Найти тему
Ольга Никитина

ДУЭЛЬ

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

(М.Ю. Лермонтов)

В 1837 году 27 января (8 февраля по старому стилю) состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Шарлем Дантесом (точнее - д’Антесом).

Изображение взято из открытых интернет-ресурсов
Изображение взято из открытых интернет-ресурсов

Все мы хоть немного слышали об этом событии, изучали в школе.

Я училась ещё в советской школе. С тех пор прошло сорок лет и в доступном информационном пространстве появилось много новых фактов, много новых мнений и трактовок произошедшего.

В делах такого рода истину узнать трудно, да и нет её, вероятно, в полновесном понятии этого слова.

Есть правда, своя у каждого из участников случившегося.

Тем не менее, мне было интересно еще раз окунуться в этот мир прошлых событий. Узнала много нового для себя и решила поделиться с другими. Я старалась при написании статьи использовать достоверные источники. Но «и на старуху может быть проруха», а не меня тем более. Это были все-таки не архивы и не реальные бумажные документы. Поэтому, прошу меня простить, если вы заметите неточности. Буду благодарна за подсказки и исправления.

В память о великом поэте и той трагической дуэли, произошедшей много лет назад, привожу описание некоторых событий, которые свели по разные стороны барьера Пушкина и Дантеса.

В статье использованы даты по новому стилю.

***

Дантес был третьим ребенком в довольно богатой дворянской семье Жозефа-Конрада Дантеса и его супруги графини Марии-Анны Гацфельдт.

Обучался он в парижском лицее Кондорсе (Бурбонский лицей) и военной школе Сен - Сир. Военную школу он, однако, не закончил. То ли был исключен после событий Июля за верность Бурбонам, то ли сам покинул школу не желая служить Луи-Филиппу.

Выбрал для себя военную карьеру, которую начал в Пруссии и в 1830-х годах продолжил в России.

Дантес, портрет работы неизвестного художника. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов
Дантес, портрет работы неизвестного художника. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов

В России же в 1836 году с ним произошло по моим понятиям довольно невероятное событие, хотя, может быть я просто плохо понимаю какие-то особенности того времени.

Итак, в 1836 году голландский дипломат и посол Нидерландов барон Луи-Якоб-Теодор ван Геккерн де Беверваард усыновил его, вполне совершеннолетнего, что дало ему новое имя - Георг Карл де Геккерн (Геккерен), данное событие было закреплено Указом короля Нидерландов.

Луи де Геккерн. Художник Йозеф Крихубер. 1843. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов.
Луи де Геккерн. Художник Йозеф Крихубер. 1843. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов.

В мае того - же года Дантес получил голландское подданство и был включен в голландское дворянство.

Позже оказалось, что на голландское подданство права он не имеет, хотя до конца жизни и остался голландским дворянином.

Для отказа в подданстве имелись серьезные формальные основания. Проведенное усыновление не соответствовало законам страны: Геккерну -старшему было менее 50 лет, его знакомство с Дантесом продолжалось всего 3 года, усыновляемый был совершеннолетним и, даже если закрыть глаза на эти несостыковки и предположить, что согласие получено, то оглашение усыновления по установленным законом срокам должно было состояться не ранее, чем через год, то есть 5 мая 1837 года.

Случай вызвал немало домыслов и разнотолков.

Высказывались предположения о том, что Дантес дальний родственник или незаконнорожденный сын Геккерна, а также о возможной гомосексуальной связи.

Во многих источниках упоминается, что знакомство их произошло по пути в Россию. Дантес, тогда молодой юноша, тяжело заболел, а Геккерн принял участие в его судьбе, сопереживал и привязался к молодому человеку.

К моменту усыновления мать Дантеса уже умерла, а отец против усыновления не возражал и принял предложение с благодарностью. Факт, по-моему, странный, хотя, может, дело было в баронском титуле.

