Найти тему
Любитель Медиевист

О Рыцарях и Рыцарстве ч.1

Оглавление

В прошлый раз мы остановились в момент укрепления феодализма и рождения рыцарства так что, вероятно, это значит что настало время поговорить о том кем же были эти прекрасные люди, не знающие ни страха, ни упрёка, а так же эксплуатирующие труд примерно 93% населения Европы.

Но сперва...

Симон де Монфор громит альбигойцев по зову не своего короля, но Святого Престола
Симон де Монфор громит альбигойцев по зову не своего короля, но Святого Престола

Нам нужно ознакомиться с новыми терминами, похоже это уже становится нашей доброй традицией. В средние века социальные институты развивались весьма динамично, а потому у нас, наконец, возникла необходимость поделить эту эпоху на несколько удобных для анализа этапов. Конечно, рыцарство всегда имело некие общие черты, но благородный сэр начала XV века и его дальний предок из XI всё же будут иметь довольно заметные отличия и перепутать их друг с другом едва ли выйдет.

  • Раннее средневековье. Как я уже определил в прошлой статье, само средневековье берёт начало с момента распространения феодализма. Значит ли это, что до нормандского завоевания, принёсшего с собой это континентальное новшество, в Англии ещё не наступило средневековье? Дабы не создавать трудностей в восприятии я объявляю что нет, когда феодализм начался в империи франков, тогда же средневековье началось и для всей западной Европы. Закончился же этот период в конце XI века, что я обосновываю радикальным повышением влиятельности Римских пап, случившимся из-за политических игр внутри Священной Римской Империи и реформ внутри самой церкви. Высшим проявлением этого усиления разумеется стал первый крестовый поход, заявивший на весь мир о наличии у престола святого Петра амбиций уровня светской власти.
  • Высокое средневековье. Распространение куртуазной культуры, рождение геральдики, крестовые походы - золотой век рыцарства. Именно в это время второе сословие формирует все свои политические амбиции, привилегии и полномочия. Этот этап так же характерен зарождением первых ростков капитализма, что случилось из-за прокатившихся по Европе коммунальных революций, а так же созданием первых парламентов, где по воле монарха, где по инициативе с низов. Рыцарство начало понимать свои коллективные, классовые интересы.
  • Позднее средневековье. За отправную точку можно взять вторую половину XIV века, приняв за яркий маркер Чёрную Смерть пронёсшуюся по Европу. Стремительная убыль населения пусть и стала настоящим шоком, но в тоже время сподвигла на многочисленные реформы, что позволило не только сохранить потенциал развития, но и в итоге вырваться в Новое Время. Этот этап характерен созданием централизованных монархий, объявивших злейшими врагами внутренних крупных феодалов. В этой борьбе главным союзником короны выступали мелкие рыцари, видящие в королях тех кто способен обеспечить защиту их интересов от нарождающегося класса буржуазии. В это же время приходят Возрождение и Гуманизм, принёсшие с собой регулярное налогообложение, костры инквизиции и религиозные войны. В целом, за конец всех средних веков я принимаю момент подписания Вестфальского мира в 1648 году, положившего конец 30 летней войне. Однако, старый мир окончательно сгорел лишь в огне буржуазных революций поразивших Европу чуть позже. Многие могут возразить, что XVI век это уже раннее новое время и конечно будут правы, просто такое определение не совсем подходит под мои критерии, однако специально для вас я всё же иногда будут использовать этот термин, описывая самый-самый закат средневековья.

Последний рыцарь

Тот неловкий случай, когда начинать приходиться с конца. Для того что бы начать повествование о рыцарстве было бы не плохо понять кто же является рыцарем и в качестве пищи для размышлений стоит обратиться к тем кого было принято называть последними рыцарями. Да, их было несколько. И да, в каком-то смысле последние рыцари всё никак не могут закончиться уже пять веков.

Да, их обоих называли последними рыцарями вполне имея для этого определённые основания. Более того, даже в наши дни существует не только "рыцарское поведение", но и официальное посвящение в рыцари. Если рассматривать рыцарей как конных воинов, то тогда они с успехом просуществовали до XIX века в виде различных кавалергардов набираемых из самых знатных аристократических родов, а если в виде солдат вообще, то вплоть до конца этого же самого века знать занимала практически все офицерские должности в армиях Европы. Как мы видим рыцарство это крайне многогранный цивилизационный феномен, который по устоявшемуся мнению должен был быть уничтожен в XVI веке пушками и мушкетёрами, но на наше счастье продолжил своё существование.

