Найти тему
Remont1969

Бельгийские пионеры. Automitrailleuse Blindee Auto-Mixte. 1911. Все начиналось с гибрида.

История техники удивляет прорывами и озарениями, которые не были реализованы в практике. В 1911 году в Бельгии был построен бронеавтомобиль Automitrailleuse Blindée Auto-Mixte с гибридным приводом и это не было единственной новинкой в этой машине. Рассказ об этой об этой оригинальной машине здесь.

Automitrailleuse Blindée Auto-Mixte/Бронированная пулеметная машина Ауто-Миксте

Страна: Бельгия

Год: 1911

Производитель: Auto-Mixte

Размеры: 5х1,5х1,6 (2,2 с прожектором)

Экипаж: 4-6

Вооружение: 2 x 7 mm Berthier Model 1910

Бронирование: 3-6 мм

Бельгийское машиностроение в начале 20-го века было на передовых мировых позициях, взращенная на дешевых конголезских алмазах, экономика обеспечивала высокий уровень жизни и уровень развития технологий. Производство стрелкового оружия было и в 19-м и в 20-м веках, да остаётся и сейчас мировым лидером. А там где есть развитое механическое производство, были и автомобили, по крайней мере в начале 20-го века. Созданный скорее всего как рекламный образец по продвижению продукции различных заводов в Льже и Херстале, бронеавтомобиль Automitrailleuse Blindée Auto-Mixte, построенный в 1911 году был ярким примером передового уровня бельгийского машиностроения вообще и инженерного и предпринимательского чутья семьи Пипэ. Прорывной броневик из Херстала был построен на шасси с гибридным приводом, в качестве вооружения использовал ручные пулеметы и имел систему целеуказания в виде мощного прожектора.

-2

Фирма Anciens Etablissements Pieper была основана в 1884 году Анри Пипэ (Henri Pieper) в Льеже, центре оружейного производства в Бельгии, свое название она стала использовать с 1905 года. Торговая марка фирмы была хорошо известна и в России, и даже в СССР, благодаря фильму "Место встречи изменить нельзя". Стрелковое оружие фирма выпускала под маркой Баяр (Bayard). С 1897 года фирма кроме ручного стрелкового оружия выпускала и автомобили. В 1989-м году Анри Пипэ разработал схему гибридного привода и фирма выпустила первый такой автомобиль. С этого момента и до 1905 года фирма выпускала на одном шасси автомобили с ДВС, электрические и Миксы - гибриды.

Первый гибрид Пипэ, 1900 год
Первый гибрид Пипэ, 1900 год
Схема первого гибрида Пипэ.
Схема первого гибрида Пипэ.

Гибридная схема Пипэ включала двигатель внутреннего сгорания от которого приводился электрический мотор-генератор и момент передавался на задние колеса. При равномерном движении ДВС работал на колеса, а приводимый от него генератор заряжал аккумуляторы. При необходимости увеличить нагрузку например при движении в гору или для быстрого разгона электроагрегат включался как электромотор с питанием от аккумулятором и параллельно с ДВС увеличивал тягу на колёсах. В 1903 году на фирме Anciens Etablissements Piepe в связи с ростом заказов на оружие перестали выпускать автомобили. Но уже в 1905 году знамя подхватила специально созданная в Льеже для выпуска гибридных автомобилей фирма Авто-Микст (Auto-Mixte). Фирмой управлял люксембургский инженер Пескаторе (Théo Pescatore), а в акционерах была аккумуляторная компания Tudor в лице её владельца Анри Тюдо (Henri Tudor). Привод умел заряжаться на спусках рекуперируя энергию, а в остальном был классическим гибридом.

-5
-6

В 1909 году на машины Авто-Микст стали ставить бесклапанные двигатели системы Daimler-Knight. Практически бесшумные, приемистые, и как бы сейчас сказали - зелёные автомобили продавались плохо, не смотря на выдающиеся параметры. Машины были дорогие и тяжёлые, требовали квалифицированного обслуживания и больших затрат на эксплуатацию. Надежность из-за наличия двух двигателей разных систем и двух систем привода то же была не на высоте. В 1911 году производитель решил обратить внимание на "корпоративного" заказчика, такого как муниципальные службы и армия. В города поставлялись пожарные автомобили и автобусы, а военным в 1910 году были поставлены 4 подвижных машины-генератора для обеспечения работы радиостанций.

