Молочные товары оказались крепким орешком в цифровой трансформации бизнеса. И все же переход от хаоса к порядку неизбежен – в 2021 г. маркировка молока охватит всю отрасль.
Что такое обязательная маркировка молочной продукции и зачем она нужна
Провайдеры цифрового мира обещают к 2024 г. единую национальную сеть отслеживания товаров. К моменту завершения программы каждую бутылку молока, пачку творога, стаканчик мороженого снабдят цифровой меткой – на всю «белую» продукцию повесят чип. Общероссийская программа включает:
- присвоение товарным единицам уникального кода
- формирование общего каталога
- отслеживание жизненного цикла товара от фермы до покупателя в общем информационном поле
Главная цель – упорядочить учет, избавиться от контрафакта, удалить с рынка нечестных производителей с серыми схемами, уклоняющихся от налогов. Для потребителя нововведение означает гарантию качества и защиту от подделок. Информацию о любом продукте из молока сможем проверить приложением на телефоне.
Еще в 2018 г. заработала система-предшественник «Меркурий»: ветеринарный контроль за сырьем и кормами. Структура отслеживает процесс производства любого продукта животного происхождения. В 2019 г. «Меркурий» интегрировали с новым общенациональным сервисом «Честный ЗНАК». Его полномочия – следить за бутылкой молока с момента запечатывания на конвейере до розничной кассы, где она перешла в руки покупателя и выбыла из единой сети.
На товары, подлежащие обязательной маркировке, виртуальный сервис «Честный ЗНАК» выдает DataMatrix – двухмерный код, «квадратик» с символами. Цифровые обозначения на упаковке информируют о наименовании, производителе, дате выпуска.
Итоги эксперимента в молочной отрасли
Пилотный проект по внедрению нововведений проходил с 15.07.2019 по 31.12.2020 г и носил добровольный характер. На конец декабря 2020 г. система «Честный ЗНАК» зарегистрировала более 600 производителей (из 6 тыс. по РФ), 868 оптовиков, 177 импортеров и 8 тыс. представителей розницы.
Участникам безвозмездно предоставили оборудование, ИТ- услуги по интеграции и бесплатные коды. Спустя четыре месяца с начала тестирования, правительство объявило, что обязательная маркировка молочной продукции неизбежна. В середине декабря 2020 г. назвало этапы и сроки введения.
Цифровую серию DataMatrix присвоили 1 млн. товарных единиц. Получен полезный опыт, подведены итоги: выработали решения для разных форматов упаковки, протестировали путь продукции по всей цепи, поставщиков упаковки интегрировали в общую сеть.
Ритейл убедился, что работа на кассе не замедляется, а нанесение КИЗ ( контрольно-идентификационного знака) не влияет на возвраты. Стало понятно, что производители разного масштаба способны внедрить систему в срок от двух до четырех месяцев.
Какие группы товаров молочной продукции попадут под обязательное кодирование с 2021 года
Правительство решило, что обязательная маркировка молочной продукции будет поэтапной – это уступка, шаг навстречу рынку в связи с ограничительными мерами из-за коронавируса, сложностями с упаковкой.
Все желающие с 20.01.2021 г. добровольно стали участниками единой сети – им структура «Честный ЗНАК» выдает идентификаторы бесплатно. Ограничений по количеству кодов до июня нет.
С 1 июня начнется «первая волна»: обязательная маркировка сыра и мороженного. Изготовителям товаров из молока со сроком годности более 40 суток назначен срок 1 сентября. С 1 декабря в системе маркировки «Честный ЗНАК» производители обязаны регистрировать скоропортящиеся товары, годные к реализации в срок менее 40 дней.
Не подлежат учету матричными символами продукты без упаковки: весовой творог, разливное молоко, питание для малышей до трех лет, продукты, весом до 30 г.
Как выглядит участие в национальном проекте
В рыночном обороте несколько участников: производители наносят коды, вводят информацию в единую систему о вхождении товара в оборот. Дистрибьюторы передают молоко по цепочке и отмечают движение в электронном документоообороте (ЭДА). Розница фиксирует в ЭДО факт приемки и продажи.
Производитель на конвейере проводит сериализацию и агрегацию. На первичном этапе обязательной маркировки молочной продукции происходит сериализация – идентификационный знак наносят на каждый товар после фасовки – бутылку, стакан, тетрапакет .
На втором (групповом) этапе проводят агрегацию: помеченные символами единицы объединяют в группы (гофрокороб), присваивают им индивидуальный штрихкод.
Далее наступает третий паллетный этап или вторая ступень агрегации – номера группы коробов объединяют в один и наносят на паллет (одно общее транспортное место).