По воспоминаниям, которые приводятся в разных источниках, Дантес был интересным молодым офицером, пользовавшийся успехом и в свете, и у дам. Есть даже информация о том, что первоначально к нему благосклонно отнесся и Пушкин.

***

Поводом для первого вызова на дуэль, который исходил от Александра Сергеевича, послужили письма. 4 ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям письма. В письмах находился анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «патент на звание рогоносца».

Текст пасквиля в переводе был таков:

«Патент на звание рогоносца

Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.

Непременный секретарь граф И. Борх».

Чтобы было понятнее «переведу» на современный язык некоторые слова:

-орден- это определенная организация со своими правилами и устоями;

-великий магистр- высшее лицо в ордене и руководитель;

-Великий Капитул- высшее учреждение ордена;

-коадъютер- заместитель.

В тексте послания упоминаются две фамилии – Дмитрия Львовича Нарышкина и Иосифа Борха.

Кто же это?

Мария Антоновна Нарышкина, урождённая княжна Святополк-Четвертинская была фрейлиной при дворе и любовницей императора Александра I или, как тогда было принято говорить, его фавориткой. Хотя на тот момент это был уже не действующий император.

Современники описывали её красоту, как «невозможную».

С Александром I у неё была совместная дочь Софья, которую воспитывала Нарышкина вместе с мужем обер-егермейстером Дмитрием Львовичем Нарышкиным, дочь, естественно, носила фамилию Нарышкина.

Таким образом, в тексте послания содержится достаточно открытый намек на близость Натальи Николаевны Пушкиной с царем. Для людей той эпохи это был очень даже не прозрачный намек.

Не случайно и применение в письме имя Иосифа Борха.

Жена Борха Любовь и Наталья Пушкина в одно время появились в петербургском свете. Обе были завидные красавицы, и по желанию Двора их мужьям было присвоено низшее придворное звание камер-юнкера, чтобы их жены могли украшать своим присутствием балы в Аничковом дворце.

Правда, Пушкин на тот момент уже получил признание как поэт, а Борх никакими особыми достоинствами он не выделялся. Карьерный взлет Борха связан только с его женой, ходили слухи, что Любовь Борх была некоторое время одной из фавориток императора.

А это уже был намек на «обласканность» Пушкина царем именно благодаря жене.

Изображение взято из открытых интернет-ресурсов
Изображение взято из открытых интернет-ресурсов

Так что отчасти, отстаивая на дуэли свою честь, Пушкин косвенно защищал и честь императора. Может быть, этим и вызвано особое отношение императора к похоронам поэта и посмертная забота о его жене и детях. При жизни, надо сказать, он Пушкина особо не жаловал.

Не могу сказать справедливы ли были намеки в отношении Натальи Николаевны, но люди того времени очень щепетильно относились к понятию чести. Хотя, конечно, как всегда и везде, кто-то подходил к этому фактически и трепетно слушал свою совесть, а кого-то заботила только формальная составляющая. Или, грубо говоря, подличать можно, но нужно, чтоб об этом не узнали.

Стоит заметить, что рассылками подобных «сочинений» по светским гостиным баловались тогда многие молодые «балбесы». Мода на подобные шутки пришла из Европы. Существовали даже определенные шаблоны, которые можно просто переписать, подставив туда любое имя, и не «заморачиваться» с сочинительством текста. Об этом писал, например, князь Трубецкой. Он говорил, что подобными рассылками, например, занимались и его племянники. Если провести параллель с современностью, то это нечто вроде «тролления» в интернете: и гадость сделал и сам не узнан.

Такие «дипломы» впоследствии при обысках после дуэли нашлись в сейфе у секунданта Дантеса - виконта д’ Аршиака, их полно было и у других молодых повес.

Но именно в случае с Пушкиным «диплом» сработал, как спусковой механизм. Почему?

Во- первых, он стал только формальным поводом, но была и причина.

