Найти в Дзене
Орден Антигероев

"Звездные войны": расширенная вселенная, новый канон, мнения и факты. Поспорим?

Оглавление

Некоторое время назад мы опубликовали перевод статьи "В чем расширенная вселенная была круче Диснея, и сколько раз Дисней превзошел РВ", которая сравнивала успехи старого канона "Звездных войн" с каноном новым, диснеевским.

Один из читателей, Михаил aka Sightsaber, не согласившись с заявленными тезисами, написал развернутую статью-комментарий, где доходчиво объяснил, в чем автор оригинальной статьи неправ и куда ему пойти.

Сегодня мы с удовольствием публикуем текст Михаила! Наше собственное мнение не во всем совпадает с его, мы не считаем диснеевский канон безнадежным и находим в нем для себя положительные черты (хотя отрицательных, конечно, хватает). Но нам нравится, как аргументированно наш комментатор доносит свою позицию - его утверждения не голословны, а подкреплены примерами и доказательствами. Это отличная грамотная полемика!

Техническое замечание: в связи с большим объемом текста мы поделили статью Михаила aka Sightsaber на две части.

Часть первая

Когда-то «Звёздные войны» были уникальной фантастической вселенной. Все ключевые решения по её развитию принимались создателем ЗВ Джорджем Лукасом – а значит, авторы были вынуждены работать в рамках единого и непротиворечивого мира и согласовывать свои наработки с более ранними произведениями.

К 2000-м годам сложилась единственная в своём роде система каноничности произведений. С одной стороны, она была весьма гибкой благодаря продуманной пятиуровневой системе каноничности и практике ретконов, с другой – целостной: все произведения, которым тесно было в рамках общей «непрерывности», выносились в маргинальный раздел «Бесконечностей». Именно благодаря этой целостности фанаты могли свободно и «бесшовно» путешествовать между «мирами» - кино, видеоигры, книги, настольные RPG и снова кино… Личные предпочтения жанров никак не мешали ощущать свою принадлежность к одной, общей вселенной.

В апреле 2014 года боссы компании Дисней, которым Лукас по причине немалого возраста был вынужден продать франшизу, увенчали свои головы лаврами Герострата. Легким движением руки Дисней уничтожил 99% доставшейся им фантастической вселенной. Подавляющая часть произведений стала «неканоном». Под нож диснеевской вивисекции пошло около 17 тысяч персонажей, сотни планет, звёздных кораблей и, самое главное, сюжетных линий, с которыми миллионы любителей «Звёздных войн» шли рука об руку в книгах, комиксах, видео- и ролевых играх.

Раскол был неизбежен: с одной стороны - приверженцы старого канона, с другой те, кому также пришелся по вкусу и диснеевский новодел. Старые фанаты отмечали падение качества во всех жанрах – в итоге от нового канона отвернулось множество людей, потому что, хоть на продукции мышиной компании и стоял привычный лейбл Star Wars , это были уже «не те» Звездные войны.

В свою очередь, сторонники диснеевского канона тоже не казались настроенными миролюбиво. По сей день они любят доказывать, что новые фильмы, сериалы, книги, комиксы и прочая продукция получились намного лучше старых. И что Дисней поступил правильно, когда предал расширенную вселенную забвению - якобы «Звездные войны» от этого только выиграли.

В некоторых случаях особенно активные фанаты Диснея используют методы классической манипуляции, чтобы доказать свою правоту. Среди их слушателей не все знакомы с расширенной вселенной времён Джорджа Лукаса. В таких случаях манипулировать общественным мнением бывает проще всего.

Хотите пример? Пожалуйста. Вот статья, опубликованная на сайте cbr.com. Вот ее перевод (Прим. редакции: перевод, как уже говорилось выше, выходил на нашем канале). Статья строится на сравнении старого и нового канонов: пять пунктов в пользу расширенной вселенной, пять – в пользу Диснея.

А теперь давайте посмотрим, почему ни один аргумент в пользу Диснея не выдерживает критики.

Император Галактической Империи Роан Фел, персонаж серии комиксов "Звездные войны: Наследие" (изд-во Dark Horse Comics)
Император Галактической Империи Роан Фел, персонаж серии комиксов "Звездные войны: Наследие" (изд-во Dark Horse Comics)

10. По поводу пункта «Плюсик РВ за проработку событий после Возвращения джедая»

Основная мысль пункта №10 в оригинальной статье: у Диснея повстанцы добили имперцев через год после смерти Палпатина, а вот в РВ война продолжалась еще целых 15 лет, в результате получилось более логично и захватывающе.

Комментарий: Здесь использован приём недоговорённости – с одной стороны, верно отмечено более логичное окончание гражданской войны в РВ, с другой - умолчали об огромном пласте событий ПостЭндора. А именно, о Юужань-вонгской войне, о кризисе Тёмного улья, о второй Галактической гражданской войне, расколовшей старых друзей и родных, включая семью Соло, о конфликте с Затерянным племенем ситов и о том, что у Галактической империи вновь появились императоры из династии Фелов.

