Существует большое количество двигателей разных производителей и конструктивно друг от друга отличающихся. Даже однотипные, могут иметь множество индивидуальных технических особенностей, как морские судовые энергетические установки, так и автомобильные, тепловозные и двигатели для спецтехники, и т.д. Работающие на дизельном топливе, бензине или другой топливной смеси. Многие объединяет наличие ГТН(газотурбонагнетателя), а именно турбины, применяемой для увеличения наддува, а, следовательно, и мощности самого двигателя, что является одним из самых эффективных способов сделать его более сильным и могучим, без значительного увеличения в размерах и добавления дополнительного количества цилиндров. ГТН(газотурбонагнетатель) и двигатель дополняют друг друга, работают вместе и являются комбинированной силовой энергетической установкой.
Поэтому нестабильная работа или поломка, любого из них, может привести к выходу её из строя и не способностью развивать полную мощность. Причины возникновения подобных ситуаций, необходимо искать как в двигателе и системах его обслуживающих, так и в турбине. Одним из серьёзных симптомов их совместной неисправной работы являются громкие хлопки, раздающиеся в районе газотурбонагнетателя. Это и есть первые признаки Помпажа! Помпаж возникает из-за уменьшения подачи воздуха компрессорной частью ГТН, до недопустимых(нежелательных) для неё значений. В следствии чего, происходит срыв потока воздуха с лопаток. Такое начинает происходить, с увеличением сопротивления при движении воздуха и сопровождается периодическими его выбросами, обратно во всасывающий тракт.
Эксплуатировать двигатель, у которого наблюдается устойчивый помпаж и не стабильно работает турбина, нельзя, это может привести к возникновению серьёзной аварийной ситуации. Как поступать в подобных ситуациях? Первое, что нужно сделать, не доводить двигатель до такого состояния и грамотно его эксплуатировать с соблюдением ПТЭ (правила технической эксплуатации). Стараться излишне и без необходимости, не нагружать его, особенно длительное время. Это приводит к повышению температур воды, масла, выхлопных газов и дополнительным чрезмерным нагрузкам на все детали, этим самым увеличивая их износ и уменьшая запас прочности.
Также следует очень внимательно следить за работой топливной системы и аппаратуры. Время от времени проверять её настройки, также, как и всего двигателя. Неполное сгорание топлива и его обводнение, вместе c излишней смазкой цилиндров, приводит к засорению проточной части турбины, лопаток и соплового аппарата, в результате чего засоряется выпускной тракт и уменьшается проходное сечение для газов, вместе с неравномерным отложением на лопатках, что вызывает неуравновешенность ротора, приводящую к вибрации турбины, понижению числа её оборотов, уменьшению давления наддувочного воздуха.
Эксплуатируя двигатель с газотурбонагнетателем и во избежание причин возникновения помпажа, важно следить за наличием и исправностью защитных сеток, от посторонних предметов и обломков поршневых колец, перед ГТН. За чистотой и качеством воздушных, масляных и топливных фильтров, а также чистотой и состоянием всего пути следования воздуха, начиная с момента его поступления в компрессорную часть турбины и заканчивая выходом в атмосферу вместе с выхлопными газами. Контролировать их температуру, как и температуру подшипников ГТН, воды, масла и наддувочного воздуха, давление. Следить за исправной работой всех систем их обслуживающих и параметрами, характеризующими работу.
Если присутствует возможность промывки ГТН на рабочем двигателе, можно это делать, дополнительно применяя полезные присадки. Удалив потом промывочную жидкость через контрольные сливные краники из ресивера и самой турбины, через них стоит постоянно вести контроль за наличием воды и масла в наддувочном воздухе, из-за наличия которых нарушается процесс горения топлива и смазки двигателя. Желательно периодически производить разборку, очистку и промывку турбины, с последующим тщательным осмотром всех деталей и корпуса. Выполнив все необходимые замеры и настройки, используя данные из ТУ (тех условия) на ремонт, инструкций и технологических карт. Произвести проверку сопел и лопаток по шаблону, и, если потребуется, отправить дополнительно вал ротора на балансировку.
При разборке и сборке турбины, как и двигателя, использовать специально предназначенные для этого приспособления. Если нет в наличии, изготовить. Иначе процесс ремонта уже на стадии разборки, приведёт к дополнительным, более серьёзным поломкам! Грамотная эксплуатация, своевременный и качественный ремонт, а также соблюдение ПТЭ и постоянное пополнение знаний. Поможет избежать возникновения аварийных ситуаций и даст возможность справиться с любым, отдельно взятым, трудным случаем.
До скорых встреч!
Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев
Механик дальнего плавания
Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на канале,делитесь впечатлениями в комментариях, если статья была интересная ставьте лайки.