Манк / Mank, США, реж. Дэвид Финчер.
Лучший фильм 2020 года?!
В гл. роли знаменитого сценариста и записного остроумца Голливуда\Нью-Йорка 1930-х- 1940-х г.г. Германа Манкевича (по прозвищу Манк) – Гэри Олдмен.
Мы становимся свидетелями создания литературной основы легендарного фильма «ГРАЖДАНИН КЕЙН» (1941), которую в муках рожает Манк, пытаясь выскользнуть как из-под студийного пресса, так и диктата режиссёра-творца, молодого гения с именем Орсон Уэллс (ОУ). Получив для производства фильма невиданный доселе в Голливуде карт-бланш, ОУ в итоге с огромным трудом добивается контроля над пост-продакшн и реального проката для своего шедевра.
Флэшбэки позволяют погрузиться в атмосферу Голливуда 1930-х, знакомят с крайне интересными и важными реальными персонажами, многие из которых зримо или незримо присутствовали и в «Кейне», составляли сюжетный «ствол» и неповторимый бэкграунд этого легендарного фильма-прорыва, будь то почти мифический ныне газетный магнат У.Р.Херст (он и стал прообразом гл. героя в сценарии Манка), боссы крупнейших студий или звёзды, старлетки «фабрики звёзд», амбициозные журналисты и политики.
Д.Финчер ставит перед собой сверхсложную задачу - создать синефильский продукт, который был бы годен к употреблению и хотя бы в относительно широкой аудитории; сделать не просто изящную стилизацию «под «Кейна», а «2-ю часть» великой картины ОУ.
«МАНК» призван вобрать в себя бОльшую часть споров, восторгов, возвышенных проклятий и низких сплетен кинематографического мира по поводу произведения, которое ещё совсем недавно считалось одним из лучших (ТОП-5) фильмов 1-го века Кино.
ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ МАНК
Семья Манк(и)евичей уехала из Германии в США ещё в конце 19-го века, Герман родился в Нью-Йорке. Говорят, мог одинаково ярко шутить и на английском, и на немецком. В середине 1920-х оказался в Берлине, где работал журналистом, писал скетчи для популярных кабаре, но деньги приносила солидная газета «Чикаго трибюн». Застал все культурные сдвиги и неповторимый «воздух свободы» Веймарской республики, глотать который не уставал призывать в своих публикациях; сшибал гонорары в Бабельсберге (Потсдам), ставшим основной площадкой самой продвинутой тогда европейской кинокомпании UFA…
В 1927 г. Манк, оказавшись весьма вовремя в Голливуде, настаивает на своей версии сценария знаменательной картины Д.фон Штернберга «Последний приказ», за гл. роль в которой будущий любимец нацистской верхушки, выдающийся немецкий актёр Эм. Яннингс получает первого в истории «Оскара» за лучшую мужскую роль.
Начало большого пути…Наш герой вовремя «ощутил» специфику слова в звуковом кино, «самость» экранных диалогов.
Во 2-й половине 1930-х студия MGM «выкупает» Манка (ставшего у к этому времени этаким брутальным О.Уайльдом голливудских гостиных) у «Парамаунта». Манк - герой позы, жёсткой остроты, заигрывания с левыми, конфронтации за бутылкой, что весьма выразительно воспроизводят в фильме Д.Финчер и Г.Олдмэн.
Во время маккартистской истерии начала 1950-х г.г. пострадали многие друзья и знакомцы Манка. Он не выступал, понятно, свидетелем обвинения, но и не делал широковещательных заявлений в поддержку собратов по цеху. Он просто ушёл в тяжёлый долгий запой, из которого, собственно, и не вышел, умер в возрасте 55 лет, 5 марта 1953 г., в один день со Сталиным и Прокофьевым.
«МАНК»! ЧЕМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРОГ ВЕРНОМУ СЕРДЦУ КИНОМАНА?
Превосходнейшая стилизация, начиная с первого кадра. Не всегда понятно, находимся мы внутри «Манка» или «Кейна». Фантастическая работа оператора с интригующей фамилией Мессершмидт; вся команда декораторов \ художников завершают визионерский парад-алле. Предельно убедительный Г. Олдмен.