-7

В 1911 году военным показали новое в технике - бронеавтомобиль. Военным был предложен броневик, вооруженный двумя ручными пулемётами системы Бертье, то же новым словом в военной технике. Шасси Авто-Миксте было очень удобным для постройки на его основе броневика. Благодаря наличию тяжелых аккумуляторных батарей и такого же тяжелого электродвигателя центр тяжести машины был очень низко, что обеспечивало хорошую устойчивость даже с высоким бронекорпусом.

-8

Бронекорпус был простого типа с открытым верхом, можно выделить только наклон лобовых листов для увеличения угла встречи с пулей. Колеса имели металлические диски. В открытом бронекорпусе устанавливались два пулемёта. Для установки оружия были разработаны специальные крепления, которые можно было устанавливать на борт в любом месте бронекорпуса, позволяя сконцентрировать огонь на необходимом направлении. Большой объем боевого отделения легко позволял увеличить как экипаж, добавив десант, который так же мог стрелять из личного оружия, так и добавить пулеметные точки, усиливая мощность огня. Установленный по центру прожектор морского типа, благо генератор на машине был мощный, обеспечивал ведение боя ночью, целеуказание, а так же связь на больших расстояниях с кораблями и другими машинами.

automania.be
automania.be

Вооружен бронеавтомобиль был ещё одной новинкой - ручным пулемётом или по классификации начла век - автоматической винтовкой - Berthier model 1910. Не найдя интереса у французских военных Бертье начал сотрудничество с фирмой Пипэ - Anciens Etablissements Pieper, которая и занялась продвижением пулемёта, сначала с воздушных охлаждением в 1908 году, а затем и с водяным. Вот те самые трубки, что свисают с броневика и есть элементы водяного охлаждения пулемёта. Может быть именно эти трубки и были основной причиной, по которой точный, легкий и с малой отдачей пулемёт не нравился всем военным. Так как фирмы Пипэ и Авто-Микс, благодаря изготовлению автомобилей по патенту, были тесно связаны, не удивительно, что на броневике стояли пулеметы Бертье.

The Berthier model 1910 Фото: Gazette des Armes no.84
The Berthier model 1910 Фото: Gazette des Armes no.84

Колоборация производителя пулемётов с фирмой производителем шасси по его патентам была призвана не только предложить военным броневик на шасси Авто-Микст, но и заинтересовать, может быть даже по отдельности, легким пулемётом. Пулемет весил всего 7 килограмм, имел калибр 7-мм, патрон без закраины типа Mauser espagnol, имел переключатель между автоматическим и одиночным огнём. При испытаниях во Франции оружие показало себя точным, но с ненадежной системой охлаждения. Впрочем и попытка продажи пулемётов со странными трубками бельгийцам не удалась. Бертье продолжал совершенствовать свое оружие и все таки добился успеха. В 1928 году пулемет Vickers–Berthier хоть и проиграл в конкурсе на основной пулемёт для английской армии чешскому ZB vz. 26, ставшему BRENoм, но попал на вооружение индийской армии и английских территориальных войск. Всего было выпущено около 20-ти тысяч пулемётов. Но в конце концов пулеметы Бертье все таки оказались на вооружении английской армии в виде авиационных пулеметов Vickers Class K (Vickers G.O.), которые во вторую мировую войну применялись и на бронетехнике, особенно в африканской компании.

В 1911 году бельгийские военные явно не понимали зачем им нужен такой сложный бронеавтомобиль, даже предложенные вариант патрулирования побережья совместно с катерами, не прельстил военное ведомство. И хотя машина во многом опередила своё время вполне могла стать хорошим доводом в пользу бельгийцев в 1914 году, но недостатки, главным из которых была высокая сложность и цена похоронили проект. Фирма ненадолго пережила свой проект, в 1912 году из акционеров вышли аккумуляторщики, Тео Паскаторе ещё год под своим именем пытался продавать гибриды, но в 1913 все производство было продано фирме Gillet-Herstal для производства мотоциклов.

-12

Эта статья рассказывает о первом бельгийском бронированном автомобиле и предваряет цикл статей о бельгийских боевых машинах времен Первой мировой войны. Следующую статью можно прочитать здесь: Бельгийские пионеры. Часть 1. Automitrailleuse Charles Henkart. Первые "самодельные" бронеавтомобили.

-13

Источники:

RCforum.ru в особенности эксперты @slava и @alekse, которые определили боевую машины и указали на материалы о ней.

https://tanks-encyclopedia.com/auto-mixte-automitrailleuse-blindee/

https://www.automania.be/liste-marques-auto/auto-mixte-herstal-liege-1905-1912

https://www.automania.be/dossiers-themes/histoire/les-voitures-hybrides-dans-l-histoire

http://zonwar.ru/pulemet/Vickers-Berthier_MkI.html