Энергетическая безопасность определяется нами как состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности. Данным угрозам подвержена энергетическая сфера, той или иной страны. Энергетическая сфера, представлена нами в качестве отрасли народного хозяйства, которая, так или иначе связана с энергетическими ресурсами. Если быть более точным, то речь идет о производстве, передаче, преобразовании, аккумулировании, распределении и потреблении энергии различных разновидностей.
В свою очередь, создание комфорта и безопасности в области энергетики – не самоцель. Дело в том, что поддержание состояния этой защищенности на должном уровне, призвано обеспечить четкое и своевременное выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей внутри государства. Так же, нами учитывается задача безукоризненного исполнения экспортных контрактов, возникающих из международных обязательств России по ее внешнеторговым сделкам.
Далее – переходим к рассмотрению угроз. Применительно к нашей стране - их множество. В нашей статье, будут перечислены наиболее актуальные из них. На наш взгляд, самым серьезным затруднением, является сокращение традиционных и привычных для Российской Федерации внешних энергетических рынков. Данное серьезное затруднение, усугубляется проблемами выхода нашего государства на новые энергетические рынки.
Иную угрозу, мы обозначим в качестве «двойных стандартов». Эта угроза, проявляется как лукавство и безответственность правительств некоторых иностранных государств, в исполнении ими принятых на себя договорно-правовых и международно-правовых обязательств. Существующая практика двойных стандартов, мощно подрывает стабильность работы финансовых механизмов энергетического рынка. Более того, год от года, становится очевиднее, что подобные хитроумные манипуляции, осуществляются ими, в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации, в частности, и народному хозяйству России - в целом.
В этой связи, наиболее угрожающей, является «шулерская подтасовка» основополагающих оснований международного нормативно-правового регулирования энергетической отрасли. Так, например, под предлогом реализации, очень часто надуманных задач климатической и экологической политики, происходит грубая дискриминация российских организаций топливно-энергетического комплекса. Очень часто перевираются юридические документы в области правового урегулирования ключевых вопросов в области диверсификации источников импорта энергоресурсов. Все это сопровождается оголтелым черным PR-ом, исходящим от ангажированных Западом средств массовой информации. «Изюминкой на торте» - является банальный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям «братских» иностранных государств, осуществляемый со стороны криминальных структур.
Понимание сущности угроз, имеющих место в сфере энергетической безопасности, позволит нам четче и подробнее обозначить характер сопутствующих рисков. Итак, на наш взгляд, в области энергетической безопасности, наиболее злободневными угрозами являются.
1. Догоняющий режим, при реакции отечественных организаций ТЭК на турбулентную динамику трендов в мировой энергетике.
2. Слабая оперативность в части, касающейся освоения новых технологий и применения эксклюзивных приемов коммерческого использования запасов углеводородного сырья.
3. Низкая эффективность работы механизмов, созданных для предупреждения дискриминации российских организаций топливно-энергетического комплекса со стороны иностранных государств и их объединений.
4. «Пробуксовка» системы противодействия отрицательному PR, идущему со стороны предвзятых средств массовой информации и «лидеров общественного мнения».
5. Крайне низкая подготовленность структур ТЭК к устойчивой деятельности в случае реализации военно-политических угроз.
6. Высокая возможность принятия ошибочных долгосрочных инвестиционных решений в условиях высокой неопределенности мировых энергетических рынков.
Итак, поверхностное перечисление угроз энергетической безопасности России, позволило нам провести беглый анализ ее ключевых рисков. В статье хорошо заметно, как большинство рисков и угроз, прямо связано с конъюнктурой международных энергетических рынков. Здесь, ключевой точкой, сопрягающей понятия национальной, энергетической и экономической безопасности, хотя и не плотно, но достаточно близко – является цена. Исходя из этого, экономико-финансовый состав энергетической безопасности, определяется нами как способность исполнительной власти обеспечить физическим и юридическим лицам, бесперебойный и оперативный доступ к энергетическим ресурсам по приемлемой цене.