Автор: Евгений Гуляев
Смешно, душевно и очень кассово. Именно так можно было охарактеризовать недавно вышедшую «Душу». Позволю себе маленькое отступление. Я заметил, что с прошлого года (или мне просто кажется) массовый кинематограф стал всё чаще затрагивать различные социально-значимые темы, понятные простому обывателю и его же волнующие. Да что там говорить, фильм меня самого зацепил, я впервые за долгое время наконец-то ощутил «синхрон».
«Душа» поднимает преимущественно экзистенциальные вопросы. Сами создатели в интервью говорили, что их проект говорит о пространственно-этических идеях. Я думаю, многие согласятся, что нет ничего постыдного в том, чтобы задаваться вопросом смысла жизни. «Душа» — это история о простом человеке, учителе музыки Джо Гарднере, который пытается пробиться в жизни (и ему это удаётся). Мультфильм ненавязчиво говорит о том, что вдохновение может перерасти в одержимость и принести больше страданий, чем счастья.
Достаточно примитивная разница между Джо, видящим смысл жизни в музыке, и душой №22, которая не видит в жизни ничего, вносит немалый вклад в сюжетную канву мультфильма. Наиболее удачной фишкой мультика, на мой взгляд, является перемещение между телами. Подобный ход даёт героям непривычную перспективу на жизни друг друга и самих себя. Также можно заметить просто мастерски встроенную сатиру на бюрократию – в «предгробном» мире есть такой перс как Терри, дотошно занимающийся подсчётом умерших и у которого, как ни парадоксально, за минувшие столетия не было ни одной ошибки. Не было до побега Джо. Также стоит сказать пару слов о мире мультика, а их здесь, как я понял, несколько, и создатели, похоже, из кожи вон лезли, чтобы в наиболее простой форме объяснить логику окружающей действительности. Как видим, в «Душе» есть всё, что душе угодно.
Давненько не было архетипического анализа в моих рецензиях. И… барабанная дробь! Джо Гарднер это, пожалуй, тот редкий случай, когда человек достигает Самости (или, как сказал бы Курт Левин, закрывает гештальт). Самость – это термин введённый Карлом Юнгом, обозначающий достижение жизненного потенциала, осуществление себя. 22 – это вечный Бунтарь, которому удаётся преодолеть в себе инфантильность. Либба (мама Джо) здесь олицетворяет Плута, Джерри – типичнейшая Наставница, счетовод Терри – Привратник, капитан психоделического галеона Лунветр – Союзник, а парикмахер Дез на короткое время становится Вестником.
Формула мультика проста, как две копейки. Необычная идея, внутренний конфликт, обоюдная эмпатия персонажей, яркая приветливая цветовая гамма, дорогая графика – именно эти составляющие являются внутренним мотором мультфильма. Кстати, дизайн «Души» просто бесподобен. Старая добрая пиксаровская рисовка снова в деле. Персонажи двигаются, как живые. Особенно классно выглядят маленькие души с этими их призрачными контурами. Надо отдать должное Pixar – команда продолжает держать марку по части дорогих эмоциональных анимационных аттракционов.