Причина была в том, как отмечали многие современники Пушкина, что Дантес оказывал Наталье Николаевне повышенное внимание, а его приемный отец позволял себе двусмысленные высказывания о похищенном ею сердце Геккерна - сына.

Перешептывания и недомолвки, слухи и сплетни мало кого могут оставить равнодушным.

А Александр Сергеевич не отличался спокойным нравом, хотя и был отходчив.

Это доказывает его дуэльная история.

Он неоднократно вызывал на дуэль сам и был вызываем. Встречаются упоминания, что столкновение с Дантесом было в его жизни уже двадцать первым вызовом на дуэль. Пятнадцать раз инициатором был сам Пушкин, одиннадцать из них не состоялись ввиду примирения. Как я писала выше, поэт был вспыльчив, но отходчив. В остальных случаях, хоть выстрелы и гремели, но никто не пострадал.

Во- вторых, рассылка была массовой.

Возможно, если бы пасквиль получил один только поэт, то он бы мог отнестись к нему, как к грубой шутке. Но письма получили и его друзья. Причем в письмах для друзей находился второй запечатанный пакет, адресованный Пушкину.

Все получившие были поставлены в неловкое положение. Вскроешь сам внутренний пакет – совершишь бесчестный поступок, прочтя чужое послание.

Отправишь не вскрывая, почти наверняка перешлешь скверный пасквиль, и сам можешь прослыть его автором, ведь изначально никто не знал, что письма доставлены многим, а не одному адресату.

Совсем не отправишь, то есть присвоишь чужое письмо, то же действие не совместимое с понятием чести.

Любое из твоих действий может быть открыто свету приславшим письмо интриганом.

А понятия о чести тогда были очень иными и требовали, если не фактически, то, хотя бы, формально строго исполнения.

Почему после получения пасквиля Пушкин вызвал на дуэль именно Дантеса? Ведь намеки касались относительно Натальи Николаевны и царствующей особы.

Опять же, во-первых, неприличное поведение Дантеса по отношению к его жене.

И, во-вторых, авторами послания Пушкин счел Геккернов – отца и приемного сына. Он посчитал сходным почерк, да и бумага была иностранного образца, как подтвердил ему знакомый типограф Михаил Лукьянович Яковлев, видевший письмо.

***

Достоверно и сейчас неизвестно кто же был автором сего опуса.

На кого только не падали подозрения.

Под них попали и Елизавета Михайловна Хитрово, дочь знаменитого полководца Кутузова, хозяйка известного петербургского салона и подруга Пушкина, которая получив пасквиль бесхитростно переслала Александру Сергеевичу внутренний конверт.

Тень ложилась и на князей Ивана Сергеевича Гагарина и Петра Владимировича Долгорукова.

Последнему авторство пасквиля подтвердила даже проведенная в 1928 году криминалистическая почерковедческая экспертиза.

Позднее, однако, оказалось, что она была проведена некачественно, специалист обратил внимания только на схожие элементы почерка и совсем упустил из виду различия.

В дальнейшем в НИИ судебной медицины экспертизы проводились еще дважды, последняя в 1987 году.

Но автор пока так и не установлен. Было доказано только что оба диплома и адреса на конвертах, написаны одним лицом и это не Долгорукий и не Гагарин, а некое третье лицо.

Эксперты, кроме того, отметили что, скорее всего, диплом писал не француз, так как в исполнении французского текста есть серьезные погрешности, но и не простолюдин, а человек светского круга.

Некоторые этим «неким третьим лицом» считали молодого повесу Александра Раевского, сына прославленного генерала Раевского. Обласканный удачей и любовью света, знакомый с Пушкиным и соперничавший с ним в любовных делах, он в 1828 году попал в неприятный скандал, вступив на улице в перепалку с графиней Воронцовой, и был выслан без права проживания в столицах. Вернуться он смог только в 1834 году и, по воспоминаниям современников, не мог примириться с тем, что Пушкин женат на первой красавице и принимаем при дворе.

