Найти тему
Киноафиша от Эрика

СЕРЫЕ (The Grey)

(под прокатным названием «Схватка»)

***

США. 2011. 117 минут. Цветной.

Языки оригинала: Английский, испанский.

Остросюжетный триллер/драма по рассказу
Иэна Макензи Джеффеpса «Бредущий призрак» .

-2

МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Хорошо (5 из 7)

Живи или умри в сей день.

Живи или умри.
Один на один со смертью.

Остатки цивилизации догорают вместе с самолётом, а для уцелевших остаётся только одна цель — остаться в живых... Но в белом безмолвии их поджидает воплощение самых страшных кошмаров. В безлюдной снежной пустыне людям предстоит смертельная схватка...

-3

Группа бурильщиков, возвращаясь самолётом со смены в северной глуши, попадает в авиакатастрофу. Не успевают уцелевшие в крушении возблагодарить Бога, как к ним приходит понимание: они затеряны среди зимней тайги — без снаряжения, оружия и еды. А по их следам уже идёт стая свирепых и очень голодных волков.

-4

Но люди не станут слишком лёгкой добычей: этого не допустит оказавшийся с ними Джон Оттуэй — бывший профессиональный снайпер и охотник, работавший на шахте егерем. Для которого схватка с серыми становится шансом возродить вкус к жизни, напрочь утраченный после смерти горячо любимой жены…

-5

Неправдоподобная с точки зрения зоологии, но всё равно впечатляющая северная эпопея о борьбе за выживание с колоритными натурными съёмками и безупречной игрой Лиама Нисона.

-6

Заявленный бюджет фильма — $25,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$84,339,696.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$51,580,236.
Кассовые сборы в кинопрокате России —
$2,471,807.

Производство —
«Скотт Фри» и «Чамбара Пикчерс» в ассоциации с «1984 Прайвэт Дефенс Контракторс».
Заказчик —
«Опен Роуд Филмз» в ассоциации с «Инферно» и «Эл-ди Энтертэйнмент».
Права —
«Грей Филм Холдингс».

Съёмочный период:
10 января 2011 — 3 марта 2011 .
Натурные съёмки —
провинция Британская Колумбия (Канада).
Мировая премьера:
11 декабря 2011 (киномарафон «Батт-Намб-э-Тон», Остин, штат Техас, США).
Премьера в России:
26 января 2012 (прокатчик UPI ).

Постановщики трюков —
Бен Эрнандес Брэй (в титрах Бен Брэй ) и Скотт Атеа.
Ассистент постановщиков трюков и трюковой дублёр Лиама Нисона —
Марк Ванселоу.
Исполнитель трюков с волками —
Шоун Битон.
Режиссёр 2-й группы —
Бен Эрнандес Брэй (в титрах Бен Брэй).

Продюсер визуальных эффектов —
Софи Леклерк.
Визуальные эффекты:
студия
«Диджитал Дименшн»: супервайзер визуальных эффектов — Гуннар Хансен;
студия
«Зоик»: старший супервайзер визуальных эффектов — Марк Стетсон, супервайзер по цифровому окружению — Сид Даттон, супервайзер визуальных эффектов — Ральф Майерс.

Координатор специальных эффектов —
Джеймс Парадис.
Специальные гримэффекты и аниматронные эффекты —
Грег Никотеро и Говард Бергер.
Специальные гримэффекты и аниматроника — студия
«Кэй-эн-би И-эф-экс Груп, Инк.»: кукловоды — Алекс Диас, Дэвид Во, Бет Хэтауэй и Майк Филдс, пластический грим — Дерек Кроут, Майк Лашимия и Стив Кац, глава отдела — Говард Бергер.
Причёски и грим —
Норико Ватанабе.
Грим —
Гитте Аксен.

Костюмы —
Кортни Дэниел.
Художник —
Джон Уиллетт.
Декоратор —
Питер Ландо.
Оператор —
Масанобу Такаянаги.
Монтаж —
Роджер Бартон и Джейсон Хеллман.

Композитор —
Марк Штрайтенфельд.


Музыкальные супервайзеры —
Энди Росс и Лора Кац.

Исполнительные продюсеры —
Джим Сейбл, Билл Джонсон, Тони Скотт, Дженнифер Хилтон Монро, Спенсер Силна, Ади Шанкар и Росс Ти Фэнгер.
Продюсеры —
Джулс Дейли, Джо Карнахан, Ридли Скотт и Мики Лидделл.

