Начало 1 части тут.
Муж и я стояли на дороге, около машины, мы возвращались в город из степи и с восхищением наблюдали, как мимо нас, со скоростью горного потока, несётся лавина живых тел, серо коричневого цвета, занимая всё видимое пространство. Это двигалось на север стадо сайгаков, коренных обитателей степного раздолья. Они шли спина к спине, мордой вниз, чтобы пыль не мешала дыханию. В степи стоял ровный гул, иногда слышалось, характерное всхрапывание. Периодически, над лавиной тел, свечкой взвивались вверх рогачи, определяя направление движения.
Постепенно гул затих, лавина тел исчезла за горизонтом. Мы стояли потрясённые. Что это было? Ах, матушка природа, ты полна чудес, сколько в тебе всего необыкновенного, радостного, и всё для гимна жизни. Мы поехали дальше, молчали. Да что тут скажешь?
Сайгаки всегда служили казахам добычей, использовали всё: очень вкусное мясо, шкуры и очень ценились и ценятся сейчас – рога, из которых издревле делают целебные препараты, в том числе и на силушку мужскую положительно влияющие.
В девяностые годы на сайгаков охотились с вертолётов, стреляя в стадо из автоматов, убивали много, а забирали только рога. Мало осталось этих коренных обитателей бескрайних степей, но всё же можно встретить, они мигрируют, то есть кочуют, как когда-то, казахи, с юга на север и обратно, за солнышком, за теплом, за кормом.
Сегодня хоронили коллегу, преподавателя-хирурга, казаха, умер в 40 лет от цирроза печени, как следствие алкоголизма. Сказывали, что руки его на операционном столе чудеса творили, да стали дрожать с похмелья, пришлось уйти. Директор взял его в училище преподавателем хирургии, часто сетовали коллеги, что опять в запое наш хирург. Мужчина красивый, породистый, умница, семья хорошая, а вот пришла беда…. Сам врач, всё понимал, ездили с женой везде, лечились, а толку…
Среди казахов, пьющих мало, но, если начинали пить, то спивались быстро. Нет у них защиты от алкоголя, тренировка поколений отсутствует.
Сказывали, что курили травку их предки и закладывали «насвай » за щёку, отсюда привычка плеваться. «Насвай», из разных трав делается, может добавляться табак или марихуана. Современные казахи курили табак.
Муж в эти времена пил редко да метко, стал напиваться, мучился с похмелья, похмелялся, я выговаривола, он, как всегда, отмахивался:
-Работа такая, вся на нервах, иногда надо расслабиться.
Что тут скажешь? Человек грамотный, умный, но иллюзией живёт, что ему не грозит алкоголизм, как другим, он не такой и в голову не приходит, что бедой может обернуться, ой бедой, бедой, когда смерть.