Не хочется никаких вступлений, фильмы говорят сами за себя, их просто надо видеть.
*******************
Искупление
Atonement
2007, режиссер Джо Райт
Пока еще безмятежная Британия 1935 года. Мир уже чувствует надвигающуюся угрозу войны, но в богатом поместье зной, лень, томление. Мама вечно почивает с головной болью, дети предоставлены сами себе.
Саундтрек: в меланхоличную музыку вплетаются щелканье пишущей машинки, стук мяча, звяканье посуды, шелест листвы, жаркие шепоты.
Старшая сестренка флиртует с сыном беглого дворецкого, младшая пишет пьесу и ревнует, племянники-близнецы лениво шалят, их рыжая сестричка воюет с шалунами и хочет домой, где что-то неладно.
Приезжает сын с другом. постановка пьесы отменяется. Близнецы сбегают. Пока компания их ищет, случается страшное. Кто виноват? Ну конечно же, есть кого обвинить, а вот вам и доказательства.
Виновный идет под стражу, одна сестричка торжествует, другая прячется рыдать.
А потом начинается война, и вдруг становится ясно, что на мальчишеской глупости и девчачьей ревности построен фундамент трагедии, которую нельзя остановить.
Многие эпизоды показаны почти дважды: с точки зрения свидетеля (мимолетно) и участника (подробно). И зритель вовсе не в заблуждении, но все равно до конца не видит расклада.
Сделано кино со вкусом и страстью. Ощущения - чуть ли не до запахов. Разогретого сада, ветерка сквозь занавески, мрачного моря, войны, тюрьмы.
Отличная команда актеров - от еще малолетней Сирши Ронан в конопушках до противного самодовольного Бенедикта Камбербетча с шоколадной фабрики.
И такой эмоциональный Джеймс Макэвой - боже, как он улыбался, возвращаясь с поисков...
Ну и как же без Киры Найтли. И Ванессы Редгрейв, и Джуно Темпл, и Альфи Аллена...
О вине, которую нелегко оправдать, невозможно простить.
И все же, как простить себя, чтобы жить?
*******************
Джульетта
Julieta
2016, режиссер Педро Альмодовар
Так-то, конечно, какая она Джульетта - как есть Xyлиета. Но наши локализаторы по понятным причинам решили выбрать поблагозвучнее, ну и мы не будем топорщиться, ладно.
Будучи молодой встрепанной блондинкой, Джульетта (Адриана Угарте) в поезде познакомилась с Хуаном (Даниэль Грао).
Обстоятельства знакомства были трагичными, а это, как известно, будоражит, ребята скрепили знакомство как полагается и расстались, не надавав друг другу адресов, а вацаппа еще не было. Но они не потерялись, нашли друг друга и воссоединились в рыбацком предместье, родили доченьку и жили в любви у моря, пока не грянула беда.
Беда в первое время как будто сплотила оставшихся в живых, но это была недолговременная иллюзия.
Неясное чувство вины подтачивает жизни, несмотря на все усилия держаться на плаву.
Повзрослевшая Джульетта (Эмма Суарес) пытается собрать камни своей жизни после того, как их разбросало жестоким штормом.
У Альмодовара здорово получается кино о женщинах - многослойное, с виду порой простое, но очень щемящее и завораживающее. с желанием разобраться в потаенных мотивах и мыслях.
Жизнерадостные краски декораций не дают скатиться в тлен. Красивые артистки волнуют сердца своими переживаниями, потому что это то, с чем знаком почти каждый зритель так или иначе.
Каких-либо модных аспектов я не заметила - все, что происходит, было и будет всегда. Разобщение с близкими, потеря и обретение дружбы и любви, забота, пренебрежение, тоска по пониманию и добровольное отчуждение, поиски покоя. Чередование счастья и несчастья.
Небыстрый, но цепляющий своей томительностью фильм о том, как вдруг невыносимо становится жить, видя море за окном.
Такой очевидной и объективной вины, как в Искуплении, здесь нет. Но есть чувство вины на уровне "Что я сделала не так, в чем была неправа, почему случилось так, как случилось?" - и это порой разъедает душу не меньше, чем реальная вина.
Финал открытый, но с надеждой, что что-нибудь непременно станет лучше.
В ролях также Росси де Пальма, Инма Куэста, Дарио Грандинетти, Хоакин Ноттарио и другие.
****************
Что думаете про эти фильмы? Правда, они прекрасны?
Делитесь впечатлениями, подписывайтесь и приходите еще.