Наталья Николаевна Пушкина, портрет работы А.П. Брюллова. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов.
Наталья Николаевна Пушкина, портрет работы А.П. Брюллова. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов.

Как бы то ни было, но, повторюсь, пока достоверно автор пасквиля не установлен. Может быть, в будущем что-то проясниться, а пока мы можем только предполагать, как только предполагал и сам поэт.

***

Для защиты чести и достоинства своей и жены 4 ноября Пушкин отправил Дантесу вызов на дуэль.

Дантес вызов принял, но попросил 15-дневной отсрочки. А через неделю Жорж Дантес сделал предложение свояченице Пушкина сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой.

Екатерина Николаевна Гончарова, конец 1820- начало 1830-х годов. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов.
Екатерина Николаевна Гончарова, конец 1820- начало 1830-х годов. Изображение взято из открытых интернет-ресурсов.

10 января состоялась свадьба Екатерины Николаевны и Жоржа Дантеса.

Поскольку ситуация стала объяснимой и внешне приличной , как оказалось Дантес ухаживал за Екатериной, а Наталья Николаевна просто была рядом, то Пушкин отозвал свой вызов.

Сыграла свою роль и аудиенция, которую император дал поэту после свадьбы Дантеса.

Со слов Петра Андреевича Вяземского, близкого друга Пушкина, государь взял с Александра Сергеевича слово, что если история возобновится, то он не предпримет шагов, не поставив его в известность. Поскольку общение их осуществлялось через Бенкендорфа, то Пушкин перед роковой смертельной дуэлью написал на его имя письмо, предназначенное для государя, но отправить не решился. Позднее письмо было обнаружено в кармане сюртука, в котором он стрелялся.

***

Но скандальная история получила продолжение.

Поведение Дантеса и Геккерна - старшего в отношении Натальи Николаевны не изменилось, шутки и выходки балансировали на грани приличия.

23 января на балу у графа Воронцова-Дашкова ситуация вновь накалилась. Дантес оскорбительно шутил и в отношении своей жены Екатерины, и в отношении Натальи Николаевны, позволял себе активно ухаживать за последней, несмотря на присутствие Екатерины Николаевны.

А 25 января, как рассказывала много лет спустя Александра Петровна Арапова – старшая дочь Н. Н. Пушкиной от второго брака с П. П. Ланским, состоялось свидание Натальи Николаевны Пушкиной с Дантесом в доме Идалии Полетики. Из одних источников о свидании письмом попросил сам Дантес, из других пригласила хозяйка дома. Пушкина приехала, но хозяйки дома не оказалось. А вот Дантес, который, то ли угрожая оружием самой Наталье Николаевне, то ли угрожая застрелить себя из оружия, стал склонять жену Пушкина к близости был.

О свидании Пушкин узнал почти сразу из анонимного письма, а чуть позже и из рассказа супруги. Он поверил всему рассказанному и винить жену за свидание не стал.

Существует, однако, версия, что свидание было организовано Николаем I и что слухи о связи Натальи Николаевны с царем имели под собой реальную основу. А имя Дантеса послужило лишь прикрытием, поскольку сообщить имя своего реально преследователя Пушкина не решилась.

Подтверждением этого опять же может быть то внимание, которое оказал государь семье Пушкина после его гибели и впоследствии, когда Наталья Николаевна вторично вышла замуж и стала Ланской.

***

Как бы то ни было, но наутро 26 января 1837 года Александр Сергеевич отправил Геккерну-отцу письмо, которое написал еще в период первого обострения отношений.

Письмо было достаточно резким и оскорбительным, Александр Сергеевич понимал, что оно приведёт к новой дуэли.

Текст письма А.С. Пушкина барону Геккерну- старшему, взято из журнала «Огонёк», 1987год, № 6
Текст письма А.С. Пушкина барону Геккерну- старшему, взято из журнала «Огонёк», 1987год, № 6

В тот же день Дантес письмом объявил Пушкину, что вызывает его на дуэль и требует удовлетворения в кратчайшие сроки.