9. По поводу пункта «Плюсик Диснею за привязку к фильмам»

Основная мысль пункта №9 в оригинальной статье: РВ – это пестрое лоскутное одеяло, лоскутики плохо гармонируют, а немалая часть контента ничего не добавляет фильмам. У Диснея три трилогии всегда на первом месте.

Комментарий: Это прямая ложь. В «лоскутном одеяле» РВ лоскуты эти куда лучше пригнаны друг к другу, чем в диснеевском каноне, в котором через сюжетные дыры высовывается то нога, то… низ спины. Сотрудники тогдашней Lucasfilm блестяще координировали авторов разных жанров, и благодаря этому одни и те же персонажи живут в самых разных произведениях, события в книгах могут влиять на события игр, а персонажи комиксов появляются на экранах.

Сеть взаимосвязей куда более густа, а подавляющее число противоречий закрыто ретконами. В отличие от внутренне противоречивых событий диснеевского канона (потому что система Единого канона очень негибкая). Заявление о том, что РВ ничто не добавляет к «основному» канону – смехотворно. Достаточно сказать, что для большинства посетителей кантины Чалмуна прописана биография и причина, которая привела их в злачную забегаловку Мос-Эйсли в тот день, когда туда заявились Оби-Ван и Люк.

Обложки романов трилогии Трауна Тимоти Зана ("Наследник Империи", "Темное воинство", "Последний приказ")
Обложки романов трилогии Трауна Тимоти Зана ("Наследник Империи", "Темное воинство", "Последний приказ")

8. По поводу пункта «Плюсик РВ за лучшие оригинальные истории»

Основная мысль пункта №8 в оригинальной статье: Обратная сторона медали – много книг и комиксов Дисней выпускает, чтобы залатать сюжетные дыры и объяснить то, что в фильмах не объяснили. Не все диснеевские книги/комиксы таковы, но у РВ с этим дело обстоит еще лучше.

Комментарий: Это недоговорённость: фраза «ещё лучше» неприменима, так как диснеевский канон не породил ни одной книги уровня трилогии Трауна Тимоти Зана, серии «Республиканские коммандос» Карен Трэвисс или романов «Уязвимая точка» и «Тысячелетний сокол» Мэтью Стовера. Хотя в остальном этот пункт – один из двух более-менее правдивых во всём обзоре.

7. По поводу пункта «Плюсик Диснею за перевес хорошего контента над плохим»

Основная мысль пункта №7 в оригинальной статье: В расширенной вселенной было много некачественной продукции (равно как и хорошей). У Диснея большая часть контента сделана на качественном уровне.

Комментарий: Это прямая ложь, над которой посмеётся подавляющая часть тех, кто знакомился с произведениями Диснея. На какого безглазого и глухого зрителя рассчитана эта фраза? Не будем про игры, книги и комиксы, давайте про фильмы. Сценарно из пяти полнометражных фильмов плохи пять: все они кишат логическими багами и противоречат даже самим себе (лишь «Изгой-один» благодаря выбранной стилистике и профессиональной игре Фелисити Джонс вытягивает на середнячка). После покупки ЗВ Диснеем качество ВСЕГО контента резко просело, и именно это привело к кризису франшизы. Про «неоригинальную трилогию», её вторичность и слабый финал уже всё сказано, но ведь и современные комиксы в лучшем случае можно называть «невыдающимися» (их авторы даже не удосуживаются давать имена описываемым планетам, поскольку понимают: это на фиг никому не интересно…)

 Игра Star Wars. Jedi Knight: Jedi Academy, стабильно входящая в тройку лучших игр по ЗВ
Игра Star Wars. Jedi Knight: Jedi Academy, стабильно входящая в тройку лучших игр по ЗВ

6. По поводу пункта «Плюсик РВ за игры»

Основная мысль пункта №6 в оригинальной статье: Расширенная вселенная производила очень качественные игры, к тому же количественный перевес тоже на ее стороне.

Комментарий: Единственный почти правдивый пункт. Самое смешное, что, если говорить о численном перевесе видеоигр, то в первые пять лет существования ЗВ по ним вышла уйма игр, только они были нелицензированными (к сожалению, боссы Lucasfilm в те годы очень боялись вкладываться в такой нестабильный рынок). Так что с чисто формальной точки зрения перевес за Диснеем, а не за Лукасом. Ещё тут стоит вспомнить, что игра Star Wars: The Old Republic остаётся одним из немногих мест, где до сих пор действует лукасовский канон. Диснеевский же канон за восемь лет существования запомнился лишь единственной Fallen Order - все остальные игры были либо проходными, либо раскритикованными.

Автор текста: Михаил aka Sightsaber

Окончание статьи читайте здесь!

Спасибо, что дочитали! Два раза ку за подписку и лайк :)

Ждем вас в комментариях! Приходите обсудить, с чем вы согласны или не согласны, а также какое будущее ждет франшизу с Диснеем - светлое или темное?