В январе текущего года на высшем уровне власти снова заговорили о строительстве Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК). Президент поручил Правительству и Министерству финансов проработать перечень мер государственной поддержки, предложенный ранее главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Проект, обсуждаемый такими лицами, без сомнений, имеет гигантский масштаб. Однако и вопросов его строительство вызывает немало.
Целесообразность
Проект комплекса на юге Приморского края корпорация «Роснефть» разрабатывает с 2010 года. В планах построить производства мощностью 24 млн т нефтепереработки и 6,8 млн т нефтехимического сырья в год. Кроме того, запланировано возведение морского порта с терминалами для нефти и нефтепродуктов, железнодорожной ветки и электростанции. Строительство может быть завершено к 2030 году.
Комплекс позволит ликвидировать дефицит бензина в Приморском крае, создать около 100 тысяч рабочих мест в сфере добычи, переработки и транспортировки нефти. Проект прошел экологическую экспертизу, которая подтвердила соответствие производств необходимым требованиям безопасности. Так как нефтехимический комплекс является стратегическим объектом, разработка его документации ведется с особой тщательностью. В процессе строительства и технологического оснащения будут применены самые последние технологии.
Стоимость комплекса оценивается в 1,5 трлн рублей. Из бюджетов федеральных целевых программ будет выделено 100 млрд рублей. В качестве сторонних инвесторов долгое время рассматривали китайские компании, но позже в планы были внесены изменения. И на сегодняшний день окончательный список инвесторов не утвержден.
Несмотря на преимущества, которые может предоставить новый комплекс, по поводу его строительства ведется много споров. Сомнения в его необходимости появляются не только у населения края, но и у экспертов в области экономики, промышленности и экологии.
Уважаемые читатели, мы рады публиковать для вас статьи о значимых событиях нашей страны и мира. Наша деятельность осуществляется при поддержке проекта SFERA. Компания создает платформу приложений для развития современных людей. Переходите по ссылкам в шапке профиля, чтобы узнать о проекте больше. Спасибо!
Из нерентабельного в прибыльный
Основное препятствие на пути создания нового комплекса — его нерентабельность. Для получения прибыли от производств необходимо добиться значительных налоговых послаблений. С этой целью Игорь Сечин предложил расширить действие закона о стимулировании инвестиций в проекты по переработке этана и СУГ за счет предоставления обратного акциза производствам, сырьем для которых является нафта, перейти на формульную ставку акциза на прямогонный бензин (с коэффициентом «6») и ввести логистический коэффициент «2» для обратного акциза на нефть.
Еще несколько месяцев назад заместитель председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов выступал за создание комплекса при условии тщательной проработки всех его составляющих. Он отмечал высокую социальную и экономическую значимость проекта. В то же время Министерство финансов не поддерживало строительство комплекса из-за его нерентабельности. Замглавы Минфина Алексей Сазанов утверждал, что льготы, запрашиваемые «Роснефтью», превышают возможный положительный эффект для госбюджета.
Но в январе 2021 года вопрос практически решился. Владимир Путин поручил Правительству разработать меры господдержки проекта, а также дорожную карту строительства объектов инфраструктуры ВНХК и способы его обеспечения природным газом. Подобное поручение дает проекту зеленый свет. Минфин уже заявил, что проект важен и принесет большую пользу. Ведомство разработает план поддержки до 31 мая 2021 года.
Споры
Проект ВНХК разрабатывается уже более 10 лет, и за это время оценку ему успели дать многие организации и частные эксперты.
Много топлива — мало денег
Как уже говорилось выше, Восточный нефтехимический комплекс не будет приносить достаточной прибыли, а государственные инвестиции и налоговые льготы обернутся для бюджета убытками. Но зато, по заявлениям «Роснефти», на Дальнем Востоке ликвидируется дефицит топлива. Однако исследование, проведенное ОАО «ВНИПИнефть» в 2013 году, показало, что в регионе производится достаточно нефтепродуктов и в последние годы существенных проблем с их нехваткой не возникало.
