Найти в Дзене

Как успешно сдать итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Оглавление

Уже завтра ученикам 9 класса предстоит сдать итоговое собеседование по русскому языку. Говорят, перед смертью не надышишься. Но всё же повторим необходимую информацию.

Фото сделано автором канала https://dzen.ru/ne_teach
Фото сделано автором канала https://dzen.ru/ne_teach

Задание 1 - чтение текста

Казалось бы, что может быть легче чтения? Но не тут-то было. Волнение дает о себе знать, и дети даже в самых простых словах допускают оговорки и орфоэпические ошибки. И кроме того, тексты чаще всего посвящены каким-либо известным людям, чьи фамилии прочитать и выговорить не так уж просто. Например, Панин-Коломенкин или Пржевальский. Но стоит отметить заботу составителей КИМ - ударения в фамилия и сложных словах стоят.

Важно помнить, что если ребенок неверно прочитал слово, а потом сам же исправился, не считается ошибкой и баллы не снижаются.

При чтение текста следует обратить внимание на склонение имен числительных. Этой теме у школьной программе уделяется несколько часов в далеком 6 классе, и, естественно, материал успевает забываться к 9 классу. Поэтому перед ИС было бы нелишним повторить склонения имен числительных.

Совет: когда ученик приступает к подготовке задания 1, я советую сразу обращать внимание на цитату из задания 2, чтобы понимать, куда необходимо вставить выражение.

Задание 2 - пересказ текста

Ребенку необходимо подробно пересказать прочитанный текст, сохранив все микротемы. При этом не забыть вставить цитату известного человека о той персоне, кому посвящен текст.

При этом важно правильно ввести цитату в текст.

Рассмотрим несколько способов.

1) Косвенная речь, выраженная сложноподчиненным предложением. Здесь можно вывести такую формулу:

[Указание ФИО говорящего] говорил, что [сама цитата]

Например: Выдающийся конструктор и ученый С. П. Королев говорил, что Гагарин открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир....

2) Прямая речь, которая состоит из слов автора и собственно прямой речи.

Например: Выдающийся конструктор и ученик С. П. Королев сказал о Ю. Гагарине: "Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир....".

Задание 3 - устное монологические высказывание

Ученику предлагается три темы на выбор: описание картинки, рассказ (повествование) о событии из жизни, рассуждение на какую-либо тему.

Необходимо помнить, что даже устное сообщение должно иметь трехчастную структуру:

  • вступление (1 предложение),
  • основную часть(8 предложений),
  • заключение(1 предложение).

Всего должно получится не менее 10 предложений. Но есть небольшая хитрость, если предложения распространенные, сложные, насыщенные разными синтаксическими конструкциями, то иногда эксперты засчитывают одно такое предложение за два.

Итак, разберем каждую тему отдельно.

Описание фотографии

На мой взгляд, одна из сложных тем, потому что ученики уже ко второму предложению называют все, есть на фото.

А начать можно так:

"Передо мной фотография, на которой я вижу ...... ".

В основной части ответа нужно описать передний план, задний план, всех героев картинки, их действия, состояние, настроение. Следует обратить внимание на фон, цвета (если фото будет цветное).

В заключении попросите ребенка высказать своё мнение об этой картинке.

Рассказ о событии

Пожалуй, самая простая тема. Ведь даже если чего-то подобного в жизни не было, можно додумать.

Начать можно с фразы

"Однажды", "Как-то раз" и т.д.

Основная часть будет посвящена всем действиям, делам, которые выполнял ребенок.

В заключении ребенок может подвести итог того события, о котором рассказывает.

Рассуждение на предложенную тему

Эта тема близка девятиклассникам, поскольку в ОГЭ они пишут как раз таки рассуждение.

Сначала формулируют тезис. Можно использовать выражения

"Я считаю..." "Мне кажется...".

Далее ребенок приводит доказательства, используя вводные слова

"Во-первых", "Во-вторых" и т.д.

И в заключении обобщает всё выше сказанное. И снова можно использовать вводные слова

"Таким образом", "Итак".

Стоит отметить, что разработчики ИС позаботились о выпускниках и предлагают к каждой теме примерный список вопросов, ответив на которые, ученик составит небольшой текст. При этом важно помнить, что если ребенок не использует приведенные вопросы, но раскрывает подробно тему, то баллы ему не снижаются.

Задание 4 - диалог с собеседником

При выполнении этого задания ученику нужно давать полные, развернутые, аргументированные ответы на вопросы.

Пример ответа, за который ученик не получит баллы

Собеседник: Вы больше любите праздники или подготовку к нему?
Ученик: Праздник.

Какая здесь ошибка? Ученик дает односложный ответ, никак его не комментирует.

Пример полного ответа ученика:

Собеседник: Вы больше любите праздники или подготовку к нему?
Ученик: Я больше люблю подготовку к празднику, потому что мне нравится придумывать интересные конкурсы, украшать комнату, готовить угощения. Мне нравится, когда гости рады и довольны.

В ответе ученика всего два предложения, но ответ полный, логичный, обоснованный.

Надеюсь, материал был полезен и все ученики успешно справятся с ИС.

Вопросы есть?

Здесь пишу о самых популярных вопросах об ИС и предлагаю несколько советов для самостоятельной подготовки к ИС