Найти тему
Веста Вест

Что случилось с двойником Сталина?

Оглавление

Архивное фото
Архивное фото

Когда все думали, что видят пожилого “вождя народов”, на самом деле они видели 24-летнего дегестанa!

К тому времени, как юный Феликс Дадаев, родом из дагестанского села, стал таким же дублером Иосифа Салина, их было уже трое. Идея двойников впервые пришла Николаю Власику в начале 1920-х годов, когда он стал начальником охраны Кремля. У Сталина было слишком много политических врагов, и ему было небезопасно появляться перед народом на публичных собраниях.

И опасения его охраны подтвердились. Первый человек, ставший его двойником, кавказец по фамилии Рашидов, был взорван дорожной бомбой, когда его кортеж проезжал по Красной площади. Однако судьба Дадаева была заметно иной. Он не только хранил молчание в течение 55 лет, скрывая правду даже от своей семьи, но этот человек жив и по сей день! Ему 100 лет.

Объявленного умершим

Дадаев родился в 1920 году в высокогорном селе Кази-Кумух и, прожив с детства жизнь пастора, начал учиться на ювелира. Но его истинная страсть заключалась в танце. После переезда в чеченскую столицу Грозный он начал брать уроки балета, а когда его семья позже переехала в Украинскую ССР, его пригласили выступать в государственном ансамбле.

Архивное фото
Архивное фото

Нация была поражена природными дарованиями 20-летнего парня: он танцевал, жонглировал, делал трюки, демонстрировал значительные актерские способности и, как ни странно, был вылитым самым культовым человеком в стране.

“В молодости я был невероятно похож на вождя всех времен и народов - настолько, что другие пастыри горцев дразнили меня за это, называя Сосо (по-грузински “Иосиф”). Я делал вид что разочарован , но в душе я был невероятно горд тем, что имею сходство с великим отцом всех народов!”  Воспоминания Дадаева

Когда началась война, судьба Дадаева была предрешена: молодого человека отправили выступать с фронтовой труппой, чтобы поднять солдатский дух. Слава о нем быстро распространилась на вершину партийной пирамиды, но трудно сказать, проявил ли бы НКВД такой большой интерес к Дадаеву, если бы он не был тяжело ранен во время вражеской атаки и не был объявлен погибшим: “В больницу доставили семь тел, но, как оказалось, двое были живы! Я был одним из них”. Ошибка, однако, была замечена не сразу. Семья Дадаева получила письмо из морга, из которого следовало, что до конца войны он считался погибшим на поле боя.

Архивное фото
Архивное фото

Советская разведка расценила это случайное исчезновение как подарок. В 1943 году после очередного выступления Дадаева угостили роскошным обедом и объяснили, чего от него ждут. Для начала он должен был привлечь внимание в нужном месте в нужное время, например, выйдя из Кремля и сев в автомобиль.

Став Сталиным

- На самом деле я был стопроцентной копией Сосо! Мы были похожи ростом, голосом и носом. Единственное, что меня выдавало, - это мои уши. Трансформировать это, кстати, было не так уж и сложно. Ухо было покрыто специальным гуттаперчевым протезом, который делал ушной канал более глубоким. Они вносили разные коррективы, покрывали гримом любой клей, и вот - у меня были сталинские уши”, - вспоминает Дадаев.

Чтобы действительно стать убедительным двойником, дагестанцу пришлось похудеть на 11 килограммов, искусственно пожелтеть зубами (Сталин был заядлым курильщиком) и провести несколько месяцев под надзором НКВД, оттачивая мимику, интонации и движения Сталина до совершенства. Это требовало многочасового просмотра отснятого материала. Было, однако, одно серьезное различие: между настоящим Сталиным и его двойником было почти 40 лет разницы в возрасте.

Гетти Изображения
Гетти Изображения

- Тогда у них не было такой пластической хирургии, как сейчас. Надо мной работал визажист. Но он не мог быть рядом все это время. Поэтому мне пришлось научиться делать свою вариолу (лицо Сталина с детства было испещрено оспинами): сначала я наносил слой коричневого, похожего на загар, потом брал простую дамскую щетку с металлическими зубьями и вдавливал ее глубоко в лицо, так что получались глубокие отметины. Когда грим высыхал , я накладывал по верху грим  ”, - рассказывает Дадаев. - И так я ходил весь день , и только вечером перед сном все это смывал .

Гетти Изображения
Гетти Изображения

Только очень узкий круг людей был посвящен в правду. Дадаеву пришлось подписать соглашение о неразглашении, запрещающее ему даже общаться с семьей.

Мишень для убийства попытки

Когда Дадаев с честью прошел первое испытание, ему дали новое задание - выступить перед толпой, окруженной другими партийцами.

“Главной задачей было попытаться провести пробную встречу (с партийными когортами - ред.) в полной тишине - предположительно потому, что "вождь не  любил  болтать", но если по какой-то причине меня заставляли говорить, я должен был делать это лаконично и, конечно, голосом Иосифа Виссарионовича. Это была, пожалуй, моя самая легкая миссия на сегодняшний день.”
Павел Смертин/ТАСС. Феликс Дадаев
Павел Смертин/ТАСС. Феликс Дадаев

Это открывало двери для более серьезных поручений, таких как государственные визиты иностранных делегаций, съемка для потомков, зачитывание репортажей по радио, показ на параде на Красной площади в честь Победы в Великой Отечественной войны, махание толпе из Мавзолея и так далее. И никто ничего не узнал! Годы спустя выяснилось, что многие книги и выступления в СМИ, в которых фигурировало изображение Сталина, на самом деле были Дадаевскими!

Пожалуй, самой важной миссией, которую ему когда-либо поручали, был выезд главы советского государства на Тегеранскую конференцию в 1943 году.

- Они придумали два полета-один, чтобы привлечь внимание. Это я, переодетый Сталиным, появился в назначенное время, сел в машину и поехал в аэропорт с охраной на буксире. Все это было сделано для того, чтобы Сталин (ну, его копия) появился на радаре [внешней разведки]”, - вспоминает Дадаев, которого явно не было на самой встрече трех лидеров в Тегеране. Однако именно там было совершено еще одно покушение на жизнь Сталина.

Александр Натрускин/СпутникФеликс Дадаев
Александр Натрускин/СпутникФеликс Дадаев

С настоящим Сталиным этот человек встречался только раз в жизни. Встреча длилась не более пяти минут и проходила в приемной Сталина. Дадаев, находясь в состоянии шока и благоговения, не может вспомнить ни малейшей детали: “Кроме улыбки Иосифа Виссарионовича - и его тяжелого одобрительного кивка, я ничего не мог запомнить.”

После смерти Сталина необходимость в двойнике отпала, и Дадаев вернулся к актерской деятельности... а также стендап-комедии, результатом которых стали шоу по всей стране. До 1996 года вся информация, имеющая отношение к двойнику, была предметом строгой секретности, причем этот факт упоминался только в его секретном личном деле, хранившемся где-то в хранилищах КГБ. Когда вето было снято, все стало достоянием общественности, но даже спустя столько лет Дадаев утверждает, что до сих пор не может раскрыть всей правды. Только одна глава в его книге была посвящена этому вопросу.