Найти тему

Аэрофобия. Как помочь напуганной попутчице?

Смешно о серьезном.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Аэрофобия для некоторых людей проблема нешуточная. И я еще постараюсь написать на эту тему отдельную публикацию. А пока - маленькая забавная история, о том как я помог пережить "ужас полета" случайной соседке по рейсу.

Общеизвестен факт: больше всего человек боится неизвестности. Когда "Уважаемые соседи! Произошло что-то непонятное... смотрите вверх и по сторонам" - нам автоматически становится "стрёмно". Ну а если есть хоть какое-то понимание происходящего - то уже вроде бы и не так все плохо. Именно на этом и была основана моя нехитрая помощь.

Итак, летел я однажды на меленьком трудяге региональных авиаперевозок - старом советском Як-40 ("окурок" на летном сленге), - в чудесный город Сочи. Было нас в салоне всего девять человек, и я вольготно развалился у иллюминатора по левому борту в задней части салона. А впереди меня сидела молодая женщина, которая явно боялась летать. Но если взлет и полет на эшелоне дались ей достаточно спокойно - то к снижению над морем она явно запаниковала.

Як-40. Фото из интернета.
Як-40. Фото из интернета.

Самолет устремляется вниз, "к воде". Движки у нас на "малый газ". После крейсерского режима их почти не слышно. Для иного пассажира это уже пугающий фактор... заглохли, чтоль?? Но нет, у нас пока все нормально.

Итак, крутим заход... Ну, то есть, крутит его, конечно, экипаж... а я наслаждаюсь простором водной глади под крылом, и предвкушаю ощущение соленого ветра, шум прибоя, освежающую морскую водичку и прохладное пивко на пляже Адлера прямо под глиссадой, с видом на садящиеся и взлетающие борты.

А вот дама впереди моего наслаждения явно не разделяет. С каждой "эволюцией" (изменением пространственного положения) самолета ее паника заметно нарастает. У "окурка" ведь особенность какая? - самолет меленький, к турбулентности чувствительный.... (а в Сочи всегда турбулентность - море и горы ведь). Да еще и огромные колеса (шасси то бишь) прямо под задницами пассажиров.

И вот - "механизация, настало твое время!". Пошли закрылки. Самолетик взмывает и проваливается. Американские горки, "што ты". Движки то притихнут, то взвоют. Экипаж "сучит режимами". Болтаночка, сдвиг ветра... куда деваться.

Колёса... "Колеса" на Як-40 это песня. Резко возросшее при их выпуске лобовое сопротивление заставляет самолет "клюнуть носом". Экипаж "парирует" возмущения штурвалами - но пассажиры все равно чувствуют. Под "днищем" явно ощущается что-то жуткое: лязг металла и вибрация работающих механизмов, какая-то "самостоятельная жизнь" неведомого робота.

Побледневшая соседка перепуганно озирается, явно в поисках поддержки, и поворачивается ко мне. Губы что-то шепчут. Молится, что ли? - думаю. Ох ты ж елы-палы. Пора человека спасать!)

Сам-то я сижу - "лыба" чуть не до ушей, наслаждаюсь процессом!) Десантура, фигли!) Дайте мне парашют!) Да и авиацию я люблю, вне связи со службой в ВДВ.

Ну и говорю ей, улыбаясь во всю физию: да чего жы Вы так волнуетесь-то, мол? Все у нас нормально! вот, чуете - шасси вышли, на замки встали!) (я конечно "фиг его знает", встали они там или нет... это только у экипажа там "три зеленые горят"... но судя по тому, что мы продолжаем заход - все хорошо).

А тут снова закрылки на довыпуск. О, говорю, - видите? - все четко. Механизация крыла в работе. Поэтому и "валтузит" нас немножко. Ветерок дует, да всякая прочая аэродинамика. "Воздушные ямы" - их глазами-то не увидишь)) И "газики" подбирают не потому, что двигатели у нас глохнут - а наоборот, потому что мощи у них с избытком. И высоты у нас- более чем... (у воды-то "зеркальный эффект" - визуально не определишь, сколько там до моря - 100 метров или 1000.. но я-то знаю, что мы примерно на "высоте круга") Спокойно! - грю. Высота - метров 600, до полосы - километров 12. Все ништяк!) Пилотам там все видно - у них и стрелочки директорные, и компаса всякие. Не промахнемся!) и мимо земли не пролетим.)

Угадаем, сколько до воды? Фото из интернета.
Угадаем, сколько до воды? Фото из интернета.

Гляжу - вроде бы и полегчало ей!) Значит - не зря старался!

Знание - великая сила!)

Правда перед самой посадкой, когда нас ветерком у земли заболтало, и крены стали "сбоку-набок" градусов по 15 - она снова чуть занервничала... А мне-то наоброт в кайф!) Как на аттракционе!) Ну и "ору" ей, как в "Брилиантовой руке", голосом Лёлика:

картинка из интернета
картинка из интернета

Гы-гы-гы!!!) Гляжу - тоже заулыбалась!!!)) Ну все, значит я все что мог сделал!)

Касание, реверс, пробег....

"Уважаемые дамы и господа, наш самолет произвел посадку в аэропорту города Сочи! Температура за бортом +28 градусов. Спасибо вам, что воспользовались услугами нашей авиакомпании!"

Адлер. "На стояночном". Фото из интернета.
Адлер. "На стояночном". Фото из интернета.

Спасибо за внимание!) И не бойтесь летать!)