Найти тему

Турбина двигателя громко хлопает! Помпаж-что это такое?

Оглавление
Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Существует большое количество двигателей разных производителей и конструктивно друг от друга отличающихся. Даже однотипные, могут иметь множество индивидуальных технических особенностей, как морские судовые энергетические установки, так и автомобильные, тепловозные и двигатели для спецтехники, и т.д. Работающие на дизельном топливе, бензине или другой топливной смеси. Многие объединяет наличие ГТН(газотурбонагнетателя), а именно турбины, применяемой для увеличения наддува, а, следовательно, и мощности самого двигателя, что является одним из самых эффективных способов сделать его более сильным и могучим, без значительного увеличения в размерах и добавления дополнительного количества цилиндров. ГТН(газотурбонагнетатель) и двигатель дополняют друг друга, работают вместе и являются комбинированной силовой энергетической установкой.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Поэтому нестабильная работа или поломка, любого из них, может привести к выходу её из строя и не способностью развивать полную мощность. Причины возникновения подобных ситуаций, необходимо искать как в двигателе и системах его обслуживающих, так и в турбине. Одним из серьёзных симптомов их совместной неисправной работы являются громкие хлопки, раздающиеся в районе газотурбонагнетателя. Это и есть первые признаки Помпажа! Помпаж возникает из-за уменьшения подачи воздуха компрессорной частью ГТН, до недопустимых(нежелательных) для неё значений. В следствии чего, происходит срыв потока воздуха с лопаток. Такое начинает происходить, с увеличением сопротивления при движении воздуха и сопровождается периодическими его выбросами, обратно во всасывающий тракт.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Эксплуатировать двигатель, у которого наблюдается устойчивый помпаж и не стабильно работает турбина, нельзя, это может привести к возникновению серьёзной аварийной ситуации. Как поступать в подобных ситуациях? Первое, что нужно сделать, не доводить двигатель до такого состояния и грамотно его эксплуатировать с соблюдением ПТЭ (правила технической эксплуатации). Стараться излишне и без необходимости, не нагружать его, особенно длительное время. Это приводит к повышению температур воды, масла, выхлопных газов и дополнительным чрезмерным нагрузкам на все детали, этим самым увеличивая их износ и уменьшая запас прочности.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Также следует очень внимательно следить за работой топливной системы и аппаратуры. Время от времени проверять её настройки, также, как и всего двигателя. Неполное сгорание топлива и его обводнение, вместе c излишней смазкой цилиндров, приводит к засорению проточной части турбины, лопаток и соплового аппарата, в результате чего засоряется выпускной тракт и уменьшается проходное сечение для газов, вместе с неравномерным отложением на лопатках, что вызывает неуравновешенность ротора, приводящую к вибрации турбины, понижению числа её оборотов, уменьшению давления наддувочного воздуха.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Эксплуатируя двигатель с газотурбонагнетателем и во избежание причин возникновения помпажа, важно следить за наличием и исправностью защитных сеток, от посторонних предметов и обломков поршневых колец, перед ГТН. За чистотой и качеством воздушных, масляных и топливных фильтров, а также чистотой и состоянием всего пути следования воздуха, начиная с момента его поступления в компрессорную часть турбины и заканчивая выходом в атмосферу вместе с выхлопными газами. Контролировать их температуру, как и температуру подшипников ГТН, воды, масла и наддувочного воздуха, давление. Следить за исправной работой всех систем их обслуживающих и параметрами, характеризующими работу.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Если присутствует возможность промывки ГТН на рабочем двигателе, можно это делать, дополнительно применяя полезные присадки. Удалив потом промывочную жидкость через контрольные сливные краники из ресивера и самой турбины, через них стоит постоянно вести контроль за наличием воды и масла в наддувочном воздухе, из-за наличия которых нарушается процесс горения топлива и смазки двигателя. Желательно периодически производить разборку, очистку и промывку турбины, с последующим тщательным осмотром всех деталей и корпуса. Выполнив все необходимые замеры и настройки, используя данные из ТУ (тех условия) на ремонт, инструкций и технологических карт. Произвести проверку сопел и лопаток по шаблону, и, если потребуется, отправить дополнительно вал ротора на балансировку.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

При разборке и сборке турбины, как и двигателя, использовать специально предназначенные для этого приспособления. Если нет в наличии, изготовить. Иначе процесс ремонта уже на стадии разборки, приведёт к дополнительным, более серьёзным поломкам! Грамотная эксплуатация, своевременный и качественный ремонт, а также соблюдение ПТЭ и постоянное пополнение знаний. Поможет избежать возникновения аварийных ситуаций и даст возможность справиться с любым, отдельно взятым, трудным случаем.

До скорых встреч!

Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев

Механик дальнего плавания

Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на канале,делитесь впечатлениями в комментариях, если статья была интересная ставьте лайки.

Читайте также: Индия – страна контрастов. Мой опыт работы в Индийской судоходной компании.

Тест: Интересный тест на морскую тематику.

Двигатель не пускается, что делать? Советы морского механика.

Ремонт Главного Двигателя на корабле, прямо в море! Как перебрать сальник штока?

Деньги или Романтика? Сколько можно заработать за один контракт, начинающему моряку или опытному морскому волку?

Какой самый красивый морской пролив в мире? Пролив Босфор в Турции! Собираемся в путешествие!

Кораблекрушения, почему их стало так много на флоте?

Как уйти в первый рейс и вернуться живым и здоровым, без долгов и с деньгами?

А кто это там, прячется под водой? Может кит, а может подводная лодка?

До новых встреч! С уважением к Вам, морской канал “Журнал Морского Волка”.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива