«Мистерия-Буфф» — первая революционная пьеса, написанная и поставленная к первой годовщине Октябрьской революции. Над ее созданием работали три гения — автор В. В. Маяковский, режиссер В. Э. Мейерхольд и художник К. С. Малевич.
Вердикт критиков был однозначен: это провал
Эта постановка стала во всех отношениях событием выдающимся. Ничего подобного российская театральная сцена ещё не видела. Необычно было всё: рваный, «плакатный» текст, супрематические декорации, серые комбинезоны актеров, вместо привычных костюмов, абсолютно новаторская и потому непонятная режиссура — в этой пьесе Мейерхольд чуть ли не впервые в мировой театральной практике применил на сцене технику монтажа. Одну из центральных ролей, роль Человека просто играл Маяковский и играл превосходно. Но критика встретила спектакль более чем прохладно. Собственно, вердикт ее был однозначен: это провал. Но был ли провал на самом деле?
К сожалению, от первого спектакля до нас не дошло ничего: ни фотографий, ни костюмов, ни декораций… Все, что мы можем сейчас увидеть, это афиша и… книга.
Пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-Буфф», была выпущена в 1918 году. Эскизы афиши и обложки книги создал сам автор. Собственно, обложка — это и есть афиша, только в более лаконичном варианте. Обложка отлично передает основную идею произведения — конец привычного мира.
Даже по этой небольшой зарисовке видно, что Маяковский был замечательным художником. Его необычную художественную манеру очень сложно отнести к какому-либо конкретному стилю или течению. Современный художник и писатель Максим Кантор дал отличное определение обложке: «Конечно, это плакат; но это плакат, выполненный гениальным поэтом как иллюстрация к его утопической фантазии».
Возможно, это странно... А, возможно, и нет, но пьесу Маяковский посвятил Лиле Брик
Может показаться странным, что сатирическое произведение о революции Маяковский адресует своей возлюбленной. Но такова была страсть поэта к этой необыкновенной женщине — с момента их знакомства он абсолютно все свои произведения, независимо от их содержания, посвящал ей.
Пьесу о революции заказал Маяковскому нарком просвещения А. В. Луначарский
Луначарский был в восторге от «Мистерии-Буфф», назвав ее «единственной пьесой, которая задумана под влиянием нашей революции и поэтому носит на себе ее печать — задорную, дерзкую, мажорную, вызывающую».
Её премьера была приурочена к первой годовщине Октября. Но согласно «Автобиографии», Маяковский задумал «Мистерию-Буфф» ещё в августе 1917 г. Позднее, 31 января 1921 года, во вступительном слове на диспуте «Надо ли ставить «Мистерию-Буфф», он подтвердил, что начата пьеса была «ещё в эпоху Февральской революции».
Основным драматургическим приемом «Мистерии-Буфф» стало соединение высокого пафоса и комического начала
В самом названии, которое, на первый взгляд, является абсолютным оксюмороном, заложена полемичность. Мистерия — один из жанров религиозного театра, основанный на библейских сюжетах; буфф, буффонада — тоже театр, но комический, гротескный, площадной. По сути это политическая сатира, изложенная языком плакатов и газет. Она больше напоминает помесь уличного митинга с балаганом, чем традиционную театральную пьесу. Вместе с тем, тут присутствует подлинная героическая патетика, несокрушимая вера в возможность построения нового справедливого мира, в победу народа.
По словам самого Маяковского, его пьеса «…была велика тем, что впервые в песнопение революционной мистерии переложила будни».
В основу сюжета положена библейская легенда о Всемирном потопе и
Ноевом ковчеге, взятая из седьмой книги Бытия. Но вместо семи пар чистых и нечистых «скота и птиц небесных» у Маяковского люди.
После выступления Маяковского перед Центральной комиссией по устройству Октябрьских торжеств с кратким изложением «Мистерии-Буфф», пьесу решено было ставить. По словам самого Маяковского «При всех ее недостатках она достаточно революционна, отличалась от всех репертуаров». Режиссером постановки назначался Мейерхольд, «при ближайшем сотрудничестве самого поэта».
