Некоторое время назад мы опубликовали перевод статьи "В чем расширенная вселенная была круче Диснея, и сколько раз Дисней превзошел РВ", которая сравнивала успехи старого канона "Звездных войн" с каноном новым, диснеевским.
Один из читателей, Михаил aka Sightsaber, не согласившись с заявленными тезисами, написал развернутую статью-комментарий, где доходчиво объяснил, в чем автор оригинальной статьи неправ и куда ему пойти.
Сегодня мы с удовольствием публикуем текст Михаила! Наше собственное мнение не во всем совпадает с его, мы не считаем диснеевский канон безнадежным и находим в нем для себя положительные черты (хотя отрицательных, конечно, хватает). Но нам нравится, как аргументированно наш комментатор доносит свою позицию - его утверждения не голословны, а подкреплены примерами и доказательствами. Это отличная грамотная полемика!
Техническое замечание: в связи с большим объемом текста мы поделили статью Михаила aka Sightsaber на две части.
Часть первая
Когда-то «Звёздные войны» были уникальной фантастической вселенной. Все ключевые решения по её развитию принимались создателем ЗВ Джорджем Лукасом – а значит, авторы были вынуждены работать в рамках единого и непротиворечивого мира и согласовывать свои наработки с более ранними произведениями.
К 2000-м годам сложилась единственная в своём роде система каноничности произведений. С одной стороны, она была весьма гибкой благодаря продуманной пятиуровневой системе каноничности и практике ретконов, с другой – целостной: все произведения, которым тесно было в рамках общей «непрерывности», выносились в маргинальный раздел «Бесконечностей». Именно благодаря этой целостности фанаты могли свободно и «бесшовно» путешествовать между «мирами» - кино, видеоигры, книги, настольные RPG и снова кино… Личные предпочтения жанров никак не мешали ощущать свою принадлежность к одной, общей вселенной.
В апреле 2014 года боссы компании Дисней, которым Лукас по причине немалого возраста был вынужден продать франшизу, увенчали свои головы лаврами Герострата. Легким движением руки Дисней уничтожил 99% доставшейся им фантастической вселенной. Подавляющая часть произведений стала «неканоном». Под нож диснеевской вивисекции пошло около 17 тысяч персонажей, сотни планет, звёздных кораблей и, самое главное, сюжетных линий, с которыми миллионы любителей «Звёздных войн» шли рука об руку в книгах, комиксах, видео- и ролевых играх.
Раскол был неизбежен: с одной стороны - приверженцы старого канона, с другой те, кому также пришелся по вкусу и диснеевский новодел. Старые фанаты отмечали падение качества во всех жанрах – в итоге от нового канона отвернулось множество людей, потому что, хоть на продукции мышиной компании и стоял привычный лейбл Star Wars , это были уже «не те» Звездные войны.
В свою очередь, сторонники диснеевского канона тоже не казались настроенными миролюбиво. По сей день они любят доказывать, что новые фильмы, сериалы, книги, комиксы и прочая продукция получились намного лучше старых. И что Дисней поступил правильно, когда предал расширенную вселенную забвению - якобы «Звездные войны» от этого только выиграли.
В некоторых случаях особенно активные фанаты Диснея используют методы классической манипуляции, чтобы доказать свою правоту. Среди их слушателей не все знакомы с расширенной вселенной времён Джорджа Лукаса. В таких случаях манипулировать общественным мнением бывает проще всего.
Хотите пример? Пожалуйста. Вот статья, опубликованная на сайте cbr.com. Вот ее перевод (Прим. редакции: перевод, как уже говорилось выше, выходил на нашем канале). Статья строится на сравнении старого и нового канонов: пять пунктов в пользу расширенной вселенной, пять – в пользу Диснея.
А теперь давайте посмотрим, почему ни один аргумент в пользу Диснея не выдерживает критики.
10. По поводу пункта «Плюсик РВ за проработку событий после Возвращения джедая»
Основная мысль пункта №10 в оригинальной статье: у Диснея повстанцы добили имперцев через год после смерти Палпатина, а вот в РВ война продолжалась еще целых 15 лет, в результате получилось более логично и захватывающе.
Комментарий: Здесь использован приём недоговорённости – с одной стороны, верно отмечено более логичное окончание гражданской войны в РВ, с другой - умолчали об огромном пласте событий ПостЭндора. А именно, о Юужань-вонгской войне, о кризисе Тёмного улья, о второй Галактической гражданской войне, расколовшей старых друзей и родных, включая семью Соло, о конфликте с Затерянным племенем ситов и о том, что у Галактической империи вновь появились императоры из династии Фелов.
