Прежде всего, хотелось бы заметить, что по существующему российскому законодательству возможно приобретение троллейбусов за бюджетные средства исключительно у производителей, находящихся в государствах, членах Таможенного союза. В настоящее время троллейбусы в странах Таможенного союза выпускаются в России и Белоруссии. Было время, когда троллейбусы изготавливали в Казахстане, но ныне это уже история. Троллейбусного производства в Казахстане больше нет, а последние крупные партии троллейбусов для Алма-Аты закупались в Китае.
В данной публикации не будет подробного описания троллейбусов и их технических характеристик, о некоторых из них наш канал писал ранее, о других будут публикации позднее. Здесь мы просто сделаем короткий обзор того, что доступно для российских городов.
Россия.
Как это ни странно одним из старейших ныне предприятий, выпускающих троллейбусы в наше время, после завершения истории "ТролЗы" (бывший ЗиУ), является АО "Транс-Альфа", созданная на площадях бывшего Вологодского механического завода (отсюда и аббревиатура троллейбусов ВМЗ). Предприятие расположено в Вологде, а троллейбусное производство ведет свою историю с 1994 года. На предприятии собирали чешские машины "Шкода-14Тр", а также были разработаны собственные модели разных поколений. Предприятие выпускало и сочлененные машины, увы, на текущий момент в разделе продукция на сайте предприятия они отсутствуют. На текущий момент в производственной программе значатся две модификации троллейбусов/: модель "Авангард", тип 5298-0000010-01 двухосный, с низким уровнем пола, оборудован системой аварийного автономного хода на 500 м, а также ее модификация с системой автономного хода на расстояние не менее 10 км, так называемый электробус с динамической подзарядкой или же троллейбус с увеличенным автономным ходом, маршруты которых могут быть комбинацией улиц с контактной сетью и не оборудованных ею.
ПК "Транспортные" системы для производства на площадях почившей в бозе "ТролЗы" организовал "Энгельсский завод электрического транспорта", на котором возобновил производство троллейбусов. В прошлом году ПК ТС получило и исполнило крупные контракты на производство троллейбусов для Петербурга, Иваново и Омска. Машины для Петербурга комплектовались на площадке ПК ТС в городе на Нева. ПК ТС на текущий момент серийно производит единственную модель троллейбуса "Адмирал" образца 2020 года, модель 6281.00. Это 100% низкопольный троллейбус, созданный с учетом требований эксплуатации в современных городах: 3 широких дверных проема, широкие накопительные площадки, современный дизайн, просторный светлый салон. Климат-контроль пассажирского салона и кабины водителя, максимальная обзорность и высокая эргономичность водительского места, наружная система видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и мониторинга дорожной ситуации, дополнительные элементы пассивной безопасности рабочего места водителя. Машина имеет аварийный автономный ход с запасом не менее 150 м.
УТТЗ (Уфимский трамвайно-троллейбусный завод) в настоящее время предлагает модель троллейбус УТТЗ 6241.01 “Горожанин”. Троллейбус полностью низкопольный с системой увеличенного автономного хода до 30 км. Предприятие собирает троллейбусы на базе кузовов автобусов. Ранее УТТЗ для этих целей получал кузова автобусов "НефАЗ", на текущий момент троллейбусы комплектуются на базе кузовов автобусов МАЗ-203.
КАМАЗ также разработал и изготовил опытный образец троллейбуса. Троллейбус КАМАЗ-62825 полностью низкопольный. Машина имеет автономный ход на 20 км за счет наличия литий-титанатных аккумуляторов. Однако, на текущий момент, машина опытная и пойдет ли в серию покажет будущее. Более подробно о машине Вы можете прочесть в статье: "Пойдет ли в массы троллейбус от Камаза?".
Белоруссия.
Минский автомобильный завод разработал и выпускает троллейбус МАЗ-203Т. Он является низкопольным, имеет принудительную систему наклона кузова (книлинг), что обеспечивает более удобную посадку/высадку пассажирам. Троллейбус из автобусных кузовов МАЗ-203 выпускался также на предприятии "Этон".
Белкоммунмаш. Выпускает троллейбусы моделей 321 и 333 (гармошка) классического дизайна, 42003 и 43303 (гармошка) дизайна, совмещающего как стиль ретро, так и современность. Машины белорусского производства достойны будут отдельных публикаций на канале в будущем.
Канал "ПАНТОГРАФ". Иллюстрации из свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала по теме общественного транспорта:
Поляки изготовили трехсекционный троллейбус. Он испытывается в Братиславе
В Москве отремонтируют старейшее трамвайное депо
Как Вам трамвай, собранный в украинском Запорожье?