Ломать, как известно, не равно «строить», а вырубать деревья — не восполнять лес. Да, проведение лесовосстановительных мероприятий после вырубки лесов никто не отменял, но то при официальной, законной заготовке древесины.
Печально известные «чёрные лесорубы» проблемами обезлесения и экологии не интересуются вовсе, из года в год методично пуская под пилу богатства российского лесного фонда и переправляя их через границу своим иностранным клиентам в погоне за прибылью.
Ситуация, сложившаяся вокруг вырубки лесов в 2020 году, показала, что, несмотря на все принимаемые со стороны правительства Российской Федерации меры по противодействию нелегальной лесозаготовке и декриминализации отрасли в целом, полностью искоренить проблему в одночасье не удастся. Существования законопроектов, а после и самих федеральных законов на бумаге для этого определённо мало, необходимы решительные действия, а с этим, считают эксперты, в нашей стране всё обстоит несколько сложнее.
Незаконная вырубка лесов 2020 в России
Информация, полученная благодаря космическому мониторингу, показала, что в прошлом году наибольшее количество незаконных вырубок было организовано на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Так, например, в пресс-службе ведомства «Рослесинфорг» отметили, что одна из самых больших нелегальных лесозаготовок в России за 2020 год была обнаружена в июне специалистами Прибайкальского филиала вышеназванной организации в Тайшетском лесничестве, которое располагается в Иркутской области. Пострадало более 117 гектаров леса.
За первое полугодие 2020 года специалисты Рослесинфорга установили приблизительно 7,1 тыс. фактов нарушения лесного законодательства — это на 3% меньше, чем объём нелегальной лесозаготовки за аналогичный период 2019 года. Материальный ущерб, нанесённый деятельностью «чёрных лесорубов», был оценен специалистами в 4,6 млрд рублей.
Эксперты отметили эти положительные изменения: если в 2019 году на миллион гектаров космического мониторинга приходилось около 6,6 кубометра нелегальной лесозаготовки, то в 2020 году это число за аналогичный период времени снизился до 5,8 кубометра.
В целом по стране объём нелегальной вырубки леса в 2020 году составил 6,3 кубометров на каждую 1000 гектаров. Подавляющая часть незаконной лесозаготовки пришлась на Сибирский федеральный округ, в частности 37% от указанного масштаба – на Иркутскую область.
В октябре 2020 года вице-премьер России Виктория Абрамченко поделилась информацией о том, что ежегодно темпы сокращения российских лесов превышают их восстановление примерно на 450 тыс. гектаров.
В связи со столь неблагополучной динамикой правительство РФ приняло решения о разработке нескольких ключевых законопроектов, направленных на решение проблемы с нелегальной лесозаготовкой.
В соответствии с планом Правительства РФ по декриминализации лесного комплекса России было принято решение о модернизации системы ЛесЕГАИС и её последующей повсеместной эксплуатации. Согласно плану, под взор системы попадут все цепочки движения древесины, от момента её добычи на лесосеке до получения готовой продукции.
Подробнее о системе ЛесЕГАИС читайте в статье «Цифровизации быть: ЛесЕГАИС обещает с 1 января 2021 года стать обязательной ».
Министерство природных ресурсов и экологии РФ также выступило с законопроектом, в рамках которого предполагается разделение лесного надзора и лесной охраны. Надзор должен быть полностью переведён на государственный уровень.
Ещё одна мера противодействия деятельности недобросовестных лесорубов —- запрет на экспорт необработанного круглого леса (кругляка) лиственных и хвойных пород. Законодательно решение должно заработать уже в следующем году.
Также в январе текущего года правительство РФ выступило с инициативой создания новой федеральной службы лесных инспекторов, что предусмотрено в обновлённой редакции Стратегии развития лесного комплекса страны до 2030 года.
Чем грозит нарушителям незаконная вырубка леса?
Наказание за противозаконную заготовку древесины в значительном, крупном и особо крупном размерах предусматривает 260 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Размер нелегальной вырубки Предусмотренное ст. 260 УК РФ наказание Значительный
Свыше 5000 рублей Штраф до 500 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до 3 лет.
2-годичные исправительные работы/обязательные работы на 480 часов.
Возможно лишение свободы сроком до 2 лет со штрафом от 100 000 до 200 000 рублей! Крупный
Свыше 50 000 рублей Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или доход осуждённого за период 3-4 лет.
Принудительные работы на 3-4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.
Лишение должности сроком на 3 года.
Лишение свободы на 4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей с лишением должности до 3 лет. Особо крупный
Свыше 150 000 рублей Штраф от 1 до 3 миллионов рублей или доход осуждённого за период 4-5 лет.
Принудительные работы на 5 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей.
Лишение должности сроком на 3 года.
Лишение свободы на 7 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей с лишением должности до 3 лет.
Санитарно-оздоровительные мероприятия как прикрытие для незаконной вырубки
Зачастую рубки санитарного ухода, предназначенные для оздоровления лесного участка, становятся для него и близлежащих посадок настоящим бедствием. Часто ширмой для организации незаконных лесозаготовительных работ являются документы, законодательно оформленные на иные виды деятельности, включая проведение санитарных рубок.
Согласно оценке Константина Кобякова, эксперта Лесной программы Всемирного фонда дикой природы РФ по лесам высокой природоохранной ценности, главная проблема заключается в так называемой «серой зоне».
Под данным термином обозначают ситуацию, когда документация на проведение вырубки леса присутствует, однако она выдана без каких-либо на то оснований либо, напротив, выдана с соблюдением всех правил, а на деле работы идут совсем не по плану.
В обоих случаях страдает здоровый, не назначенный в рубку лес — под топор недобросовестных лесорубов попадают большие объёмы деревьев ценных пород, зачастую произрастающих вовсе за пределами обозначенной лесосеки.
Проблема нелегальных заготовок леса под видом санитарно-оздоровительных мероприятий, по словам эксперта, в недавнем прошлом остро стояла в Сибирском федеральном округе , а именно в Иркутской области. Ранее рубки санитарного назначения проводились там без каких-либо стоящих оснований, однако к текущему времени ситуация успела выровняться.
Более всего, по мнению Константина Кобякова, от действий дровосеков-нарушителей страдают южные территории Дальнего Востока , поскольку именно на них произрастают столь ценные породы деревьев, как ясень и дуб. Эти виды древесины пользуются большим спросом у покупателей за границей, и потому практически весь объём незаконно заготовленного леса отправляется на экспорт. На внутренний рынок страны от этого количества поступает крайне малый процент.
Эксперт WWF отмечает, что постепенно объёмы переправляемой через таможню древесины снижаются. Если ранее количество экспортируемого ценного леса превышало количество выписанных разрешений на его вырубку в 2, а то и в 5 раз, то сейчас таможенные службы фиксируют сравнительно небольшое превышение по транспортировке дуба, а по ясеню этот процент почти вовсе отсутствует.
Не обошла проблема незаконных вырубок леса и зелёные богатства Кавказа — древесину таких ценных пород, как бук и дуб, вырубают там с незавидной регулярностью. Однако именно на экспорт, как утверждает Кобяков, идёт малый процент срубленного: практически всё отправляется на внутреннюю переработку. Потому масштабы нелегальной лесозаготовки на Кавказе не так велики, как стоило бы ожидать, хотя основную проблему это всё-таки не отменяет.
Незаконная вырубка 2020: кого ещё волнует российский лес
А волнует он, в первую очередь, природозащитные организации. Всемирный фонд дикой природы встревожен тем, что в ходе проведения санитарных вырубок российскую древесину могут заготавливать с крупными нарушениями действующего законодательства.
Посему WWF в декабре 2020 года призвал правительство и представителей лесной промышленности РФ принять меры по усилению контроля за ведением рубок санитарно-оздоровительного назначения, поддержав при этом опасения Лесного попечительского совета (FSC).
Ранее FSC России также обеспокоился ситуацией, сложившейся вокруг санитарных рубок в России. Связано это с тем, что древесина, заготовленная нелегальным путём могла попасть в FSC-сертифицированные цепочки, что, конечно же, совершенно недопустимо.
Именно поэтому Лесной попечительский совет в начале декабря 2020 года выступил инициатором исследования легальности санитарно-оздоровительных рубок в российских лесах. Привлечённые эксперты оценят, насколько часто проводятся санитарные рубки, каковы масштабы использования древесины, заготовленной в рамках подобных мероприятий держателями FSC-сертификатов, а также подвергнут анализу существующие пробелы в нынешнем лесном законодательстве и т. д.
К участию в исследовании FSC готов привлечь представителей гражданского общества ответственных лесных организаций и компаний.
Беспокоятся о состоянии российского леса и, как это ни парадоксально, в Великобритании. Печатное издание Guardian со ссылкой на доклад экологической организации Earthsight, пишет о том, что в некоторых британских магазинах торгуют дальневосточной древесиной.
Так, по данным Earthsight, доход от продажи дальневосточного леса в европейские страны составил около 870 млн евро. На снимках из космоса видно, что действия лишь одной компании-заготовителя обезлесили территорию, сопоставимую по площади со столицей Туманного Альбиона, а это около 1580 кв. км.