В начале февраля текущего года, через 2 недели после одобрения Президентом строительства ВНХК, в Хабаровском крае наступил бензиновый кризис. Причиной многочасовых очередей на АЗС была названа «модернизация Хабаровского НПЗ». Можно лишь догадываться, что явилось настоящей причиной данной ситуации. Однако ясно одно: сложилась максимально благоприятная обстановка для продвижения нового масштабного топливного комплекса.
Выбранное местоположение комплекса — вблизи морского порта «Находка» — не способствует оптимальному решению задачи обеспечения топливом регионов ДФО. Здесь заканчивается экспортный нефтепровод, и для перевозок продуктов производства в Хабаровск, Якутию и Амурскую область потребуется прокладывать путь по железной дороге навстречу потоку нефтепродуктов. Это значительно осложнит логистику и приведет к ее удорожанию. А отпускные цены топлива должны обеспечивать окупаемость инвестиций.
Меж двух огней
Дальний Восток нефтепродуктами снабжают Ангарский, Ачинский и Омский НПЗ, расположенные по стратегическим соображениям в глубине страны (что диаметрально противоположно местоположению ВНХК), а также Комсомольский и Хабаровский НПЗ. По заявлениям специалистов, реконструкция этих заводов дала бы дополнительно 3 млн т бензина и 5 млн т дизтоплива в год. Однако вместо наращивания производственных мощностей ведется проектирование нового комплекса за 1,5 трлн рублей.
Избыток рабочих мест
Одним из основных аргументов «Роснефти» в пользу строительства ВНХК является создание 100 тысяч рабочих мест и снижение уровня безработицы в регионе. Но может возникнуть и другая ситуация: нехватка квалифицированных кадров. Уровень безработицы в Хабаровском крае составляет 3,5%, а в Приморском крае и Амурской области — 5,1% и 5,2% соответственно. По этим показателям регионы не относятся к проблемным. Зато входят в перечень областей, при переезде в которые гражданам оказывается господдержка. В данный список включены субъекты РФ, в которых потребность в работниках для реализации инвестиционных проектов превышает число безработных и сотрудников, предполагаемых к увольнению. В свою очередь на Ачинском и Ангарском НПЗ пройдут сокращения сотрудников из-за снижения объемов производства вследствие перенаправления их на ВНХК.
Экологическая ситуация
В самом начале разработки проект ВНХК был признан Ростехнадзором не соответствующим экологическим требованиям. Однако сейчас экологическая экспертиза пройдена, и указанный факт не является препятствием для строительства. Однако экологи предостерегают: вероятность нанесения значительного вреда уникальной природе края всё же существует.
В зону воздействия Восточного нефтехимического комплекса попадает Дальневосточный морской биосферный заповедник и морской заказник «Залив Восток». Ученые выступают против строительства, ведь экологическая ситуация в регионе уже достаточно удручающая. За 2020 год она стала еще хуже. Экологическая обстановка в некоторых местах залива «Находка» оценивается как катастрофическая. Вода загрязнена тяжелыми металлами, страдают не только флора и фауна, но и люди.
Выгоды
Тем временем работа над проектом Восточного нефтехимического комплекса вновь возобновлена. На сегодняшний день о его экономических и социальных выгодах можно сказать следующее.
В «Комплексной оценке проекта строительства Восточного нефтехимического комплекса» говорится о том, что «реализация проекта приведет к повышению эффективности использования углеводородного сырья, созданию продукции с высокой добавленной стоимостью, повышению инвестиционной привлекательности компаний на Дальнем Востоке, созданию отрасли переработки пластмасс в Дальневосточном ФО».
Преимущества строительства Восточного нефтехимического комплекса:
- объемы производства позволят обеспечить растущий спрос на моторные топлива и нефтехимические производные в ДФО;
- с помощью генерирующих мощностей будут обеспечены нужды самого комплекса и Приморского края;
- реализация продуктов с высокой добавленной стоимостью на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона принесет дополнительный доход;
- развитие ВСХК в перспективе позволит отказаться от использования импортной продукции в промышленности;
- внедрение новейших технологий повысит конкурентоспособность комплекса на международном рынке.
Поэтапное осуществление поставленных целей и задач радикально изменит нефтяную отрасль всей России, обеспечит суверенитет и лидирующие позиции нашей страны на мировом рынке черного золота.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA