- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 51
На арене
Ярость, граничащая с отчаянием, охватила Дурьодхану. Он побежал навстречу Арджуне так быстро, как только мог. Его единственным шансом было – суметь подобраться к сопернику и одолеть его в ближнем бою.
А главная задача Арджуны состояла в том, чтобы не подпустить Дурьодхану близко. Лучник сражается на расстоянии.
И потому навстречу Дурьодхане полетели стрелы, град стрел. Он отбивал их своей огромной булавой, тратя силы, в то время как Арджуна стоял неподвижно, лишь натягивая и отпуская тетиву. Даже стрелы ему не приходилось доставать из колчана, они появлялись из воздуха! Такова была сила божественного оружия и талант лучника, владеющего им.
С трудом отбив первую атаку, Дурьодхана снова двинулся к Арджуне. Следующая стрела, воткнувшись в землю возле его ноги, превратилась в лед, и сковала ногу Дурьодханы до колена. Он разбил ледяной капкан и продолжил атаку, но Арджуна не собирался подпускать к себе противника.
Следующий выстрел сковал Дурьодхану по пояс, но он продолжал орудовать булавой, стараясь разбить лед, и тогда еще одна стрела покрыла принца льдом до самой шеи.
Дурьодхана стоял посреди арены, не имея возможности пошевелиться. Он мог лишь кричать от злобы и бессилия. А зрители на трибунах славили имя его врага – сына Панду Арджуны.
Гуру Дрона подошел к своему лучшему ученику:
- Вне всяких сомнений, ты победитель этих состязаний! – сказал он Арджуне, - Нет ни одного воина, который смог бы победить тебя.
И обратившись уже ко всем присутствующим, Учитель провозгласил, что Арджуна превосходит не только принцев династии Куру, но и во всем мире не найдется равных ему:
- Подданные Хастинапура! Ваш принц Арджуна – лучший в мире лучник!
Арджуна поклонился Учителю и прицелился, чтобы разбить ледяные оковы, державшие Дурьодхану, но не успел…
Чья-то огненная стрела разбила лед вдребезги, и, проследив за ее траекторией, все увидели неизвестного лучника на одной из башен.
- Кто ты? Кто позволил тебе стрелять? – строго спросил Гуру Дрона.
- Если в горах человек крикнет, то тут же отзовется эхо! И горам не нужно получать разрешение!
Произнеся это, лучник спрыгнул с башни и приземлился на арену также ловко и легко, как и принцы. Учитель Дрона продолжил:
- Юноша, ты бросаешь вызов Арджуне? Ты знаешь, что это состязание между принцами?
- Пока состязались принцы, я молчал, но вы так восхитились своим учеником, что бросили вызов всему миру, заявив, что Арджуна лучший! Я – часть этого мира, и готов проверить справедливость вашего утверждения.
Юноша был дерзок и смел, Арджуна уже готовился защитить честь своего Учителя, а главный министр переговаривался с Учителем династии Крипачарьей:
- Сейчас мы не можем объявить Арджуну победителем, но и принимать вызов от человека более низкого происхождения принц не должен, - рассуждал Видура.
- К тому же, если принц проиграет, династия Куру будет опозорена, - согласился Крипачарья.
Гуру Дрона, тем временем, внимательно смотрел на неизвестного лучника, что-то вспоминая.
- О чем вы думаете, Великий Гуру Дрона? – спросил тот, - Вы не уверены в своем ученике или в том, чему вы его обучили?
- Я помню тебя, - ответил Учитель, - ты приходил ко мне и просил взять тебя учеником…
- Нет! – перебил лучник, - тот мальчик умер, когда вы отказали ему!