«Мистерия-Буфф» была первой пьесой, над которой Маяковский и Мейерхольд работали вместе
У них было много общего: оба новаторы, оба верили в революцию, в новое искусство и в то, что это искусство будет востребовано прямо сейчас. Собственно, не просто верили, а активно претворяли свои убеждения в жизнь. Конечно, они восхищались друг другом.
По воспоминаниям Лили Брик, «Во время постановок Маяковский и Мейерхольд бывали влюблены друг в друга. Маяковский восторженно принимал каждое распоряжение Мейерхольда, Мейерхольд — каждое предложение Маяковского. Пожалуй, они этим мешали друг другу».
Тем не менее, результат их совместной работы поражал. В дальнейшем им ещё дважды доведется сотрудничать друг с другом, уже в Москве — спустя два года, при повторной постановке «Мистерии», и гораздо позже, в 1929 году, при работе над пьесой «Клоп».
Декоратором и сценографом стал Казимир Малевич. Но единомышленниками Маяковский и Малевич не были. В дальнейшем их творческие пути никогда не пересекались
К тому времени Малевич уже успел написать свой «Черный квадрат» и разработать концепцию супрематизма, который стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его сильнейшей стороной была способность запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к конкретным образам. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах — прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате. Эти принципы Малевич в полной мере применил в работе над декорациями к «Мистерии-Буфф».
Чтобы зрители увидели произведение на сцене, Маяковскому пришлось изрядно потрудиться: найти место, где согласились бы поставить пьесу, саму раскрашивать афиши, а потом сыграть несколько ролей
Откровенная антиклерикальная направленность произведения настроила против него большую часть профессиональных актеров. Труппа Александринского театра, в котором первоначально предполагалось поставить «Мистерию», практически бойкотировала пьесу. После долгих перипетий для постановки было предоставлено здание Театра музыкальной драмы (консерватории), с чем администрация и сотрудники театра решительно не желали мириться, поэтому старались мешать, как могли. Даже книгу запретили продавать.
Афиши Маяковский раскрашивал сам, от руки, буквально в день спектакля, а расклейкой занималась его домработница Тоня.
Что касается актеров, то набирать их пришлось по объявлению, многие из них оказались любителями. Сложный текст Маяковского давался им нелегко, ему самому приходилось объяснять, как читать его стихи. Сам он тоже был задействован в качестве актера в роли Человека просто. В день премьеры выяснилось, что несколько актеров заболели, в итоге Маяковский заменил их и сыграл ещё несколько эпизодических ролей.
Тем не менее, несмотря на все сложности, 7 ноября 1918 года премьера состоялась.
Судя по всему, зрителям пьеса понравилась. По словам заведующего распространением билетов П. М. Лебедева: «В дни Октябрьской годовщины в Петрограде самый большой спрос на билеты был именно на эту пьесу» .
Но пресса была разгромной.
Известный критик А. Левинсон в театральной газете «Жизнь искусства» писал, что постановка вызывает «подавляющее чувство ненужности, вымученности совершающегося на сцене» , а авторов обвинил в политической ангажированности и желании «угодить новому хозяину». Представители советского театрального руководства решили, что «Мистерия» будет непонятна пониманию рабочих масс. Несмотря на то, что и Луначарский, и другие литераторы и художники вступились за спектакль, он был снят с репертуара.
Оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперёд
Почему постановка, которая так понравилась зрителям была объявлена неудачной и так поспешно закрыта? Скорее всего, ответ кроется именно в том, что, на самом деле, она была удачной. Публика прекрасно восприняла и обновленческий пафос Маяковского, и его веселую буффонаду. Пьеса мгновенно разошлась на цитаты, которые настолько прочно вошли в наш язык, что потеряли связь с источником, став по настоящему народными: «Одному бублик, другому дырка от бублика — это и есть демократическая республика» , или «Дивизия разом валиться наземь».
Понятно и вполне предсказуемо, что умудренной опытом театральной общественности в лице «старых завсегдатаев столичных премьер», постановка не могла понравиться в силу своего новаторства. Но то же самое новаторство отвратило от нее и руководителей культуры молодой советской республики. «Мистерия-Буфф» внезапно оказалась слишком революционной даже для большевиков.
Даже сейчас, в XXI веке, мы можем считать Маяковского одним из самых прогрессивных авторов и повторить вслед за М. Цветаевой: «оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперёд».