Сейчас очень модно говорить про последнего русского царя как про святого, мученика и вообще очень благородного человека.
А был ли он им? Можем ли мы сейчас - по прошествии более чем ста лет - оценить его не как царя, не как некий мифический иконографический образ - а как человека, как "мужика"?
Думаю, что да, но только если отвлечемся от традиционной историографии и обратимся... нет, не конспирологии, а к фактам.
А факты таковы:
Родился будущий государь Николай Александрович 6 по старому стилю (или 18 по новому стилю) мая 1868 года, а женился лишь в 1894 году.
Традиционная историография говорит о том, что в браке он был верным супругом и любящим отцом, полагая в основу своей позиции семейную переписку Ники с его пылко обожаемой Алекс... Но оставим это на совести источниковедов и не будем лезть в грязное белье, а обратимся лучше к более интересным фактам - фактам, относящимся к периоду между 1868 и 1894, между рождением и женитьбой. А там было много интересного...
Мы не будем поминать бедолагу-Кшесинскую, она и без нас с вами настрадалась в сомнительном фильме, который не посмотрел разве что лентяй или рептилоид.
Обратимся лучше к более интересным и менее известным персоналиям.
Напомню тем, кто плохо знает биографию последнего императора, не читал дневники Вырубовой и не слушал песни Бичевской (уверен, таких здесь - большинство), что на него произвело большое впечатление (это следует и из его дневников, и вообще общеизвестно) его так называемое Восточное путешествие, в ходе которого он в 1890-1891 годах посетил Японию.
Мало кто знает, что там у него - еще очень и очень молодого человека - состоялось весьма приятное знакомство с местной гейшей - Моорока О-мацу.
Официальная историография отрицает этот факт и молчит про то, каким именно было знакомство.
А было там многое: и закаты, и рассветы, и нежные серенады на морском берегу. Про ночи говорить не буду - архивов не сохранилось, свечку никто не держал. Так что предоставлю простор вашему воображению!
Конечно, будущий российский император не мог жениться на гейше. А она не могла просить об этом. Поэтому расставание их прошло естественным путем: Моорока О-мацу осталась в Японии, а будущий русский святой укатил дальше колесить по востоку своей будущей империи и соседним государствам.
Вы спросите: а почему об этом не писали? Почему в учебниках истории нет упоминания этого эпизода?
Ответ будет простым, очевидным и логичным:
- до 1917 года это бросило бы тень на царствующую персону;
- после 1917 года это было бы отсылкой к биографии царя;
- в настоящее время это заронит сомнения в нравственной чистоте персонажа, канонизированного русской церковью.
Кстати, несмотря на истекшее время, сменявшуюся власть и блокаду Ленинграда, фигурку Моорока О-мацу, которую государь привез из своего Восточного путешествия, до сих пор можно лицезреть в Кунсткамере.
Выглядит она так:
Получается, что, полюбив вдали от дома, государь до конца своих дней больше не увидел своей первой любви. Но он всегда мог вспомнить ее нежные черты, имея в своем распоряжении эту работу замечательного автора.
Думал ли он о ней после свадьбы? Вспоминал ли в Ипатьевском доме, глядя на наставленные на него винтовки и осознавая близость пролетарского гнева? Как знать, возможно именно о ней - о первой любви - и были его последние мысли... Впрочем, это тема другого рассказа.
На этом на сегодня все.
Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, если не хотите пропустить новые малоизвестные исторические факты. Здесь говорят правду!