Принц Дурьодхана внимательно наблюдал за разговором, ему нравилась дерзость незнакомца, он посмотрел на Шакуни – тот, одобрительно улыбаясь, сделал шаг вперед:
- Тебе повезло, юноша! Иначе, и ты остался бы без большого пальца правой руки! - Шакуни посмотрел на Дрону и продолжил: - Люди разными способами устраняют своих соперников, и некоторые прибегают к уловкам и хитростям…
Эта история с жертвой Экалавьи до сих пор болью отзывалась в памяти Арджуны, и потому, он ответил на оскорбительный намек Шакуни:
- Воин честно и открыто сражается в битве, а подлый убийца старается тайно отравить своего соперника! Не об этом ли вы хотите рассказать нам, дядя?
Шакуни был хитер и знал, когда нужно сменить тактику. Он улыбнулся и сказал примирительным тоном:
- Я лишь имею ввиду, принц Арджуна, что если ты не ответишь на вызов, это будет оскорблением для твоего Учителя!
- Я принял вызов в тот момент, когда он был брошен, и жду начала поединка, - ответил сын Панду.
Но тут в разговор вмешался Учитель династии Крипачарья, заявив, что перед началом поединка требуется узнать имя и происхождение соперника.
Ведь согласно существующей традиции царь мог сражаться только с другим царем или принцем, принц – с другим принцем или главным министром, главный министр – с другим, находящимся в той же должности, или с генералом…
Другими словами, воин может бросить вызов только равному или тому, кто стоит на одну ступень выше, чем он.
- Так кто же ты, юноша? К какой династии кшатриев ты относишься?
Ответом была тишина. Гуру Дрона, узнавший лучника, подошел к Крипачарье:
- Не спрашивай его. Он смелый воин, и не заслужил такого унижения…
- Унижения? – вдруг вскричал незнакомец, - рассказать о своем происхождении не является для меня оскорбительным!
И юноша во всеуслышание заявил, что он – сын колесничего Атхиратхи, Карна. На трибунах повисла тишина. Родители Карны находились там же, среди зрителей, и с волнением наблюдали за происходящим.
Учитель Крипачарья был возмущен:
- Сын колесничего? Да как ты вообще посмел изучать воинское искусство?! Ты не имеешь права бросать вызов принцу!
Но Карна на глазах у всего Хастинапура отстаивал свое право бросать вызов принцу и обществу. Его мать Радха стояла на трибунах с глазами, полными слез, а отец спустился на арену и, встав рядом с сыном, обратился к Учителю царской семьи:
- Простите его, о Великий Крипачарья! – он с мольбой посмотрел на Карну, - Пожалуйста, пойдем отсюда, сын!
Карна не двигался, и тогда зрители на трибунах стали махать руками, свистеть и кричать: «Уходи, сын колесничего!». А его мама Радха стояла среди них, плача и закрыв руками уши, чтобы не слышать, как ее сына изгоняют – общество не хотело принимать его!
Карна смотрел на трибуны, на недовольство людей… Им не было дела до его способностей, они пришли славить принцев, великих воинов, и не хотели видеть на арене простолюдина. Юноша, опустив голову, медленно пошел вслед за отцом.
- Стой, лучник! – раздался голос принца Дурьодханы.
Он никак не мог отпустить такого ценного союзника – воина, который осмелился бросить вызов Арджуне. Принц подошел к Карне и по-дружески положил руку ему на плечо.
- Я хочу задать вопрос Учителю царской семьи Крипачарье! – сказал он громко, чтоб слышали все.
Пока Карна стоял на арене, Дурьодхана размышлял, можно ли что-то сделать, чтобы поединок с Арджуной состоялся. И он привел примеры из истории, когда великие кшатрии принимали вызов даже от демонов. Это и был его вопрос – почему такое было возможно?
- Потому что оба противника были царями, - ответил Крипачарья.
- Значит, если бы этот лучник был правителем какой-нибудь провинции, он имел бы право бросить вызов Арджуне? Значит, дело не в происхождении, а в занимаемой должности? – уточнил Дурьодхана.
Все молчали. «Неплохо, мой мальчик!» - подумал Шакуни, с гордостью глядя на племянника. А Дурьодхана тут же объявил:
- Я назначаю Карну правителем одной из наших провинций! С этой минуты он – царь!
<< Глава 50 | Глава 52 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