Найти тему

Мнемотехника: как запоминать легко и с удовольствием

Оглавление

Вы заинтересованы в том, чтобы стать более эффективным и действенным в изучении и запоминании информации? Независимо от того, учитесь ли вы в начальной школе, аспирантуре или в повседневной жизни, использование этих мнемонических стратегий помогут вам облегчить запоминание фактов, и они могут быть применены практически к любому предмету.

Мнемотехника , или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.

Сегодня я вам расскажу 9 мнемонических техник для легкого запоминания информации с помощью ваших ассоциативных навыков.

1. Мнемоническая техника - Ключевые слова

-2

Изучаете второй (или третий или четвертый) иностранный язык? Тогда вам поможет мнемоническая техника - Ключевые слова. Многочисленные исследования показали, что использование мнемонического метода ключевых слов улучшает процесс обучения и запоминания, особенно в области иностранного языка.

Вот как работает метод ключевых слов. Во-первых, вы выбираете ключевое слово, которое каким-то образом заставляет вас думать об иностранном слове. Затем вы представляете, что ключевое слово связано со значением слова, которое вы пытаетесь выучить.

Например, если вы пытаетесь выучить испанское слово кошка (cat), которое означает gato, сначала подумайте о воротах (gate), а затем представьте себе кошку, сидящую на воротах. Несмотря на то, что звук "а" в испанском сдлве "gato" короткий, а звук "а" в воротах (gate) длинный, начала похожи. Таким образом, визуализация и ассоциация должны вызвать воспоминание правильного слова.

2. Разделение - Как мнемоническая техника

Разделение информации на части - это мнемоническая стратегия, которая работает путем организации информации в более легко усваиваемые группы, фразы, слова или числа. Например, запоминание следующего числа: 47895328463, скорее всего, потребует немалых усилий. Тем не менее, если он разделен так: 4789 532 8463, его легче запомнить.

Интересно, что разделение - это одна из нескольких мнемонических стратегий, которые были изучены у людей с легкой формой болезни Альцгеймера. Результаты этих исследований показали, что разделение информации на части может быть полезна для улучшения вербальной рабочей памяти на ранних стадиях деменции.

3. Музыкальная мнемоника

-3

Один из способов успешного кодирования информации в ваш мозг-это использование музыки. Хорошо известный пример - песня о солнечной системе, но нет конца тому, что вы можете узнать, когда она поставлена на музыку. Вы можете узнать страны Африки, научные циклы, стихи на память, математические уравнения и многое другое.

Если вы поищете в Интернете, то обнаружите, что некоторые песни уже созданы специально для того, чтобы помочь обучить определенной информации, а для других вам придется придумать свои собственные. И нет, вам не нужно уметь правильно исполнять мелодию или записывать музыку, чтобы этот мнемонический метод работал.

Музыка также является эффективным инструментом для людей с умеренными когнитивными нарушениями и болезнью Альцгеймера. Мало того, что слова песен можно запомнить с детства, даже когда другие языковые способности почти исчезли, но они также могут более эффективно усваивать новую информацию, если она преподается с помощью музыки. Пример о солнечной системе (порядок планет): "За Меркурием Венера, вижу Землю дальше Марс, за Юпитером - Сатурн, за Ураном да Нептун", или про цвета радуги в виде стишка где каждая первая буква слова обозначают цвета: "Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан

4. Мнемонические стратегии букв и слов

-4

Акронимы и акростихи, как правило, являются наиболее привычным типом мнемонических стратегий.

Аббревиатуры используют простую формулу буквы для представления каждого слова или фразы, которые необходимо запомнить.

Например, подумайте о НБА, что означает Национальную баскетбольную ассоциацию.

Акростих использует ту же концепцию, что и аббревиатура, за исключением того, что вместо формирования нового "слова" он генерирует предложение, которое помогает вам запомнить информацию (стих про цвета радуги как пример).

Акростихи – это произведения с зашифрованными в них словами или целыми фразами. Чтение таких стихотворений развивает внимательность у детей.

Пример слово Лето:

"Летают птички, бабочки,
Есть жара и пух,
Такое время года,
Осень – его лучший друг!"

5. Рифмы в мнемонике

Считается некоторыми специалистами, что само рифмование — это один из сложных мнемотехнических методов, поэтому стихи запоминаются хорошо и иногда не нуждаются в дополнительных приёмах;

Способность запоминать и запоминать детские стишки часто обусловлена отчасти повторением, а отчасти рифмованием. Рифмующиеся слова могут быть использованы в качестве мнемоники, чтобы помочь нам узнать и вспомнить информацию.

Иногда вы можете переставить слова или заменить другое слово с тем же значением, чтобы заставить их рифмоваться.

Возьмите знакомое орфографическое правило: "жи-ши" пиши с буквой "и", "ча-ща пиши с буквой "а". Эта фраза застряла в нашей памяти, потому что мы слышали ее много раз, но также и из-за рифмы внутри нее.

6. Создание связей (ассоциация) как мнемонический метод

-5

Одна из мнемонических стратегий, помогающих кодировать новую информацию, заключается в том, чтобы связать ее с чем-то другим (метод ассоциации), с чем вы уже знакомы или знаете. Это придает ему смысл и облегчает запоминание. Установление связей - это своего рода отработанная репетиция, которая может быть применена практически к любому предмету или типу информации.

