. За прошедшее время арену дважды реконструировали в конце 1990-х и к Чемпионату Мира по футболу 2018 года. Именно здесь прошёл финальный матч.

1957: границы открыты

Летом #Москва принимала Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. С 28 июля по 11 августа столицу посетили 34 тысячи гостей из 131 государства. По главным улицам города проходили торжественные шествия, а советские граждане впервые имели возможность пообщаться с таким большим количеством иностранцев. Многим эти две недели запомнились, как время счастья и открытости.

Фестиваль послужил толчком для некоторых изменений в столице. Например, к началу мероприятия разработали первую цветную схему Московского метро. Раньше они были либо монохромными, либо красными или чёрными. Раскрасили схему для удобства иностранных гостей. Чтобы они легко могли ориентироваться в станциях столичного метро.

Схема Московского метрополитена 1957 года. С сайта www.metro.ru.
Схема Московского метрополитена 1957 года. С сайта www.metro.ru.

В честь фестиваля назвали одну из улиц Москвы, Фестивальную. Она располагается недалеко от станции метро "Речной вокзал". И, конечно же, на картах столицы появился проспект Мира. Его так назвали как раз в честь фестиваля молодёжи и студентов. До этого он именовался 1-й Мещанской улицей.

1958 год: новое - это хорошо забытое старое

В ноябре открылась новая линия Московского метро. Тогда она называлась Арбатско-Филёвской. Однако в действительности линия была старая. Участок от "Александровского сада" до "Киевской" построили в 1935-1937 годах. Но спустя 16 лет его закрыли. Он перестал быть нужным после открытия глубоких "Арбатской" и "Смоленской" на Арбатско-Покровской линии.

Строительство будущей Филёвской линии в районе станции "Студенческая", 1958.
Строительство будущей Филёвской линии в районе станции "Студенческая", 1958.

Целых пять лет старые платформы не использовали. Здесь иногда проводили выставки, но в целом переделали пространство в складские помещения. Однако со временем чиновники решили дать вторую жизнь этому участку и сделать его основой для будущей новой линии. Причём большая её часть стала наземной. Первым в ноябре 1958 открылся отрезок от "Александровского сада" до "Кутузовской".

Открытие станции "Кутузовская", 1958.
Открытие станции "Кутузовская", 1958.

1959 год: переход под землёй

В октябре в Москве начали работать первые подземные пешеходные переходы. Один располагался на пересечении Тверской (тогда ул. Горького) и Охотного ряда. Практически одновременно появились такие же переходы у "Детского мира" и под Калужской (тогда Октябрьской) площадью у начала Ленинского проспекта.

Хотя если быть до конца точным, то впервые подземный переход появился в 1935 году на станции #метро "Смоленская" ныне Филёвской линии. Поскольку наземный вестибюль находился прямо по центральной оси Садового кольца, то от него шёл коридор. Через него можно было попасть на платформу. Но в 1939 году вестибюль снесли во время реконструкции Садового кольца. А переход стали использовать для технических нужд.

Такими для Москвы были 1950-е годы. Красивыми, интересными и монументальными. Подарившими столице очень многое из того, чем мы гордимся до сих пор.

Для тех, кому интересны фотографии по другим десятилетиям:

Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1990-х в фотографиях: вспоминаем самые важные события

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!