Из воспоминаний далекой юности...
...Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам... ( отрывок их стихотворения А.С. Пушкина -"Бесы")
...Шел февраль 1986 года ! Работал , я тогда инженером на хлебоприемном элеваторе . Был молод , полон энергии и дерзких планов ! На производстве в то время приходилось заниматься практически всеми вопросами успешного функционирования предприятия - как основными технологическими процессами , так материальным обеспечением. В Советские времена материальное обеспечение всех производств было строго фондируемое . А, за счет выделяемых фондов обеспечивалось не более чем на 50 %. Что-то добыть из материалов , или из оборудования вне фондов, составляло не малую "солдатскую " смекалку. Ведь отпуск материалов вне фондов в те времена карался очень строго - как правило лишением премий , строгими выговорами. Поэтому приходилось искать каверзные пути их приобретения . Также , как и в текущий момент, тогда действовал принцип - ты,мне-я,тебе ! Было у нас на предприятии в то время подсобное хозяйство-большой свинарник. Вот и с Белорецкого Металлургического предприятия к нам частенько за свининкой наведовался их работник снабжения. Ну, а свининкой наверное ублажал свое начальство , да производил бартер , опять же на другие товары. Все века на Руси этот процесс продолжался и никогда наверное не закончится ! ...Взамен , мы приобретали не легальными путями с комбината необходимые для производства запчасти и материалы. Однажды , он мне подсказал, что в г.Оренбурге имеется богатенький завод "Инвертор"и будто бы он в настоящее время с предстоящим перепрофилированием закрывается . А, на этом заводе по знакомству можно добыть электроматериалы , которых у нас катастрофически не хватало . Отлична идея- подумал я , и не долго думая командировался в поход , прихватив с собой чековую книжку и 20 -и литровую канистру спирта в подарок кладовщику завода . Да , чуть не забыл упомянуть еще про 20-и литровую канистру с жидкими дрожжами , позаимствованными с местного пивоваренного завода . Товарищ мне подсказал , что они тоже станут не плохим подарком для кладовщика , который очень любит свою домашнюю бражку ( А. может самогон) ! Для осуществления своих планов , на местном предприятии "Сельхозтехника" заказал автомобиль "Урал -375 " и мы вдвоем , тоже молодым водителем, отправились в путешествие по Оренбургским степям .
Выехали рано утром - часиков в 6 , с таким расчетом , чтобы за светлое время преодолеть расстояние в 600 км , затем ночь отдохнуть и утречком загрузить машину товаром , а затем вернуться домой. Погода стояла прекрасная - не большой морозец в 20 градусов , ясное , звездное небо и тишина! Маршрут выбрали через через города - Сибай - Орск- Оренбург. Можно было проехать и другим более коротким путем через Башкирию ( 500 км), но в те времена дороги были отвратительные и решили не рисковать! ...Начало светать и мы , преодолев сотни полторы километров, решили немного передохнуть , перекусить , а потом уже без остановок продолжать свой путь. Но, погода уже через час стала резко меняться - подул легкий ветерок , а на горизонте появились кучерявые тучи. Вообще-то , мы не были озабоченны переменой погоды - ведь у нас самый мощный и проходимый армейский автомобиль Урал ! Так , без приключений добрались до города Орск . Шел небольшой снежок , через дорогу мела легкая поземка , а мы рассказывали друг-другу разные дорожные байки. Впереди , до цели оставалось еще преодолеть 300 км . Но, уже через полчаса пути повалил снег, усилился ветер и видимость дороги стала не более 100-50 метров. А, через короткий промежуток времени и появились первые снежные заносы на трассе. Все чаще стали стали появляться увязшие в сугробах легковушки , ГАЗоны . Наш Урал пока смело пробивал себе путь! Но, вскоре нас уже ожидал "сюрприз" ! В беспросветной , снежной мгле закончилась и трасса ! А, весь транспорт уже двигался по полевым ранее расчищенным дрогам. Так как основную трассу замело еще пару дней назад и сил у дорожной службы не хватало на ее расчистку и эвакуацию заметенных по самую крышу автомобилей !
Вновь проложенные и уже занесенные снегом, дороги от основной трассы оказались на расстоянии до 250 метров ! Позади нас остался последний в снежном плену Камаз ! Постепенно к снежной мгле начали пристраиваться и вечерние сумерки . Уповая на мощь Урала и его проходимость , мы с надеждой пробивали себе путь уже в одиночку ! Вскоре совсем стемнело и потерялись все очертания ранее пробитых в степи дорог.
