Доброго времени суток, у меня как обычно ночь.
Захар заболел, а не варит моя голова. Но ее, наверное, надо встряхнуть, потому напишу о столь желанном и наконец полученном тьюторе в детском саду.
Напомню, в 3,8 лет Захара мы впервые услышали об аутизме и возможном его наличии у сына. В 4,5 года диагноз "Детский аутизм" был официально подтвержден. Также официально в рекомендациях по обучению Захара от московского Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) и, соответственно, в заключении психолого-медико-педагогической комиссии было прописано, что Захарка нуждается в тьюторском сопровождении. Это март 2020 года.
После переписки с садом/комитетом/министерством (до прокуратуры я не дошла, поскольку министерство образования ответило, что денег саду дали) с 1 февраля 2021 года, неделю назад, в группе компенсирующей направленности обычного садика появился специалист, именующийся "тьютор". С декабря 20 по январь 21 обязанности этого чудо-человека исполнял весь состав специалистов от воспитателя до приходящего в группу психолога.
Фуф... Знаете, недавно прочитала в одном комментарии слова, автоматом врезавшиеся в память, - психолог сказал, что у ребенка (в семье подписчика) есть потенциал адаптироваться в саду без тьютора, и мальчик в скором времени действительно вжился в сАдовую реальность. На момент прочтения этого комментария я уже остыла к тьютору как таковому, поэтому с грустью подумала, что и сама могла бы, в общем-то, не буянить и крыльями не махать. Не самым плохим образом, в конце концов, Захар ведет себя в садике. К чему я тьютора этого добивалась...
В теории и в идеале, безусловно, за ребенком с РАС должен быть закреплен тьютор, обученный основам прикладного анализа поведения (АВА) и "контролируемый" куратором и супервизором.
Наших тьюторов не обучают ничему. Нам дали педагога, на этом все. Обучение - 20000 рублей, но кто ж скажет, что вот эта приятная молодая женщина не разочаруется в выполняемых обязанностях и не уйдет? А потом придется обучать второго тьютора, третьего...
Безусловно, если Вы знакомы с моим сыном, Вы знаете, что не самый он, собственно, сложный, от него, может, и не сбегут, ну, вдруг. Но тьютор нам дан на двоих детей с РАС - моего Захара и его одногруппницы - совершенно другого ребенка. Здесь я не имею в виду, что девочка из рук вон тяжелая, и тьютор не потянет, нет. Я имею в виду, что даже работая с двумя одинаковыми Захарами, тьютор бы, мягко говоря, подустал. А здесь два разных ребенка с почти одинаковым диагнозом.
Есть возможность пойти опять пописАть, потрясти бумагами, где написано - "индивидуальный тьютор", но пятничный вечер полторы недели назад поставил точку в моем, лично, путешествии по инстанциям. Выгорела, не хочу, не буду, не пойду. Полдня в саду того, по мне, не стоят.
Если вкратце и без истерик, накануне той самой обреченной на прозрение пятницы Захар очень не хотел оставлять бумагу и карандашики в группе и топать со мной домой после обеда (в тот день было сложно переключить Захара с нарисованных вентиляторов на поход домой). Ребенок сам, спокойно и на полном серьезе пожелал на следующий день остаться в саду до вечера. А я почему-то решила, что если сын спать не станет, его выпустят в группу играть, - так бывало раньше. А в конце дня уставший Захар даст добро на уход из сада в дальнейшем после обеда.
Оказалось, что наша коллега по диагнозу тоже остается на сон. Воспитатель сказала: "Давайте попробуем". Мама девочки сказала: "Да позвонят после обеда, скажут, - забирайте". Никто никому не позвонил, встретились мы все в 16-00 в приемной.
Я попала в уже начатый разговор и сперва подумала, что он посвящен приходу с понедельника тьютора. Нет, разговор был посвящен тому, что наши дети не спали ни минуты. На вопрос, а нельзя было их оставить в группе играть/рисовать, воспитатель отрезала - по санпину не имею права оставлять детей без присмотра. То-то я порой Захарку забираю одинокого из пустой группы. Ладно, вопрос был поставлен ребром на нервах, стоя, мешая другим родителям одевать детей, трое педагогов на двоих родителей.
Оказалось, что вместо звонка родителям, педсостав обратился к нашим волонтерам с вопросом "эти дети не спят, как помочь остальным детям?" Волонтер попыталась донести, что нашим нужно сопровождение, на что получила ответ - "мы не просим сопровождения, мы хотим решить эту проблему. Родители ссылаются на Вас". Когда мы ссылались на волонтеров, мне не ясно до сих пор. Че, Захар не спит? - к волонтерам! - это так должно было выглядеть?
Больше досталось не мне, а второй маме, но мерзко от этого меньше не стало. Я забрала Захарку, стала сама его одевать, лишь бы уйти быстрее. Я не умею решать вопросы так - на глазах у других родителей, с повышенными тонами, при детях, у которых поставлены диагнозы. Есть кабинет, есть маски и бахилы, можно было спокойно поговорить.
Когда старший воспитатель спросила меня, я ответила, что Захара больше не буду оставлять до вечера. Что, да, сын днем не спит, а если спит, в ночь укладывается к часу ближе. Хваленое разделение обязанностей тьютора принесло минусовое кпд.
В понедельник пришел тьютор, которого, я почти уверена, обучать ABA мы не будем. Про оплату услуг куратора и супервизора я и думать даже себе не позволяю. Все больше прихожу к мысли, что если бы Захарка был единственным ребенком в нашей семье, наверное, я бы в лепешку расшиблась, но всех положенных достала и оплатила. Но я не могу позволить себе не выделять дочь. А посему пусть все идет как идет, а конкретнее - пусть все катится к черту. Я уже не расстроюсь.
Помочь заниматься, научить общаться и не "кружиться на музыке на люках" - тот результат, которого я хотела от услуг тьютора. Вряд ли мы продвинемся дальше первого пункта. И Бог с ним.
Полдня в саду - не так и плохо. Не факт, что с сопровождением необученного тьютора сын, посещая сад до вечера, не выдал бы опять откат поведенческий. Значит, так надо. А уж как будет, там разберемся.
Сейчас Захар не ходит, тьютор привыкает к девочке. А потом обучаемых будет двое.
И вот не верю я совершенно в хороший исход всей этой темы с тьютором. Времени жалко, сил и нервов. Не стоили они того, не стоили.