Понятие "отзыв" разбирают на уроках литературы в 5-6 классе. Но вот что конкретно надо писать, учителя часто не успевают рассказать на занятии, и школьники, не слишком увлечённые написанием сочинений, зачастую не знают, что от них требуется. Мы расскажем и приведем пример (по отрывку "История с рогатым экспонатом" из повести Владислава Крапивина "Палочки для Васькиного барабана" — курсивом это он, пример).
1. Немножко о книге и её авторе: почему ты её прочитал? читал ли ты другие произведения этого автора? читал ли ты похожие произведения?
Владислав Крапивин — известный советский писатель, который прославился своими произведениями для детей. Отрывок "История с рогатым экспонатом" (отдельная глава) из его маленькой повести "Палочки для Васькиного барабана" я прочитал на занятии Школы развития читательских компетенций в феврале. Это мое первое знакомство с творчеством Крапивина, и раньше я ничего о нём не слышал.
2. Чуточку о сюжете книги (только не раскрывай интригу произведения, никто не любит спойлеры!).
В главе описывается случай из школьной жизни, после которого пятиклассник Игорь Васильков стал знаменитым на всю школу. Эта история связана с увлечением Игоря — после посещения музея он стал заниматься насекомыми.
3. Общее впечатление: с каким настроением ты садился за книгу, оправдала ли книга твои ожидания?
Из названия главы непонятно, о чём она будет, поэтому для меня было неожиданностью, что за история прославила Игоря. Так что развернувшийся в этом отрывке скандал стал для меня сюрпризом. Я ведь думал, что Игорь сделал какое-то научное открытие.
4. Капелька о героях: они похожи на настоящих? они убедительно говорят? они поступают, как в жизни? ты веришь, что такие бывают?
Главный герой Игорь, и его одноклассники, и молоденькая учительница представляются нам совсем настоящими, живыми. Автору удалось ярко и живо описать пятиклассников, не смутившихся открытого урока, и их непосредственность: рисунки на доске, выброшенную в окно тряпку, случайно перепутанные жестяные банки... Вспоминая случаи из своей школьной жизни, думаю, что один из них с лёгкостью бы описал Крапивин в какой-нибудь своей книжке.
5. Эмоции от книги (это самая большая по объёму часть): автор написал о важном? ты согласен с автором? тебя задели события? ты сопереживал героям? как бы ты повёл себя на месте героев?
Я смеялся, когда читал эту главу. Автор смог изобразить грустное событие — срыв урока — так, что пожалеть хочется не практикантку, а Игоря, которому попало ни за что. И жука было тоже жалко, ведь он Игорю очень нравился. Если бы я был на месте Игоря, я бы постарался спрятать жестянку с жуком в рюкзак, чтобы сохранить её, но раз не получилось, хотя бы попробовал не позволить выбросить жука в окно. Вряд ли бы у меня это вышло, но хотя бы было не так обидно.
6. Вывод: советуем или нет? кому может понравиться книга? стоит ли её читать? если не стоит, то какую бы книгу на эту же тему ты бы посоветовал?
"История с рогатым экспонатом" — это забавный отрывок, который быстро читается и заставляет задуматься: всегда ли дети виноваты в срыве урока? Думаю, эту главу из повести Крапивина стоит прочитать всем пятиклассникам и даже учителям. А сам я планирую прочесть повесть целиком, и тогда решу, советовать ли её своим друзьям.