Чтобы не потерять основные ориентиры в степи , попытались приблизиться к основной трассе , но в кромешной тьме и снежной мгле совсем потеряли ориентировку и заблудились . Топливо в баках было на исходе , и вскоре нас постигла участь позади задутых снегом Камазов ! Все - приехали ! Сели на мосты - ни взад и не вперед ! Через десять минут безуспешных попыток вырваться из снежного плена и топливо закончилось! За окном тьма , ледяной ветер и ни одного огонька от фар автомобилей ! Впереди длинная и холодная ночь . Мы в полном одиночестве в глухой Оренбургской степи . Просидев час в кабине Урала , начали потихоньку замерзать и для согрева приняли грамм по сто спирта . Спирт подействовал как оживляющее средство - начали готовиться к разведению костра из запасной камеры и запасного колеса . Водитель периодически включал фары автомобиля , в мифической надежде, что кто-то нам окажет помощь . Не знаю , на какое время нам бы помогло тепло приготовленного к розжигу костра , да и вряд ли мы его вообще смогли разжечь при такой сильнейшей снежной бури , но с надеждой тянули время на благополучный исход. А, в мыслях крутились слова старинной песни - ...Как замерзал в степи ямщик лихой "... И, вот чудо свершилось! Сквозь густую пелену бурана , далеко сверкнули огоньки какого-то транспорта и он направлялся в нашу строну.
Водитель отчаянно начал мигать фарами и вскоре мы увидели приближающийся трактор К-700 . Ура! Мы спасены ! Нас тракторист увидел по огням машины просто случайно. Оказалось в эту ночь на спасение людей замерзающих на трассе , власти Оренбурга подняли весь снегоуборочный и высокопроходимый транспорт, а также армейские подразделения оснащенные специальной техникой. Позже мы узнали от самого тракториста оказавшего нам помощь , что уже находились от главной трассы на Оренбург в пяти километрах от нее , а он ехал напрямую к трассе с какого -то поселка. С помощью этого трактора , мы добрались до сгруппировавшейся техники - были там и два армейских танка с навесным оборудованием для расчистки дорог и гражданская дорожная техника. По благодарили нашего спасителя - налили ему из своих н_з спирта литра три , позаимствовали у водителей топлива для своего Урала и уже вслед за спецтехникой тронулись в сторону Оренбурга . В Оренбург добрались когда уже начало смеркаться , метель стихала , а нам еще нужно было найти место где провести ночь в тепле . После не долгих поисков с помощью языка и прохожих , устроились в гостиницу и называлась она вроде бы Дом Колхозника или что-то в этом роде. Приют оказался довольно теплым , чистеньким и мы немного перекусив и приняв с устатка по сто грамм спирта , в приятной неге заснули богатырским сном ! Утром от бушевавшей ранее метели , остались только сугробы снега , на улицах Оренбурга работала очистная техника , народ бодро шел на работу . А, нам предстояло по раньше получить товар и двинуться в свои родные края ! К обеду все дела уже были сделаны и мы довольные благополучным исходом , счастливые и радостные от того , что вообще остались живы тронулись в обратный путь. Но, маршрут в это раз выбрали через Башкирию и он короче прежнего на сто километров. ...Но, не предполагали мы , что этот короткий путь домой , при поднесет нам мытарств не менее чем дорога в Оренбург! Все дороги в солнечной Башкирии оказались занесенные огромными сугробами и с большим трудом мы добрались только к утру следующего дня до города Магнитогорска , от которого последний отрезок пути до дома составлял 70 км. В Магнитогорске в это день , после снежного бурана стоял весь городской транспорт и передвигаться можно было лишь на машинах подобных нашему славному и героическому Уралу ! Но, и здесь нас ожидали не предвиденные обстоятельства! Объезжая увязшие в снегу автомобили ( в какой-то промышленной зоне) , мы продавили огромный сугроб массой машины и повисли картером на полутораметровой рельсе , торчавшей из земли ! Вероятно это был оставленный пасынок для ЛЭП ! Не стану описывать наши отчаяния , переживания и хлопоты по вызволению Урала из этого капкана - грустно от этих воспоминаний до сих пор ! Но, к позднему вечеру , мы все же закончили свое путешествие из города Оренбурга и следующую ночь уже провели у родного очага ! Вот такие приключения бывают в жизни ! В назидание молодым и еще не бывалым в сложных дорожных приключениях водителям хотел бы напомнить - перед дальней поездкой зимой , берите с собой по больше теплой одежды , лопаты , буксировочные троса , запас горючего, запас питания и хоть немного материала для разведения костра ! Пути Господни не исповедимы ! Да, хранит вас Бог ! И, не забывайте , что береженого и Бог бережет ! Благополучия всем в пути и счастливого возвращения домой !