В комментариях к одной из недавних статей читатели затронули тему воспитания собак. Кто-то покаялся, что порой кричит на своих собак и ему "перед Александрой стыдно, ведь она-то на своих никогда голоса не повышает".
Ой, мил человек! Ещё как повышаю... Нечего тут стыдиться, тем более передо мной.
Я - такая же, как и мои читатели. Разве что с небольшой разницей - у меня больше возможностей для изучения механизма отношений между собакой и человеком, результатами коих я делюсь с вами на своем канале. Ошибки я совершаю точно такие же, как и мои читатели. Просто вокруг меня больше людей, которые мне вовремя объяснят, где я не права. Вот и всё.
Читатели моего канала всё чаще замечают, что воспитание собак очень сходно с воспитанием детей. Признаюсь, я редко поднимаю эту тему, т.к. не многие могут увидеть эту связку в воспитании: собака-ребенок. Кажется, только один раз в каком-то "давнишнем" рассказе я упомянула о схожести механизмов воспитания и... конечно, огребла по полной от проходящих мимо канала пользователей Дзене.
Тогда я очень расстроилась. Сейчас, пожалуй, не расстроюсь. Агрессивных комментаторов всегда можно заблокировать, а дискуссии людей, умеющих уважать иное мнение, лично мне доставляют огромное эстетическое удовольствие.
Ну что, поговорим?
Сначала расскажу вам свою историю, случившуюся на прошлой неделе. Она как нельзя кстати иллюстрирует тему моего рассказа.
Имена и прочие наводящие параметры изменены, хотя герои рассказа дали своё согласие на эту публикацию. Но имена я всё же поменяю.
Пригласили нас на прошлых выходных всем семейством в гости. Одна из моих сотрудниц (пусть будет Лариса) отмечала день рождения и, будучи сама "особаченной" гражданкой, настояла, чтобы я пришла не только с Эдиком, но и с Кубой и Лялей.
Нас долго не надо упрашивать. Мы припёрлись, как есть! Лялька, разумеется, в трусах с кружевами, ибо у Ляльки течка.
У Ларисы - муж Николай, сын Жорик пяти лет и мелкая собака Линда породы чихуахуа.
Собаку нам не удалось рассмотреть вблизи. Линда ещё до нашего появления забралась под низкое кресло и оттуда шаманила тихим утробным воем отворот конкурентов от источника БЖУ на накрытом столе.
— Не бойтесь, — успокоила нас Лариса, — она оттуда не вылезет. Даже когда свёкр приезжает, она из-под кресла не выходит.
Ляля с Кубой попытались выковырять негостеприимную хозяйку из-под кресла, но та угрожающе тявкнула и продолжила свой шаманский обряд.
Зато Жорик с успехом заменил моим собакам товарища. Мы сначала следили за ребенком и собаками, а потом перестали. Собаки адекватные, ребенку вреда не причинят, ребёнок тоже научен бережному отношению к домашним питомцам, поэтому мы стали спокойно общаться на свои взрослые темы.
Темы, как водится, велись вокруг детей. Лариса с Николаем рассказывали про Жорика, со смехом вспоминая разные истории из детского сада, про поездки с сыном в горы, где он чуть не потерялся, про его проказы с родными бабушками и про много ещё чего.
— Представляешь, взял моду проверять все шкафы и сумки у свекрови. Как придёт к ней на выходные, так и обыск устраивать. Мы его уже и так, и эдак ругали, а он всё равно роется в чужих вещах.
— Следователь вырастет, — добродушно добавляет Николай, — будет улики искать.
На протяжении нашего разговора я заметила, что Жорик, как это всегда бывает у детей, одним ухом играет с собаками, а вторым впитывает услышанное от взрослых.
Через какое-то время в прихожей раздался звук упавшей с вешалки одежды. Лариса вышла посмотреть, что там случилось, и вскоре вернулась, ведя за собой наследника. Наследник вёлся за ухо, из чего следовало, что он в чём-то проштрафился.
— По сумкам рылся! Что взял, признавайся?!