Уже разбирают по абзацам полузабытую работу выдающегося американского критика 1960-70-х Паулин Кейл «Воспитание Кейна» (1970), в которой доказывалось, что ОУ имел слабое отношение к сценарию. Именно эта публикация «разбудила» отца режиссёра, Финчера-старшего, он стал собирать материалы для сценария.
На самом деле циничная П.Кейл использовала историю «Кейна» лишь как повод: ей почему-то совершенно не нравилась складывающаяся (в основном в Европе) система авторского кино, демиурги-творцы (Феллини, Чаплин, Бергман, Антониони, Висконти, Годар, Рене, «наш» Уэллс, Карне, Ренуар, Рид, др.) вызывали у жительницы Манхеттена постоянные подозрения.
Мне кажется, сейчас не стоит ломиться в открытую дверь: всем понятно, что сумасшедший гений ОУ по определению не смог бы «не пропустить» драматургию главного своего фильма через себя. Да, основную работу над сценарием провёл Манк, но сам фильм – прежде всего апофеоз демиурга - режиссёра, евангелие авторского кино (хотя самого термина тогда ещё не было).
Не уверен, что упоминавшиеся в начале творческие фантазии Д.Финчера реализовались; что-то, конечно, получилось, что-то нет…Очевидно, дуэль Манк-ОУ, их взаимное притяжение и отталкивание, любовь-ненависть могли получить более подробное и впечатляющее воспроизведение.
НО! Возможно, настоящая удача пришла оттуда, откуда не ждали. Картина стала, как мне кажется, настоящим ПРОЩАНИЕМ, одним из первых выдающихся эпилогов долгой и одновременно удивительно краткой (как оказалось!) истории Большого Кино.
Сложно представить себе, что стриминговые площадки, диктующие ныне моду в кинопроизводстве, найдут для себя мотивации в финансировании подобных проектов.
Мы даже не подозреваем, что будет с традиционным прокатом уже через 2-3 года, не отнесут ли бизнесмены от кино большую часть сегодняшнего мэйнстрима к артхаусу, загоняя искусство в гетто маленьких душноватых залов…
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Неожиданно для себя Голливуд, погрязший в охоте на ведьм и насаждении мрачной политкорректности, оказался перед непростым выбором:
- вот «Манк», вероятно, самый талантливый фильм 2020 года;
- и вот снова «Манк», среди 200 исполнителей которого нет (?) ни одного чёрного и содержатся явные намёки на вакханалию «демократической» прессы (хотя сравнения «исторического»\экранного Хёрста и современного сомнительного гения Mark Zuckerberg всё же кажутся надуманными).
Интересно, как всё закончится. Мой прогноз: если «новые» демократы поведут себя адекватно, всё пройдёт спокойно, картина Д.Финчера получит 3-4 награды (может, даже Г.Олдмана во 2-й раз отметят).
Посмотрим.
ПОСТСКРИПТУМ
Основные работы Германа Манкевича в Голливуде.
1931 г. ЧЕЛОВЕК ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА, «сольный» сценарий Манка, настоящий старт удивительной актёрской карьеры Уильяма Пауэлла, вошедшего в Топ-5 звёзд 1930-х г.г.
1933 г. ОБЕД В ВОСЕМЬ, костюмная мелодрама из жизни высшего света, талантливый постановщик Д.Кьюкор умудрился сохранить диалоги Манка в духе О.Уайльда.
1936 г. САН-ФРАНЦИСКО. Один из заметных фильмов 1930-х в биографии К.Гейбла и Дж.Макдональд. Сотворчество Манка и знаменитой в будушем сценаристки Ан.Лус, которое не привело даже к роману.
1936 г. ИМПЕРАТОРСКИЕ ПОДСВЕЧНИКИ. Оперативный (и удачный!) римейк австрийской картины, сделанный Манком в содружестве с «французским американцем» Дж. Фицморисом (2-мя годами раньше последний снял весьма стильный фильм «Нана, по Золя, с Анной Стен, «девушкой с коробкой»).
Благодаря Манку великосветская шпионская история стала менее бредовой, а У.Пауэлл в роли агента польских националистов вновь был элегантен и обаятелен, теперь уже в союзе с будущим двухкратным обладателем «Оскара» Л.Райнер.
