Найти тему

Ребрендинг книг: плюсы и минусы

Первый вариант обложки "Ритуала" (Трое против Нави), созданный художником Евгением Котелевским
Первый вариант обложки "Ритуала" (Трое против Нави), созданный художником Евгением Котелевским

Самое мучительное в процессе создания книги, это, конечно же, написать первое предложение и придумать название. И если первое рано или поздно складывается и дальше процесс потихоньку набирает обороты, то со вторым все не так однозначно.

Мало того, что множество подходящих названий уже кто-то ранее использовал и повторяться не комильфо. Главная сложность в том, что очень трудно определить, какое название самое подходящее. Что-то может казаться гениальным автору, но совершенно не «заходит» аудитории. Что-то по задумке должно вызывать нужные ассоциации, а оно не вызывает. Что-то слишком пафосное и претенциозное, что-то откровенно скучное. А еще человек же задним умом крепок, и самое подходящее название может прийти уже после того, как книга свёрстана и опубликована.

Вот последний случай и разберем. Лично в моей практике сложности с переименованием книги возникали только однажды. Книгу о приключениях трёх студентов в мире предков, где им предстояло пройти испытание и совершить некий мифологический обряд, чтобы вернуться домой, я начал писать еще лет в семнадцать, и изначально она была просто рассказом на тридцать страниц. Называлась она «Тест на выживание». Но через несколько лет я понял, что сюжет в ней достоин более крупного формата и взялся перерабатывать её в роман. Он получил название «Ритуал». Однако в процессе работы мной овладели сомнения, и я переименовал его в «Изо всех сил». Наконец, когда работа вышла на стадию непосредственно публикации, я, скрепя сердце принял, что «Изо всех сил» – название «молчащее», оно не раскрывает содержания и не соотносится с сюжетом. И я заменил его на более подходящее, как мне показалось, название «Трое против Нави». Ну а что? Трое студентов проходят испытание в мире Нави, он же мир предков. Всё правильно.

Что тут началось! В чём меня только не обвиняли – и во вторичности, и в коммерциализации, и в эпигонстве. Как выяснилось, дело было в том, что название оказалось подозрительно созвучно циклу «Трое из леса» вышедшего из-под пера Юрия Никитина. И поклонники Никитина, конечно же, решили, что я хотел вызывать ассоциацию с этим циклом.

Правда в том, что во время работы над книгой я не только не читал Никитина, но и не слышал, что такой писатель существует. Не из-за предвзятого отношения – а просто потому, что жанр героического фэнтези сам по себе меня мало интересует – ну не моё это. Уверен, что он прекрасен – не могут тысячи поклонников ошибаться.

Нужно сказать, что в то время «Трое против Нави» уже благополучно стояла на полках самиздата и периодически его даже скачивали. И тут – такая «подстава»!

Поддавшись общественному давлению я приостановил публикацию. Заменил обложку, созданную прекрасным художником, моим другом Евгением Котелевским (ещё в то время, когда были готовы только первые главы), на собственный фотошоп-коллаж. И вернул книге название «Ритуал», которое вполне соответствовало сюжету и задумке, НО НИ КАПЕЛЬКИ НЕ ВЫЗЫВАЛО АССОЦИАЦИЙ С циклом Никитина.

Всё. Справился.

Нужно ли говорить, что последствия ребрендинга оказались неоднозначными . Во-первых, по просторам интернета до сих пор бродят ссылки на скачивание старого варианта книги, с прежней обложкой и названием. Во-вторых, «Ритуал» реже скачивали.

Короче говоря, я стал использовать двойное название, чем, наверное, окончательно всё запутал.

Такая вот (поучительная?) история. На самом деле, я, конечно, сгустил краски, рассказывая о возникших проблемах. Протекал процесс ребрендинга довольно рутинно и не так уж эмоционально. Но, как говорили парни из «Южного парка», сегодня мы многое поняли». Название – важнейший элемент произведения, и подходить к его выбору нужно сразу и тщательно, чтобы потом не пришлось мучиться сомнениями. Впрочем, саму книгу очень рекомендую к прочтению под любым названием. Уверен, что её вселенная (а продолжение планируется) покажется вам довольно оригинальной.

А в вашей практике имел место ребрендинг произведений? С каким результатом?