Жорик хныкал и вырывался из маминых рук. Однако было видно, что до раскаяния ему ещё очень далеко.
— Ничего не брал! Я только проверил!
— Нельзя в чужих вещах рыться! Сколько тебе говорить?!
Оставим в покое будущего "следователя" Жорика. Родители у него умные люди и наверняка справятся с проблемой лишнего любопытства у пятилетнего сына.
Я же хочу с вами поделиться своим наблюдением. Будучи в гостях в чужой семье, наблюдая за отношениями между домочадцами, мне вдруг явственно увиделось, какие ошибки я допускаю в воспитании Кубы и Ляли. Помог мне в этом Жорик и его родители.
Вы помните, как Николай добродушно отзывался о пристрастии сына к обыску чужих ящиков и сумок? "Следователем будет" - говорил Николай, а его сын это слышал. Слышал и делал выводы - папа доволен, надо продолжать рыться у бабушки в ящиках.
То, что родители ругали мальчика за подобные обыски, было для него не так важно, как то, что ПАПА ДОВОЛЕН (а это косвенная похвала). Наказание - НЕ ВАЖНО. Важно - ПОХВАЛА.
Почему собаки и дети не воспринимают наказание, как причину изменить своё поведение? Тут пусть высказываются детские психологи, а я понятия не имею, почему до детей "не доходят" родительские подзатыльники. Не доходят они и до собак. И я тоже не знаю, почему.
Но я точно знаю, что любой подзатыльник - совершенно беспомощное средство. Оно просто демонстрирует бессилие родителя/хозяина перед его воспитанником.
Лично мне всегда УЖАСНО СТЫДНО, когда я бессильна привлечь внимание своих собак и кричу на них. Это - моя проблема. Это не собака виновата, что она не слышит меня, это я не могу до неё достучаться.
Помню, как однажды я вела запись какого-то трюка с Кубой. Куба делал не то, что надо, я психанула и накричала на него, добавив ещё парочку шлепков. Просматривая потом видеозапись, я ужаснулась, насколько ЭТО выглядит убого и позорно.
Хотелось бы мне сказать - "с тех пор я перестала кричать на своих собак и стала умной". Но нет, я так сказать не могу.
Однако с тех пор я ЧЁТКО поняла - это не собака меня не понимает. Это я не умею донести до собаки свою мысль.
Если вы, мои читатели, относитесь к своим питомцам несколько глубже, чем простые владельцы "бобиков" и "мурок", то вы поймёте, насколько похож механизм воспитание вашего питомца и вашего ребенка или внука.
Со стороны мне стало видно, что НЕЛЬЗЯ добродушно относиться к недостаткам воспитанника. Если уж я ругаю своего ребенка за лазание по чужим сумкам, то я НЕ МОГУ снисходительно отзываться о этом недостатке в присутствии других взрослых. Лучше промолчать! Потому что ребенок, слыша родительское "ну что с ним делать, он же ещё маленький!" воспринимает это за призыв к продолжению своих проказ.
Так же и собака - если я благодушествую при их ошибках (например, рывки на поводке...) и, ещё больше - радостно рассказываю о этой "милой оплошности" своим друзьям в присутствии собаки, то наказание собаки за ту же самую оплошность ни к чему не приведёт.
Собака слышит так же, как и пятилетний ребенок.
И, если по сумкам НЕЛЬЗЯ лазать НИКОГДА, то никакого благодушного "следователем будет" не должно быть НИКОГДА.
Если рывки поводка - это табу, то наше "ой, ну один раз можно" - НИКОГДА.
Кажется, это называется последовательность. То есть, если нельзя - то нельзя абсолютно всегда. Лично мне этого очень трудно достичь. Часто я просто не вижу, где именно я поощрила свою собаку за "милую оплошность". В результате имею массу пробелов в отношении со своими собаками.
Ну, вы поняли. А если не поняли, то это не вы не поняли, это я не сумела донести до вас свою мысль )))
Не забываем заглядывать на канал нашей кошки Маняхи. У неё там каждый день что-то новенькое )))