Впрочем, так же как было множество последних рыцарей, так было и множество событий которые вбивали в крышку гроба рыцарства, в его средневековом контексте, последний гвоздь. Историческая наука любит объявлять какое-то сражение поворотным в истории чего-то, так вот с рыцарями это началось примерно с Битвы золотых шпор 1302 года, когда цеховое ополчение фламандских городов побороло в полевом сражении французских рыцарей. Затем последний гвоздь неоднократно вбивали во время Столетней войны с ярчайшими примерами в виде Креси, Пуатье и Азенкура, где английские войска опираясь на пехоту нещадно громили всё тех же бедных французов. В 1444 году взошла звезда Швейцарской наёмной пехоты, которая спустя несколько лет погубила одного из последних рыцарей в лице Карла Смелого. И словно бы этого было мало, в 1525 году произошла битва при Павии в которой уже ландскнехты, созданные ещё одним последним рыцарем - императором Максимилианом, расставили всё по своим местам. Но ни смотря на это, слава французских жандармов продолжала греметь, а тяжёлая, бронированная, набранная из аристократов кавалерия сыграла решающую роль в Чуде под Веной в 1683 году. В это время будущему Петру Великому было 11 лет.

Кто вы, товарищ рыцарь?

Диего Веласкес. Да, он тоже был рыцарем и даже состоял в ордене Сантьяго.
Диего Веласкес. Да, он тоже был рыцарем и даже состоял в ордене Сантьяго.

Из описанного выше уже можно составить некий список критериев которым должен соответствовать настоящий эталонный рыцарь. Прежде всего стоит обратить внимание на само слово его обозначающее - в наш великий и могучий язык оно, вероятно, пришло как искажённое немецкое ritter - обозначающее всадника так же как и конкретно рыцаря. Во Франции этих безмерно благородных господ называют словом сhevalier образованным от глагола обозначающего верховую езду. В Англии же само рыцарство, chivalry, имеет точно такие же корни. Это прямое указание на то, как и для чего рыцарство было создано - для несения конной службы, что и оставалось основным применением рыцарей на протяжении всех средних веков. На латыни, которая оставалась главным языком бюрократии, рыцарей обозначали несколько другим словом - miles, не имеющим жёсткой привязки к верховой езде, но зато чётко обозначающее воина.

Следующий немаловажный фактор это принадлежность к аристократическому сословию, встроенность в феодальную иерархию. Традиционно, рыцарь это потомок рыцарей, желательно в нескольких поколениях, обладающий привилегиями закреплёнными на законодательном уровне. Начиная с высокого средневековья рыцарей уже нельзя подвергать физическим наказаниям, а представитель третьего сословия, то есть простолюдин, просто не имеет никакой юридической возможности подать на него в суд. Сохранение привилегий гарантируется наследственностью и сохранением службы доставшейся от предков. Это же в итоге приводит к созданию геральдики.

Наконец, хозяйственная роль. Получив от сюзерена землю, рыцарь обнаруживает себя участником хозяйственно-экономической деятельности. Он напрямую заинтересован в развитии своего феода, в конце концов чем больший оброк ему заплатят, тем лучше он сможет исполнять свою первичную функцию. С течением времени именно хозяйственная деятельность будет выдвигаться на первый ряд, но особенно заметным это становиться лишь в позднее средневековье. Особенности политической организации феодальных образований так же наделяют рыцаря, в рамках контролируемого им лена, высшей судебной, исполнительной и административной властью. Большую часть эпохи никто, даже король, не имел ни права ни возможности вмешаться во внутренние дела рыцарского домена.

Ну и конечно же - рыцарская культура, сама суть понятия о рыцарстве. Честные, достойные, благородные, отважные и щедрые. Разумеется это совсем не значит что рыцари были идеальными сверх гуманными людьми, порой даже наоборот, но соответствие этим качествам поощрялось и светской культурой и, что очень важно, самой церковью. Впрочем, самый мощный импульс рыцарству дало распространение куртуазной культуры в высоком средневековье и любой уважающий себя рыцарь с тех пор брал за образец Галахада или же Роланда. И да, я действительно только что указал что без рыцарских романов не может быть рыцарства. Вот вам курица и яйцо.

Сочетание этих факторов и даёт нам классического средневекового рыцаря, что в свою очередь указывает на то, что в полном смысле рыцарство появилось лишь в высокое средневековье.

Тема рыцарства на столько велика, что пожалуй, придётся разделить её на несколько частей. Тем более, что как мне кажется более короткие статьи лучше подходят для формата Дзена. Так что на этом пока возьмём паузу и я вновь попрошу вас оставить комментарий о моих неправоте да дилетантстве, а я в свою очередь пожелаю вам быть на столько же живучими как и феномен рыцарства.