Сценаристы —
Джо Карнахан и Иэн Макензи Джеффеpс.

Режиссёр —
Джо Карнахан.

В главной роли —
Лиам Нисон (Джон Оттуэй).

В ролях:
Фрэнк Грильо (Диас), Дермот Малруни (Тэлгет), Даллас Робертс (Хенрик), Джо Андеpсон (Флэннери), Нонсо Анози (Бёрк), а также Джеймс Бэдж Дейл (Левенден).

В фильме также снимались:
Энн Опеншоу (жена Оттуэя), Питер Гиргес (служащий компании), Джонатан Джеймс Битонти (Оттуэй (5 лет)), Джеймс Битонти (отец Оттуэя), Элла Козор (девочка Тэлгета), Джейкоб Блэр (Кимоски), Лани Гелера и Лариса Стадничук (стюардессы).

Дубляж — студия
«Пифагор».

Режиссёр дубляжа —
Ярослава Турылёва.

Роли дублировали:
Владимир Антоник (Джон Оттуэй), Даниил Эльдаров (Диас), Илья Исаев (Тэлгет), Александр Носков (Хенрик), Александр Гаврилин (Флэннери), Михаил Георгиу (Бёрк), Денис Беспалый (Эрнандес), Наталья Грачёва (жена Оттуэя), Ольга Иванова (стюардесса), а также Александр Дасевич , Артём Маликов , Григорий Маликов , Елена Войновская , Иван Жарков , Михаил Данилюк , Наталья Терешкова , Павел Кузьмин , Юрий Меншагин.

***

Камео

Постановщик трюков и режиссёр второй группы фильма
Бен Эрнандес Брэй — в роли Эрнандеса (в титрах Бен Эрнандес).

-7

***

Награды

Премия
«Бензопила» издания «Фангория» (США) за мужскую роль (Лиам Нисон).

***

Номинации

Номинация на премию
«Сатурн» (США) за лучший фильм в жанре триллера или хоррора (уступил фильму Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона»).

3 номинации на премию
«Бензопила» издания «Фангория» (США): фильм широкого проката (уступил фильму Дрю Годдарда «Хижина в лесу»), актёр второго плана (Фрэнк Грильо — уступил Фрэнку Кранцу за фильм «Хижина в лесу») и музыка (Марк Штрайтенфельд — уступил Кристоферу Янгу за фильм «Зловещее» («Синистер»)).

***

Интересные факты

Первоначально предполагалось, что Джон Оттуэй будет значительно моложе, и на эту роль был утверждён Брэдли Купер. Но впоследствии он выбыл из проекта, и его заменил Лиам Нисон, с которым у него дружеские отношения.

БРЭДЛИ КУПЕР и ЛИАМ НИСОН
БРЭДЛИ КУПЕР и ЛИАМ НИСОН

Изначально действие фильма должно было происходить не на Аляске, а в Канаде, на территории Юкон. Однако продюсеры настаивали на переносе действия на Аляску, чтобы местность была более близка и узнаваема для американского зрителя. Режиссёр Джо Карнахан долго сопротивлялся, пытаясь отстоять в качестве места действия Юкон, но в итоге сдался.

-9

Забавно, что, несмотря на перенесение места действия на Аляску, сами съёмки проходили южнее, на территории канадской провинции Британская Колумбия. Впрочем, погодные условия на натуре вполне соответствовали суровому аляскинскому климату: температура временами опускалась до –40 градусов, а снег и ветер были самыми настоящими, так что на съёмках вообще не использовались искусственный снег и ветродуи. Чтобы не замёрзнуть, все актёры под своими костюмами носили специальное термобельё.

-10

Во время съёмок в окрестностях городка Смизерс режиссёр Джо Карнахан специально купил у местного 67-летнего охотника-траппера Дика Макдиармида четырёх убитых волков. Два из них пошли на чучела для съёмок в фильме, а двух зажарили и съели актёры и члены съёмочной группы, чтобы лучше прочувствовать то, что ощущали герои картины. Колоритная внешность охотника понравилась режиссёру кастинга, и тот снялся в массовке в баре в начале фильма.

Финальные титры фильма следует по возможности досмотреть до конца — за ними следует трёхсекундный бонусный эпизод.

