Перед вами стоит задача – сформировать штат компании, или просто пополнить его новым сотрудником. Среди прочих вопросов, перед вами точно возникнет вопрос возраста сотрудников. Существует мнение, что лучшие сотрудники, это квалифицированные люди, до 40 лет. Отсюда вытекает много неприятных последствий для тех, кто старше этого возраста. В этой статье мы попробуем разобраться вместе, каков идеальный возраст нового сотрудника. Чтобы нам было проще разобраться, разделим всех соискателей на три группы: до 25, до 45 и старше 45 лет. Разумеется, что в каждой группе можно выделить дополнительные подгруппы, но таким разделением мы охватим вообще всех соискателей.
До 25 лет
Работники до 25 лет – как правило, это энергичные, сильные и амбициозные люди. Большой плюс этих сотрудников в том, что они согласны работать за меньшую плату, при этом впитывают информацию как губка, и быстро учатся. Среди молодых людей сложно найти тех, кто сможет уделять работе более 10 часов в день, так как помимо работы у молодежи есть учеба, и десятки других дел, которые невозможно перенести. Дела есть и у всех остальных работников, но превратить молодого парня или девушку до 25 лет, в настоящего трудоголика не просто сложно, это практически невозможно.
Минусом этих специалистов является то, что у них отсутствует опыт. Посудите сами, получить маломальский опыт – это требует времени. А если человек только к 18 годам заканчивает школу, и затем проводит 3-6 лет в университете, то к 25 годам у него может быть большой багаж знаний, но абсолютно отсутствует багаж опыта. Это и минус, и плюс одновременно. Минус в том, что вам предстоит потратить время, силы и возможно деньги, чтобы научить такого работника, дать ему практические знания. Плюс в том, что вы можете буквально вылепить из человека того сотрудника, который вам необходим. У него еще нет сформированных привычек, которые часто мешают более взрослым сотрудникам.
Не стоит закрывать глаза и на очевидный факт – молодежь не обременена семьей. Это плюс в том, что вы не будете поставлены в неудобное положение, что ваш сотрудник в середине дня уезжает в детский садик и т.д. Но опять же, эта ситуация двояка – молодые девушки, которые еще не имеют детей, могут уйти в декрет при рождении ребенка. И шанс того, что так произойдет, намного выше, чем в ситуации, когда вы принимаете на работе сотрудника старше 40 лет.
Возраст также влияет и на энергию. Да, бывают энергичные люди старше 55 лет, но это редкость. Другой вопрос, что молодые люди энергичны и их физические способности выше, чем у сотрудников постарше. Конечно, этот плюс проявит себя далеко не на всех вакансиях, но если у вас тяжелая физическая работа, то выбор в пользу молодого и сильного сотрудника, просто очевиден.
Возвращаясь к вопросу опыта и знаний. Молодые специалисты, которые только что вышли из университета, пусть и не имеют опыта, но они обладают базой знаний, которую еще не успели растерять. В этом их значительное преимущество. Если ваш коллектив состоит исключительно из людей, кто закончил университет более 15 лет назад, то велик шанс того, что ваш персонал пусть и хорошо разбирается в сфере своей деятельности, но мог сильно отстать от современных трендов, или вовсе не знать про актуальные технологии.
Пагубные привычки – такие как курение, алкоголизм и т.д., не знают лимитов по возрасту. Но статистика показывает, что современная молодежь в России курит и пьет меньше, чем люди на 2-3 поколения старше. Отсюда напрашивается логичный вывод, что, нанимая такого сотрудника, вы получаете хотя бы минимальную гарантию, что рабочее время будет расходоваться более эффективно, без потери времени в курилке. Но у таких сотрудников есть другая проблема – зависимость от Интернета и социальных сервисов. И все то время, что вы сэкономите на отсутствии привычки курить, может быть спокойно потрачено на общение в соцсетях. Но с этим можно бороться, так что из сотрудников до 25 лет может выйти толк. Отдельно отметим, что у молодых сотрудников, у кого еще нет семьи, крайне высокая мобильность. Это идеальные люди для командировок, а также для перевода в другие города. В некоторых компаниях даже отличаются сроки командировок для тех, у кого есть семьи, и тех, у кого ее нет. В штате обязательно должен быть такой мобильный сотрудник.
25-45 лет
Работники 25-45 лет – это самый распространенный класс работников, который вы можете встретить на собеседовании. Их больше, чем работников до 25 лет, так как в эту категорию попадают сразу два поколения сотрудников. Сложно их описать одинаковыми словами, так как среди такого большого количества людей, очень много отличий. Но их объединяют схоже черты:
- Наличие образования;
- Наличие опыта;
- Наличие семьи;
К 30 годам у человека накапливается определенный опыт. Да, образование есть не у всех, но в некоторых профессиях опыт намного важней. Вопрос с образованием решается, если для работы требуется диплом, но вопрос с опытом требует времени и терпения, его невозможно ускорить. Нанимая человека, с опытом за спиной, вы экономите время в будущем.
