3 года назад российское автомобильное сообщество гудело от новости, что небольшой российский стартап выкатит на рынок электрокар, размером со Smart и дальностью хода в 200 км. Но самым важным была цена ситикара — 450 000 руб.
То есть, понимаете, да? 450 000 руб. и у тебя в пользовании электрокар, который имеет льготу на парковку, а заправка будет обходиться в 150 руб. Конечно, внешне Zetta не подарок, но для тех, кому в первую очередь нужно практичное средство передвижения, российский ситикар был бы просто находкой.
Но что-то пошло не так. Сначала нас кормили полугодиями, что вот-вот и все будет готово, а теперь оказывается, что производство переехало в Словакию, а на гендира завели уголовное дело. А между прочим на запуск производство были пущены деньги налогоплательщиков. Но обо всем по порядку.
Сколько денег дали 000 “Зетта”
Несмотря на то, что Зетта — это частная контора, арендующая один цех на заводе АвтоВАЗа в Тольятти, денег с российского бюджета стартаперы попили немало.
Сначала, предприимчивым ребятам выделили 285 млн. руб. (деньги дал Минпромторг). Чуть позже 49.5 млн. руб. нашлись у Фонда развития моногородов. В промежутке подключались разного рода частные инвесторы. Всего автопроизводителю выдали почти 570 млн. руб.
И вот новость: на компанию подали в суд свои же работники из-за задолженности по зарплате в размере 4 млн. руб. Самарская прокуратура оперативно прижала стартаперов и деньги на выплату ЗП быстро нашлись, но вот осадочек остался.
Фактически это прямо свидетельствующий факт, что у предприятия просто нет денег, чтобы довести дело до конца.
Почему так? Единственная известная СМИ причина: стартап рассчитывал на последний займ от Фонда развития промышленности на 100 млн. руб., но последние сказали “денег нет, но вы держитесь”. А именно этот займ ребята хотели пустить на масштабирование производства, ведь рабочий прототип был давно готов. После этого глава проекта заявил о заморозке производства.
Zetta мигрирует в Словакию
Пока что официальной информации не поступало, но инсайдеры утверждают, что к Денису Щуровскому (глава Zetta) приезжали инвесторы из Словакии и предложили свои производственные мощности плюс европейскую сертификацию.
То есть, поймите как это будет выглядеть. Бюджетные деньги вкладываются в проект. Проект требует еще чуть-чуть вложений, но ему отказывают. В итоге, все наработки, опять же за бюджетные деньги, утекают за рубеж. Там это доводят до ума, успешно окупают, а потом еще экспортируют к нам, но уже в два раза дороже.
Суровая реальность. И, кстати, больше всего вопросов должно быть не к г-ну Щуровскому, а к Денису Валентиновичу Мантурову — министру промышленности и торговли РФ. Он ведь курировал проект. Что не мог протолкнуть последний транш финансирования?