Устройство ТСД (терминал сбора данных) вручную учитывает операции с каждой товарной единицей на паллете: при отборе лабораторных проб, при перемещении из гофрокороба в другой гофрокороб .
После паллетной агрегации продукты вводят в товарооборот: формируют упаковочный лист и передают информацию о коробках, которые в него входят, в «Честный ЗНАК».
Что понадобится для работы в новых условиях
Каждый участник отрасли регистрируется в общероссийской электронной сети и получить усиленную цифровую подпись, чтобы вести деятельность онлайн в документообороте на сайте ГИС МТ «Честный ЗНАК».
Необходимо купить оборудование для нанесения кодов на товары, выбрать IT-решение для интеграции систем учета и установить ЭДО .
При любом проекте внедрения обязательной маркировки молочной продукции производителю понадобятся установки сериализации, устройства агрегации и ТСД для операций вручную. Дистрибьюторам - 2D-сканер для чтения кодов, рознице – кассовый аппарат, фиксирующий продажу товаров с DataMatrix .
Все шаги от запроса на получение кодов до отгрузки дистрибьюторам проходят на платформе Track&Trace . Она собирает данные, обрабатывает и хранит идентификаторы, управляет серийными номерами. ИТ-инструмент связывает межсистемные сообщения и интегрирует их с национальной системой «Честный ЗНАК».
При новом учете продукции система «Честный ЗНАК» рекомендует три основных метода сериализации и агрегации:
- типографский способ – не потребует значительных изменений в производственном процессе
- нанесение этикетки автоматическим или ручным аппликатором – подойдет компаниям, которые выпускают небольшие объемы товаров
- установка маркировочного оборудования с бесконтактной или контактной печатью – для фабрик, которые изготавливают тару самостоятельно
Правительство рассматривает перечень оборудования, подлежащего освобождению от НДС. Возможность льготного кредитования при его приобретении обдумывает Минсельхоз .
Какие будут расходы у бизнеса
Исходя из списка необходимых мер для работы в условиях обязательной маркировки молочной продукции, основная часть расходов у бизнеса должна быть заложена на покупку маркировочного оборудования и самих кодов.
При этом уникальность молочной отрасли, по сравнению с другими товарными группами, самое высокое число форматов упаковки с разными характеристиками. DataMatrix коды наносятся на стекло, фольгу кашированную, термоусадочные и круговые этикетки. Идентифицировать флоупак, платинки и парафинированные композиции. Такое разнообразие диктует вариабельность оборудования для маркировки, которое мы рассмотрим далее.
Как компания Videojet может помочь с обязательной маркировкой молочной продукции
ЗАО « Видеоджет Технолоджис» предлагает решения для предприятий разной производительности: от маленьких семейных ферм до агропромышленных холдингов. Компания Videojet ведущий российский производитель маркировочного оборудования различных технологий. Устройства специально разработаны под рынок РФ и датируют гибкие, твердые поверхности; наносят и печатают этикетки на вторичную упаковку.
Компания «Видеоджет» гарантирует работу без простоев с круглогодичной технической поддержкой. Оборудование марки требует минимальных операционных расходов. Офисы, склады с запчастями работают во всех крупных городах. Средний стаж работы инженеров в компании девять лет.
Videojet предлагает самые гибкие и инновационные решения в области обязательной маркировки молочной продукции.
Так, для маркировки единичной продукции DataMatrix кодом металлических банок, стеклянных и пластиковых бутылок жестких и гибких подойдут лазерные маркираторы, например, высокоскоростные модели Videojet 3140, Videojet 3340, Videojet 3640. С нанесением кода на гибкую пластиковую упаковку и герметизацию отлично справится термотрансферный принтер Videojet 6330. Для асептической упаковки подходят модели термоструйных маркираторов Videojet 8520 и Wolke 610 OEM для печати высокого рарешения до 600 dpi .
На групповой упаковке DataMatrix коды могут проставить этикетировочные системы и термоструйные маркираторы. Соответственно для картонных коробок подойдут маркираторы Videojet 8520 и Wolke 610 OEM , а для паллетов, гофротары и термоусадочной пленки подойдут Videojet 9550, Videojet 210 и Videojet P3400.
Задача участников отрасли пройти обязательную маркировку молочной продукции без ощутимых потерь. Легче войдут в систему и адаптируются те, кто обратятся к компетентным специалистам с позитивным опытом маркировки.
Оборудование Videojet гарантирует качественную маркировку DataMatrix кодом.
Заполните форму далее и получите коммерческое предложение под Ваши задачи по маркировке.