Наличие семьи у сотрудников старше 25 лет – это большой и важный ограничивающий фактор. Такие сотрудники уделают больше внимания и времени решению семейных вопросов. Глупо просить у сотрудника с 2-ухлетним ребенком, чтобы он регулярно работал по выходным. Понятно, что выбор будет в пользу времени с семьей, нежели проводить это время в офисе. Существуют исключения, но мы обсуждаем классические варианты.
Сотрудники средней возрастной категории, как правило, являются крайне сбалансированными сотрудниками. В них сочетается опыт, а также до сих пор сохранившаяся тяга к новому, и внутренняя энергия. С возрастом, людям хочется больше покоя и предсказуемости. И если сотрудник до 25 лет может резко поменять место и даже саму работу, то на сотрудника 40 лет вы можете положиться намного больше. Он уже «осел», «пустил корни», и в стратегическом плане, вы можете на него рассчитывать больше, чем на молодого человека.
Прием на работу сотрудника старше 40 лет, как правило, дает вам шанс, что ваш сотрудник станет в последствии трудоголиком. Рассчитывать на это изначально не стоит, но сотрудники, у кого уже выросли дети, часто уходят в работу с головой, и приносят массу пользы компании. Но это встречается намного чаще среди сотрудников еще более возрастных.
Другой важный момент, что к 40 годам люди начинают испытывать проблемы со здоровьем чаще, чем молодые. Поэтому, стоит считаться с тем, что сотрудники из этой возрастной категории, будут уходить на больничный чаще. И это вопрос не столько выплаты больничного, здесь работает социальная программа от государства, здесь вопрос о выполнении своих рабочих обязательств и возможности планировать с учетом этого работника.
45+ лет
В России ситуация схожа с общемировой, если сотрудника увольняют после 45 лет, то ему крайне сложно найти новую работу. Сложно, но не невозможно. Статистика показывает, что человеку старше 45 лет, чтобы найти работу требуется на 46% больше времени. А статистика по зарплате вообще удручающая – если человека уволили с работы в возрасте старше 50 лет, то в 97 случаях из 100, его новая работа будет менее оплачиваемой.
Ситуация парадоксальная, так как сотрудники с опытом более 20 лет, это золотые кадры. Да, есть проблемы с тем, что вместе с опытом у сотрудников формируется привычки, с которыми сложно бороться, а иногда и тяжело работать. Но новый сотрудник, например, которому 52 года, может привнести в молодой коллектив то, чего там не хватало. В Америке есть компании, которые умышленно нанимают только людей старше 50 лет. Этих сотрудников отличает усидчивость, ответственность и максимальная лояльность к клиентам. Такие сотрудники отлично ладят с клиентами любого возраста. А среди персонала, чья работа связана с проблемными клиентами, чаще всего встречаются люди старше 50 лет, и это неспроста.
Практика показала, что даже в 50+ лет, сотрудника можно обучить новому. Удивительно, но люди в возрасте обучаются в некоторых отраслях даже лучше, чем молодежь. Конечно, мы не говорим про языки или высокотехнологичную сферу. Но внимание к деталям и большой жизненный опыт, помогают взрослому сотруднику на любой позиции. При этом, если быть максимально прагматичным, то можно использовать стереотипы и знание о сложности поиска работы, и предлагать заведомо зарплату ниже, чем согласился бы аналогичный специалист, но моложе на 20 лет. Да, это использование ситуации, но часто бывает так, что людям за 55 лет нужны не столько деньги от результатов их труда, сколько цель в жизни и какая-то активность.
Принимая на работу человека, которому до пенсии осталось всего несколько лет, вы можете получить максимально продуктивного сотрудника. Логические рассуждения, что человек скоро выйдет на пенсию, и ему лишь бы до нее «досидеть», разбиваются о факт, что, если человек в 57 лет ищет новую работу, значит он полон энтузиазма и вы вряд ли прогадаете, если наймете его. В России существуют компании, которые уже изменили концепцию, и начали нанимать людей не моложе 35 лет, а зачастую и старше 50, вот отзыв одного из предпринимателей:
Сотрудники из этой категории минимально мобильны. Работа таких сотрудников, как правило, находится недалеко от дома, а о регулярных поездках в другой город и речи не идет. Менять место жительства ради работы, такие сотрудники вряд ли будут, так как в месте их проживания у них все друзья, знакомые и им все известно. С возрастом люди сложней принимают новое, и это вполне нормально.
Как вы видите, у каждого типа сотрудников есть свои плюсы, и свои минусы. Идеально, если при приеме на работу вы отбросите все стереотипы, и будете руководствоваться только фактами, и возможно, вашей интуицией. Иногда стоит дать шанс молодому, неопытному, но амбициозному сотруднику, а иногда стоит присмотреться, и вы обязательно увидите бриллиант в 57 летнем сотруднике. Навыки и возможности сотрудника не связаны с его возрастом, они связаны с его профессиональными качествами. Не смотрите на возраст, как на лимитирующий фактор. Коллектив может выиграть, если вы сформируете его из людей разных поколений, но с этим нужно быть аккуратным.