Например, представьте, что вы только что познакомились с человеком по имени Леван. Вместо того чтобы мысленно проноситься мимо его имени, обратите внимание и подумайте о том, как вы можете его запомнить. Возможно, вы заметили, что в имени Леван есть знакомое слово "лев" поэтому вы можете представить его львом или как он в зоопарке кормит льва. В следующий раз, когда увидишь его. вы подумаете: "Есть" это же тот самый парень который кормит льва и вы сразу вспомните его имя и сможете поздороваться по имени.

7. Метод Римской комнаты и Цицерона

-6

Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же мнемонического приёма, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объёмы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности.

Как это работает? В методе локусов ученик визуализирует комнату или знакомый путь через здание и мысленно связывает факты или информацию с конкретными местами или объектами на этом пути. Чтобы вспомнить то, что он узнал, вот-визуализирует движение через эту комнату или по этому пути, и каждая остановка по пути запускает другую часть информации. Этот метод также называют методом путешествия, создавая "дворец памяти" или стратегию мысленной прогулки.

Для запоминания какой информации можно прокладывать дороги Цицерона и возводить римские комнаты?

  • Если вам нужно выучить абстрактный список слов , привяжите их к опорным точкам: что-то вроде «кошка, спящая на лавочке на остановке», «стиральная машина, которую оставили у входа в магазин», «доброта, с которой были высажены цветы в клумбе». Также данный метод позволяет запоминать, например, опорные мысли для речи и тому подобные достаточно развернутые фразы (не только отдельные слова). Например, выделите в речи ключевые мысли и привяжите их к опорным пунктам.
  • Для запоминания короткого плана используйте метод Цицерона таким образом: на остановке стоит мужчина, читающий газету, в которой говорится о новом успешном проекте вашей компании (рассказать о проекте в общем). Около магазина привязана очень большая собака, которая растет буквально на глазах (показывает, как увеличатся продажи). Далее по пути клумба — работник высаживает совочком цветы (описать инструменты).
  • Если вы бы хотели запомнить некие тезисы , возьмите, скажем, такие образы: мужчина читает газету с конкретными сведениями о проекте, которые вы бы хотели озвучить; по мере роста собаки, на ее комбинезоне меняются цифры — с 0,05 до 21,7; работник высаживает цветы с помощью таких инструментов, как BTL или рекламная кампания. Здесь важно ярко представить себе данные процессы и закрепить эти образы (картинки) в памяти, несколько раз пройтись по римской комнате или дороге Цицерона и убедиться, что все на своих местах.
  • Если вам надо запомнить последовательность, которую вам только сейчас назовут (например, на спор запомнить 10, 20, 50 случайных слов), ваши действия будут точно такими же, как и в случае обычного использования метода Цицерона или строительства римской комнаты. Главное отличие — вам нужно будет очень быстро привязывать случайные слова к опорным точкам, при этом у вас в голове уже должен быть готовый маршрут. Как научиться быстро запоминать такие последовательности с первого раза? Упорно тренироваться.

Для того чтобы воспользоваться методом Цицерона, выберите хорошо знакомый вам путь , например, от дома до метро, от офиса до любимого кафе, где вы время от времени обедаете; дорогу до магазина, где вы чаще всего совершаете покупки. Конечно, путь можно придумать — самое главное, условие, чтобы вы отлично себе представляли трассу. Совет многих специалистов — по крайней на начальном этапе лучше использовать реальные маршруты.

В отличие от метода Цицерона, римская комната — это хорошо знакомое вам помещение (опять же, реальное или придуманное), как и во дворце памяти. Главное отличие римской комнаты от дворца памяти — здесь вы должны не просто находиться в каком-то помещении/здании, а ходить по нему по четко проложенному маршруту . Например, представьте собственную комнату и передвигайтесь по ней по часовой стрелке (или против часовой стрелки), возьмите «маршрут», который вы проходите, когда возвращаетесь домой с работы: кладете ключи на полку, вешаете куртку, снимаете сапоги.

8. Метод крючка или вешалки

Метод цепочки - это особенно полезная мнемоника для запоминания последовательной информации. Если сначала требуется запомнить следующий список в помощь вам упорядочить факты. Для начала нам потребуется выбрать для себя ключевые слова которые будут служить нам вешалками или крючками как вам удобно, чтобы на них вешать нужные для запоминания слова. Для примера представьте стену где прикручены 5 вешалок и по нумерациям даете этим вешалкам наименования: 1 = Слон, 2 = Кирпич, 3 = Меча и т.д., потом вы вешаете на них то слово которое вам нужно запомнить с помощью вашей фантазий - например вам надо запомнить список продуктов состоящий из молока, огурцов и бананов. Вы делаете следующее, представляете у себя в голове ту самую стену с крючками и представляете как слон висит на стене и пьет молоко хоботом и обливается, затем как кирпич падает со стены на огруец и расплющивает его по полу, дальше уже банан летит в сторону стены и благополучно разрубается на части с помощью меча который висит на нем.

Цель этой техники состоит в том, чтобы установить запоминающуюся связь с каждой новой информацией, которую вам нужно запомнить.

Этот метод позволяет вам вспомнить как конкретный фрагмент информации, так и правильный порядок, в котором он должен быть размещен.

Благодарю тебя, дорогой читатель за время которое ты уделил для прочтения этой статьи. Подписывайтесь, впереди вас ждут еще более интересные темы для расширения Вашего сознания.