В столице Австрии Вене находится одно из крупнейших мировых собраний египетских древностей: более 17 тысяч объектов. Это Ägyptisch-Orientalische Sammlung в Музее истории искусств (или художественно-историческом/Kunsthistorisches Museum).
Кунстхисторишез Музеум - практически обязательный пункт для посещения в столице Австрии. Сегодня мы заглянем именно на Египетско-Восточную экспозицию. Но осмотрим не экспонаты, а интерьер. Он заслуживает особого рассказа.
Нечасто бывает, что интерьеры музея могут посоперничать с его экспозицией. Обычно этим славятся бывшие царские дворцы или музеи, коллекции которых начинали собирать монархи в определенном месте, подгоняя окружающее пространство под тематику своих сокровищ.
Так произошло и в Вене. Сначала императоры просто собирали диковинные артефакты древних цивилизаций.
Примерно около 1650 года австрийский посланник купил в столице Османской империи Константинополе египетскую статую для своего монарха - и всё заверте... Это приобретение можно считать моментом рождения коллекции. Затем следовали покупки, пожертвования, дары (в том числе и от египетского правительства) – все эти богатства теперь можно увидеть в музее.
В XIX веке пришла пора достойного обрамления императорской коллекции. Или просто удачно сложились события...
В 1869 году император Австро-Венгрии Франц Иосиф I получил в подарок настоящие египетские колонны из Александрии. Изготовлены они были около 1420 года до нашей эры - в период Нового царства. Высота этих колонн – более шести метров.
Дверные проемы украсили изображением Хепри - утренней ипостаси бога солнца Ра, крылатым скарабеем с диском солнца.
А в 1873 году в столице Австро-Венгерской империи Вене прошла Всемирная выставка. В парке Пратер было выстроено почти 200 павильонов для стран-участниц. Каждый из них был оформлен в своем стиле.
Один из павильонов был украшен росписями из гробницы в некрополе в Бени-Хасане. Этот комплекс захоронений был вырублен в скальной породе на восточном берегу Нила и использовался в периоды Древнего (4,5 тысячи лет назад) и Среднего (4 тысячи лет назад) царств.
Все гробницы принадлежат древнеегипетским чиновникам разных рангов, а 39 - наиболее высокопоставленных типа правителей областей. В 12 из них сохранились яркие многофигурные росписи.
Для павильона на Всемирной выставке использовались копии росписей со стен гробницы древнеегипетского чиновника Хнумхотепа II (XIX в. до н.э.).
На этих росписях искусно изображены различные занятия жителей Древнего Египта: рыбная ловля, охота, спортивные состязания, сельскохозяйственные работы. Среди земных дел нарисованы и сцены из загробной жизни, а также подношения богам.
После окончания выставки росписи "переехали" в Музей истории искусств. Так что это отдельный вид "артефакта" - копии росписей далекой гробницы как часть интерьера музейного зала.
Можно представить себе восхищение первооткрывателей древнеегипетских гробниц с их яркими хорошо сохранившимися росписями. А в залах венского музея впечатление усиливает подсветка.
Наверное, вы заметили, что освещение делает залы немного таинственными - как и подобает собранию артефактов из Древнего Египта. А еще в зависимости от места наблюдения/съемки немного изменяется и акцент цвета света (если можно так выразиться).
В противовес цветной росписи копий в одном из залов реконструирована внутренняя камера самой настоящей мастабы - гробницы ранней эпохи Древнего Египта. Мастабы были похожи на усеченные пирамиды.
В венском музее можно зайти в мастабу чиновника IV – нач. V династии по имени Kaninisut (Ka-ni-nisut). Эта гробница была найдена на Западном кладбище пирамиды Хеопса в Гизе и получила личный номер G 2155.
И вот внутри этой реконструкции мы увидим оригинальные блоки с рельефами, которым 4500 лет. Впрочем, на этом стоит закончить наш рассказ об интерьерах египетских залов Музея истории искусств в Вене, а к его богатейшей коллекции мы вернемся в следующих публикациях.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены". Спасибо за ваше внимание!