Палка, которой можно ткнуть и ударить, была, вероятно, одним из первых видов оружия, которые оценили еще шимпанзе. Заточенные и обожженные для придания твердости палки были хороши для охоты на различных животных, пока кто-то умный, но не очень добрый не догадался применить их против себе подобного. С тех пор началось триумфальное шествие копья, которое вышло из использования только после усовершенствования огнестрельного оружия.
Многие народы сделали копья и пики основой своего могущества. С их помощью господствовали на полях сражений древние греки, македонцы и карфагеняне. Ими били врага швейцарские наемники, германские ландскнехты и воины испанских терций. И даже американские индейцы племени мапуче из Чили сумели освоить такой вид оружия, нанеся череду неприятных поражений европейским конкистадорам.
Существовала только одна держава, которая сумела отказаться от копий, чтобы ей это потом не аукнулось. Римская республика сломала эту тенденцию и не только не начала проигрывать сражения, но и стала долговременным гегемоном воюющего с помощью копий мира.
Почему же это случилось?
Согласно историческим данным, Древний Рим, как и любая средиземноморская держава, всю свою историю опирался именно на фалангу и гоплитов. Когда ополчения вечного города сражались на сравнительно равнинных землях Лациума и Этрурии, это было действительно оправданно. Но легионы стали постепенно оказываться от копий после провального для них галльского вторжения и особенно – после тяжелых войн с самнитами в 4-м веке до нашей эры.
Когда квириты стали сильнее и начали выходить за пределы своей плоской, как лепешка, родины, они поняли, что мобильные мечники самнитов и галлов способны легко сломать фалангу, особенно, если сражение происходил в горах. Их ответом стала организация собственных вооруженных мечами подразделений. Клинковым оружием были оснащены новички гастаты, а также более опытные принципы. И только ветераны триарии в качестве основного оружия сохранили копье.
В дальнейшем, в ходе марианской реформы от триариев полностью избавились, и всех воинов вооружили только короткими мечами. Римлянам это сошло с рук, поскольку их первые противники выставляли мало кавалерии, а та, что имелась, атаковала метательным оружием, а не сокрушительным натиском в ближнем бою. В таких условиях отказ от копий был оправдан.
Обычно историки принимают то объяснение, что в условиях гор и пересеченной местности очень непросто воевать фалангой. Но в той же самой Греции хватает гор, рек и холмов, равно как их полно в Европе. Тем не менее, эллины и европейцы эпохи Ренессанса с длинными копьями как-то справлялись. Иными словами, сложный рельеф является только одной из причин полного перехода к клинковому оружию.
Сейчас я вам расскажу, в чем был фокус римских побед. Их причиной стало два нововведения – манипулярная тактика и пилум. У каждого легионера имелось два легких метательных копья, применение которых порой помогало без боя обратить в бегство варваров, и до столкновения ломало строй эллинской фаланги.
Что касается манипул, то такие ряды оказались более жесткими, чем у германцев, иберов и галлов, но более подвижными, чем у греков, карфагенян и македонцев. Римские полководцы умело играли на этих преимуществах. На войне с Пирром и при завоевании Эллады квириты все еще несли большие потери, потому что не вполне понимали, что их задача – проникать сквозь вражеские линии и бить с фланга. Но затем они осознали слабые стороны копья, которым хорошо ткнуть кого-нибудь с большого расстояния, но совсем невозможно пощекотать в ближнем бою. Первым это осознал, судя по всему, Луций Эмилий Павел Македонский, который получил этот титул за завоевание родины Александра Великого.
Со временем, когда империя столкнулась с кочевыми народами, прибывшими из Восточной Европы, конной армией Персии, регулярными вторжениями германских варваров, пришло понимание, что войско должно быть более гибким, быстрым и универсальным. Щит стал легче и круглее, мечи удлинились и стали чаще использоваться для рубящих ударов, копье вернулось и начало применяться для отражения лихих кавалерийских атак. Византийцы, поздние наследники Римской империи, оказались большими мастерами в его применении и держались копейного строя всю эпоху раннего средневековья, когда у других народов правильная фаланга была забыта.