1936 г. СЮЗИ, коллективный сценарный проект, на котором судьба свела Манка с Дороти Паркер. Вот уж, казалось бы, перст оной\судьбы!.. Встретились два талантливых одиночества; сильно пьющие, остроумные, расхристранные разнополые творцы…Манк чуть не разодрался с миниатюрной Паркер, вот и весь результат.
И всё-таки Манк нашёл в мрачных голливудских кулуарах родственную душу - им оказался легендарный БЕН ХЕКТ, один из гл. литературных апостолов классического Голливуда, двукратный лауреат «Оскара».
Вместе они «разминали» весьма интересные идеи, в итоге получилось, как минимум, два любопытных фильма: романтический детектив «ЭТОТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МИР», 1939 с незабываемым тандемом Д.Стюарт- К.Кольбер и «ТОВАРИЩ ИКС» К.Видора, 1940, где К.Гейбл вдохновенно играет авантюрного московского корреспондента заокеанской газеты.
Последняя картина весьма примечательна: абсурдистская комедия с фантасмагорическим воспроизведением событий и нравов предвоенной сталинской Москвы. Лента вышла в конце 1940 г. (примерно через месяц после того, как В.Молотов приехал в Берлин на решающие переговоры), и при всей своей мрачноватой клоунаде очень точно воспроизвела не факториум, а сам дух эпохи. Кстати, фильм весьма выразительно рифмовался со знаменитой «НИНОЧКОЙ» Э.Любича, вышедшей годом раньше.
1942 г. ГОРДОСТЬ ЯНКИ. Фильм-гимн в честь бейсбольных «Янки» вошёл во все антологии фильмов о спорте, здесь интересен прежде всего как раз сценарный каркас, задавший на добрых 20 лет формат спортивного фильма\героя.
1943 г. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, военный фильм, шутки про политику в сторону. Мягкая человеческая пропаганда. В гл. роли- невероятно популярный тогда милый карлик М.Руни, любимый партнёр Дж.Гарланд. «Оскар» за лучший сюжет (тогда был и такой!) проехал мимо Манка из-за странноватых бюрократических процедур.
1944 г. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ. Надо в очередной раз отдать должное Манку, уже получившему к тому времени «Оскара» за «Кейна»: он в одиночку бесстрашно запорол (?!) одноимённую изящную повесть Сом. Моэма. Но сделал это, как всегда, элегантно и остроумно.
Тем более, что с режиссёром Роб. Сьодмаком, одним из тогдашних новаторов «нуара», они говорили, в прямом и переносном смысле, на одном языке: Сьодмак эмигрировал из Германии в начале 1930-х вместе с другими немецкими профи, которые потом много потрудились во славу великой «фабрики грёз». Именно Сьодмак был главным движителем новаторского берлинского проекта «Люди в воскресенье» (1930), сочетавшего в себе элементы как игрового, так и документального кино. Манк проявлял к этому начинанию недюжинный интерес, и навсегда сохранил профессиональное уважение к «великолепной берлинской пятёрке» (Р.Сьодмак, Б.Уайлдер, Ф.Циннеман, О.Преминджер, Э.Уэлмер), вошедшей во все голливудские анналы.
1945 г. ИСПАНСКИЕ ЗАМОРСКИЕ ВЛАДЕНИЯ\КАРИБЫ.
Впервые Манк покушается на «территорию» Стивенсона-Саббатини, даёт свою версию пиратских приключений. Несмотря на авторитет режиссёра-мастодонта Ф.Борзеджа и его производственные возможности, результат был обескураживающий. Нагромождение нелепостей, чушь несусветная, если уж совсем коротко…Звезда «Касабланки» П.Хенрейд оказался в жанровом кино слабой копией Э.Флинна («Одиссея капитана Блада» и пр.), а М.О*Хара с переменным успехом лишь примеряла наряды из бездонных голливудских костюмерных.
1949 г. ЖЕНСКИЙ СЕКРЕТ. Психологический детектив в исполнении самого Ник. Рэя, его 4-й большой фильм; хорошая разминка перед безусловным шедевром «В укромном месте», 1950. Манк здесь удачно использует материалы голливудской мэтрессы В.Баумм («Гранд Отель», «Большой вальс») и даёт выразительные диалоги интересному дамскому дуэту М.О*Хара- Г.Грэм.
Как-то так...
Александр Блудышев