Такого развития событий никто не ожидал.

Друзья Пушкина считали, что вызов на дуэль будет от самого Геккерна - старшего, и, зная обоих противников, при таком раскладе смертельного исхода дуэли никто не мог предположить. Видимо поэтому никто из них не сделал попытку предотвратить дуэль.

Кстати, в секунданты Пушкин изначально пригласил британского дипломата А. Меджниса, но тот, понимая невозможность примирения, отказался.

В итоге секундантами стали Данзас у Александра Сергеевича и сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак у Дантеса.

***

Дуэль состоялась 27 января 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи.

Для дуэли были выбраны очень жесткие условия.

Изначально дуэлянты находились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер (конечное расстояние) составлял десять шагов, но стрелять разрешалось с любого места на пути к барьеру, даже с исходной позиции.

Дантес сделала свой выстрел еще на пути к барьеру, выстрел оказался точным. Пушкин был ранен в живот, ранение для того времени и состояния медицины оказалось смертельным.

Свой ответный выстрел поэт все же сделал. Пуля попала Дантесу в область груди. Некоторые современники Пушкина писали, что Дантеса спасло только то, что в этот момент он держал у груди руку. Пробив руку, пуля попала в одну из пуговиц мундира, это и спасло дуэлянту жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин прожил еще почти двое суток и скончался 29 января 1837 года, в пятницу, в 2:45 дня.

Похоронен он на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года его вдова установила на могиле надгробие работы скульптора Александра Пермагорова.

Могила А.С. Пушкина. Изображение взято из открытых интернет- ресурсов.
Могила А.С. Пушкина. Изображение взято из открытых интернет- ресурсов.

***

Какова судьба остальных участников этих событий?

Наталья Николаевна Пушкина только через пять лет начала появляться при дворе, хотя муж просил её соблюсти траур только два года. Еще через два года она вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. К четырём детям от первого брака с поэтом прибавилось три дочери от второго брака. Ланской сделал удачную карьеру. Злые языки, однако, утверждали, что это все же заслуга жены и результат её связи с императором.

Нидерландский дипломат барон Геккерн был отозван из Петербурга и переведен в Вену. Карьера его пошла на спад.

Дантес был арестован, разжалован в солдаты, но, поскольку он не был российским подданным, впоследствии в марте 1837 года был просто выслан за границу. Он сделал успешную карьеру политического деятеля и дожил до глубокой старости. Как утверждал он сам на склоне лет, если бы не та дуэль, то его судьба сложилась бы не так удачно. Скорее всего, он вынужден был бы доживать свой век в отставке где-нибудь на окраине России.

Екатерина Николаевна Гончарова прожила в браке с Дантесом семь лет, родила ему трех дочерей и сына, и в 1843 году умерла в родильной горячке. После смерти жены Дантес долго и безрезультатно судился с её семьей из-за наследства. Сестры Екатерина и Наталья увиделись после описываемых событий только один ещё раз, перед отъездом четы Дантесов за границу. По свидетельству очевидцев прощание было тяжелым, сестры рыдали, понимая, что это последняя их встреча.

Данзас- секундант Пушкина был приговорен к смертной казни, которая, однако, учитывая его боевые заслуги и награды, была заменена дополнительными двумя месяцами ареста вдобавок к тем двум, которые он уже находился в тюрьме после дуэли, после чего он был возвращен на службу.

***

Прошло немало времени.

Если кто и помнит имена Данзаса, Дантеса, Геккерна, то факты их биографий расплылись. Да и сами имена вспоминаются только как имена участников событий, связанных с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

А имя Великого Поэта и его произведения знакомы многим людям во всем мире.

Гений не подвластен даже смерти.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 1827 год. Изображение взято из открытых интернет-источников.
О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 1827 год. Изображение взято из открытых интернет-источников.