9. По поводу пункта «Плюсик Диснею за привязку к фильмам»
Основная мысль пункта №9 в оригинальной статье: РВ – это пестрое лоскутное одеяло, лоскутики плохо гармонируют, а немалая часть контента ничего не добавляет фильмам. У Диснея три трилогии всегда на первом месте.
Комментарий: Это прямая ложь. В «лоскутном одеяле» РВ лоскуты эти куда лучше пригнаны друг к другу, чем в диснеевском каноне, в котором через сюжетные дыры высовывается то нога, то… низ спины. Сотрудники тогдашней Lucasfilm блестяще координировали авторов разных жанров, и благодаря этому одни и те же персонажи живут в самых разных произведениях, события в книгах могут влиять на события игр, а персонажи комиксов появляются на экранах.
Сеть взаимосвязей куда более густа, а подавляющее число противоречий закрыто ретконами. В отличие от внутренне противоречивых событий диснеевского канона (потому что система Единого канона очень негибкая). Заявление о том, что РВ ничто не добавляет к «основному» канону – смехотворно. Достаточно сказать, что для большинства посетителей кантины Чалмуна прописана биография и причина, которая привела их в злачную забегаловку Мос-Эйсли в тот день, когда туда заявились Оби-Ван и Люк.
8. По поводу пункта «Плюсик РВ за лучшие оригинальные истории»
Основная мысль пункта №8 в оригинальной статье: Обратная сторона медали – много книг и комиксов Дисней выпускает, чтобы залатать сюжетные дыры и объяснить то, что в фильмах не объяснили. Не все диснеевские книги/комиксы таковы, но у РВ с этим дело обстоит еще лучше.
Комментарий: Это недоговорённость: фраза «ещё лучше» неприменима, так как диснеевский канон не породил ни одной книги уровня трилогии Трауна Тимоти Зана, серии «Республиканские коммандос» Карен Трэвисс или романов «Уязвимая точка» и «Тысячелетний сокол» Мэтью Стовера. Хотя в остальном этот пункт – один из двух более-менее правдивых во всём обзоре.
7. По поводу пункта «Плюсик Диснею за перевес хорошего контента над плохим»
Основная мысль пункта №7 в оригинальной статье: В расширенной вселенной было много некачественной продукции (равно как и хорошей). У Диснея большая часть контента сделана на качественном уровне.
Комментарий: Это прямая ложь, над которой посмеётся подавляющая часть тех, кто знакомился с произведениями Диснея. На какого безглазого и глухого зрителя рассчитана эта фраза? Не будем про игры, книги и комиксы, давайте про фильмы. Сценарно из пяти полнометражных фильмов плохи пять: все они кишат логическими багами и противоречат даже самим себе (лишь «Изгой-один» благодаря выбранной стилистике и профессиональной игре Фелисити Джонс вытягивает на середнячка). После покупки ЗВ Диснеем качество ВСЕГО контента резко просело, и именно это привело к кризису франшизы. Про «неоригинальную трилогию», её вторичность и слабый финал уже всё сказано, но ведь и современные комиксы в лучшем случае можно называть «невыдающимися» (их авторы даже не удосуживаются давать имена описываемым планетам, поскольку понимают: это на фиг никому не интересно…)
6. По поводу пункта «Плюсик РВ за игры»
Основная мысль пункта №6 в оригинальной статье: Расширенная вселенная производила очень качественные игры, к тому же количественный перевес тоже на ее стороне.
Комментарий: Единственный почти правдивый пункт. Самое смешное, что, если говорить о численном перевесе видеоигр, то в первые пять лет существования ЗВ по ним вышла уйма игр, только они были нелицензированными (к сожалению, боссы Lucasfilm в те годы очень боялись вкладываться в такой нестабильный рынок). Так что с чисто формальной точки зрения перевес за Диснеем, а не за Лукасом. Ещё тут стоит вспомнить, что игра Star Wars: The Old Republic остаётся одним из немногих мест, где до сих пор действует лукасовский канон. Диснеевский же канон за восемь лет существования запомнился лишь единственной Fallen Order - все остальные игры были либо проходными, либо раскритикованными.
Автор текста: Михаил aka Sightsaber
Окончание статьи читайте здесь!
Спасибо, что дочитали! Два раза ку за подписку и лайк :)
Ждем вас в комментариях! Приходите обсудить, с чем вы согласны или не согласны, а также какое будущее ждет франшизу с Диснеем - светлое или темное?