Найти в Дзене

Обязательная маркировка молочной продукции: зачем она нужна, итоги эксперимента, перечень продуктов, сроки внедрения в 2021 году

В 2021 обязательная маркировка молока охватит всю отрасль.
Оглавление
Обязательная маркировка молочной продукции в 2021 году
Обязательная маркировка молочной продукции в 2021 году

Молочные товары оказались крепким орешком в цифровой трансформации бизнеса. И все же переход от хаоса к порядку неизбежен – в 2021 г. маркировка молока охватит всю отрасль.

Что такое обязательная маркировка молочной продукции и зачем она нужна

Провайдеры цифрового мира обещают к 2024 г. единую национальную сеть отслеживания товаров. К моменту завершения программы каждую бутылку молока, пачку творога, стаканчик мороженого снабдят цифровой меткой – на всю «белую» продукцию повесят чип. Общероссийская программа включает:

  • присвоение товарным единицам уникального кода
  • формирование общего каталога
  • отслеживание жизненного цикла товара от фермы до покупателя в общем информационном поле

Главная цель – упорядочить учет, избавиться от контрафакта, удалить с рынка нечестных производителей с серыми схемами, уклоняющихся от налогов. Для потребителя нововведение означает гарантию качества и защиту от подделок. Информацию о любом продукте из молока сможем проверить приложением на телефоне.

Еще в 2018 г. заработала система-предшественник «Меркурий»: ветеринарный контроль за сырьем и кормами. Структура отслеживает процесс производства любого продукта животного происхождения. В 2019 г. «Меркурий» интегрировали с новым общенациональным сервисом «Честный ЗНАК». Его полномочия – следить за бутылкой молока с момента запечатывания на конвейере до розничной кассы, где она перешла в руки покупателя и выбыла из единой сети.

На товары, подлежащие обязательной маркировке, виртуальный сервис «Честный ЗНАК» выдает DataMatrix – двухмерный код, «квадратик» с символами. Цифровые обозначения на упаковке информируют о наименовании, производителе, дате выпуска.

Итоги эксперимента в молочной отрасли

Код DataMatrix
Код DataMatrix

Пилотный проект по внедрению нововведений проходил с 15.07.2019 по 31.12.2020 г и носил добровольный характер. На конец декабря 2020 г. система «Честный ЗНАК» зарегистрировала более 600 производителей (из 6 тыс. по РФ), 868 оптовиков, 177 импортеров и 8 тыс. представителей розницы.

Участникам безвозмездно предоставили оборудование, ИТ- услуги по интеграции и бесплатные коды. Спустя четыре месяца с начала тестирования, правительство объявило, что обязательная маркировка молочной продукции неизбежна. В середине декабря 2020 г. назвало этапы и сроки введения.

Цифровую серию DataMatrix присвоили 1 млн. товарных единиц. Получен полезный опыт, подведены итоги: выработали решения для разных форматов упаковки, протестировали путь продукции по всей цепи, поставщиков упаковки интегрировали в общую сеть.

Ритейл убедился, что работа на кассе не замедляется, а нанесение КИЗ ( контрольно-идентификационного знака) не влияет на возвраты. Стало понятно, что производители разного масштаба способны внедрить систему в срок от двух до четырех месяцев.

Какие группы товаров молочной продукции попадут под обязательное кодирование с 2021 года

Система маркировки Честный ЗНАК
Система маркировки Честный ЗНАК

Правительство решило, что обязательная маркировка молочной продукции будет поэтапной – это уступка, шаг навстречу рынку в связи с ограничительными мерами из-за коронавируса, сложностями с упаковкой.

Все желающие с 20.01.2021 г. добровольно стали участниками единой сети – им структура «Честный ЗНАК» выдает идентификаторы бесплатно. Ограничений по количеству кодов до июня нет.

С 1 июня начнется «первая волна»: обязательная маркировка сыра и мороженного. Изготовителям товаров из молока со сроком годности более 40 суток назначен срок 1 сентября. С 1 декабря в системе маркировки «Честный ЗНАК» производители обязаны регистрировать скоропортящиеся товары, годные к реализации в срок менее 40 дней.

Не подлежат учету матричными символами продукты без упаковки: весовой творог, разливное молоко, питание для малышей до трех лет, продукты, весом до 30 г.

Как выглядит участие в национальном проекте

В рыночном обороте несколько участников: производители наносят коды, вводят информацию в единую систему о вхождении товара в оборот. Дистрибьюторы передают молоко по цепочке и отмечают движение в электронном документоообороте (ЭДА). Розница фиксирует в ЭДО факт приемки и продажи.

Производитель на конвейере проводит сериализацию и агрегацию. На первичном этапе обязательной маркировки молочной продукции происходит сериализация – идентификационный знак наносят на каждый товар после фасовки – бутылку, стакан, тетрапакет .

Сериализация и агрегация молочной продукции
Сериализация и агрегация молочной продукции

На втором (групповом) этапе проводят агрегацию: помеченные символами единицы объединяют в группы (гофрокороб), присваивают им индивидуальный штрихкод.

Далее наступает третий паллетный этап или вторая ступень агрегации – номера группы коробов объединяют в один и наносят на паллет (одно общее транспортное место).

Устройство ТСД (терминал сбора данных) вручную учитывает операции с каждой товарной единицей на паллете: при отборе лабораторных проб, при перемещении из гофрокороба в другой гофрокороб .

После паллетной агрегации продукты вводят в товарооборот: формируют упаковочный лист и передают информацию о коробках, которые в него входят, в «Честный ЗНАК».

Что понадобится для работы в новых условиях

Каждый участник отрасли регистрируется в общероссийской электронной сети и получить усиленную цифровую подпись, чтобы вести деятельность онлайн в документообороте на сайте ГИС МТ «Честный ЗНАК».

Необходимо купить оборудование для нанесения кодов на товары, выбрать IT-решение для интеграции систем учета и установить ЭДО .

Линия маркировки молочной продукции
Линия маркировки молочной продукции

При любом проекте внедрения обязательной маркировки молочной продукции производителю понадобятся установки сериализации, устройства агрегации и ТСД для операций вручную. Дистрибьюторам - 2D-сканер для чтения кодов, рознице – кассовый аппарат, фиксирующий продажу товаров с DataMatrix .

Все шаги от запроса на получение кодов до отгрузки дистрибьюторам проходят на платформе Track&Trace . Она собирает данные, обрабатывает и хранит идентификаторы, управляет серийными номерами. ИТ-инструмент связывает межсистемные сообщения и интегрирует их с национальной системой «Честный ЗНАК».

При новом учете продукции система «Честный ЗНАК» рекомендует три основных метода сериализации и агрегации:

  • типографский способ – не потребует значительных изменений в производственном процессе
  • нанесение этикетки автоматическим или ручным аппликатором – подойдет компаниям, которые выпускают небольшие объемы товаров
  • установка маркировочного оборудования с бесконтактной или контактной печатью – для фабрик, которые изготавливают тару самостоятельно

Правительство рассматривает перечень оборудования, подлежащего освобождению от НДС. Возможность льготного кредитования при его приобретении обдумывает Минсельхоз .

Какие будут расходы у бизнеса

Исходя из списка необходимых мер для работы в условиях обязательной маркировки молочной продукции, основная часть расходов у бизнеса должна быть заложена на покупку маркировочного оборудования и самих кодов.

При этом уникальность молочной отрасли, по сравнению с другими товарными группами, самое высокое число форматов упаковки с разными характеристиками. DataMatrix коды наносятся на стекло, фольгу кашированную, термоусадочные и круговые этикетки. Идентифицировать флоупак, платинки и парафинированные композиции. Такое разнообразие диктует вариабельность оборудования для маркировки, которое мы рассмотрим далее.

Как компания Videojet может помочь с обязательной маркировкой молочной продукции

ЗАО « Видеоджет Технолоджис» предлагает решения для предприятий разной производительности: от маленьких семейных ферм до агропромышленных холдингов. Компания Videojet ведущий российский производитель маркировочного оборудования различных технологий. Устройства специально разработаны под рынок РФ и датируют гибкие, твердые поверхности; наносят и печатают этикетки на вторичную упаковку.

Маркировочное оборудование Videojet
Маркировочное оборудование Videojet

Компания «Видеоджет» гарантирует работу без простоев с круглогодичной технической поддержкой. Оборудование марки требует минимальных операционных расходов. Офисы, склады с запчастями работают во всех крупных городах. Средний стаж работы инженеров в компании девять лет.

Videojet предлагает самые гибкие и инновационные решения в области обязательной маркировки молочной продукции.

Так, для маркировки единичной продукции DataMatrix кодом металлических банок, стеклянных и пластиковых бутылок жестких и гибких подойдут лазерные маркираторы, например, высокоскоростные модели Videojet 3140, Videojet 3340, Videojet 3640. С нанесением кода на гибкую пластиковую упаковку и герметизацию отлично справится термотрансферный принтер Videojet 6330. Для асептической упаковки подходят модели термоструйных маркираторов Videojet 8520 и Wolke 610 OEM для печати высокого рарешения до 600 dpi .

На групповой упаковке DataMatrix коды могут проставить этикетировочные системы и термоструйные маркираторы. Соответственно для картонных коробок подойдут маркираторы Videojet 8520 и Wolke 610 OEM , а для паллетов, гофротары и термоусадочной пленки подойдут Videojet 9550, Videojet 210 и Videojet P3400.

Задача участников отрасли пройти обязательную маркировку молочной продукции без ощутимых потерь. Легче войдут в систему и адаптируются те, кто обратятся к компетентным специалистам с позитивным опытом маркировки.

Оборудование Videojet гарантирует качественную маркировку DataMatrix кодом.

Заполните форму далее и получите коммерческое предложение под Ваши задачи по маркировке.