***

Интересные цитаты, реминисценции и совпадения

Лиам Нисон исполнил роль, на которую первоначально был утверждён Брэдли Купер. Годом ранее оба актёра снимались вместе в предыдущем фильме Джо Карнахана «Команда-А» (2010).

БРЭДЛИ КУПЕР и ЛИАМ НИСОН в фильме «КОМАНДА-А» (2010)
БРЭДЛИ КУПЕР и ЛИАМ НИСОН в фильме «КОМАНДА-А» (2010)

В начале фильма герой Лиама Нисона скорбит об умершей жене.

За полтора года до этих съёмок Лиам Нисон действительно похоронил свою жену, известную актрису Наташу Ричардсон, умершую 18 марта 2009 года от последствий черепно-мозговой травмы, полученной на горнолыжном курорте.

ЛИАМ НИСОН и НАТАША РИЧАРДСОН
ЛИАМ НИСОН и НАТАША РИЧАРДСОН

Укушенный волком Оттуэй шутит: «Может, я теперь превращусь в оборотня?» (в оригинале «в человека-волка»).

Может, я теперь превращусь в человека-волка, ха?
Может, я теперь превращусь в человека-волка, ха?

Это отсылка к поверьям о существовании особого вида нечисти — оборотней или людей-волков, в славянской мифологии известных как волкодлаки, волколаки, вовкулаки или вурдалаки (да-да, вурдалак — это на самом деле оборотень, а вовсе не вампир!). Эти существа днём выглядят и ведут себя как обычные люди, но в полнолуние превращаются в огромных и кровожадных волков.

-16

Данный миф стал одной из классических тем для кинохоррора и лёг в основу таких значимых кинокартин, как «Лондонский оборотень» (1935, режиссёр Стюарт Уокер), «Человек-волк» (1941, режиссёр Джордж Ваггнер), «Вой» (1980, режиссёр Джо Данте), «Американский оборотень в Лондоне» (1981, режиссёр Джон Лэндис), «Волки» (1981, режиссёр Майкл Уодли), «"Серебряная пуля" Стивена Кинга» (1985, по повести Стивена Кинга «Цикл оборотня», режиссёр Дэниел Аттиас), «Волчонок» (1985, режиссёр Род Дэниел), «Волк» (1994, режиссёр Майк Николс), «Проклятые» («Оборотни») (2005, режиссёр Уэс Крейвен), «Человек-волк» (2010, ремейк фильма Джорджа Ваггнера 1941 года, режиссёр Джо Джонстон) и других.

Флэннери вспоминает фильм об авиакатастрофе, где «берут куски замороженной задницы у одного парня».

Речь о сюрвайвл-драме Фрэнка Маршалла «Выжившие» («Выжить») (1992, выпуск 1993), основанной на реальной истории, известной как катастрофа FH-227 в Андах или «Чудо в Андах». Тогда выжившие в авиакатастрофе участники студенческой команды по регби, не имея возможности спуститься с высокогорного плато, на которое рухнул самолёт, были вынуждены ради спасения жизни употреблять в пищу мясо своих погибших товарищей, которое хорошо сохранялось при окружающей минусовой температуре.

ВЫЖИВШИЕ
ВЫЖИВШИЕ

В русской дублированной версии Эрнандес на слова Флэннери отвечает: «Помню, это было в фильме "Тренировочный день"», — что звучит глупо, так как полицейская драма «Тренировочный день» (2001) рассказывает совсем о другом и спутать их крайне сложно. Однако ошибся не Эрнандес, а наши локализаторы, не разобравшиеся в оригинальном тексте. На самом деле в оригинале Эрнандес спрашивает: «С тем чуваком из "Тренировочного дня"?».

С тем чуваком из «Тренировочного дня»? Точно.
С тем чуваком из «Тренировочного дня»? Точно.

Эрнандес имеет в виду, что в обоих этих фильмах в главной роли снялся Итан Хоук.

Далее в том же эпизоде Флэннери продолжает мрачно шутить на тему людоедства, говоря собеседнику (в русской дублированной версии): «Представь себе жареный зад на палочке или хот-дог с членом».

Сыгравший Флэннери Джо Андерсон впоследствии снялся в роли Мейсона Вёрджера в четырёх сериях III сезона телесериала «Ганнибал» (2015), снятого по романам Томаса Харриса о докторе Ганнибале Лектере. Лейтмотивом сериала является тема каннибализма, а сам Мейсон не раз шутит на эту тему — в том числе поминая «пережаренный член».

ДЖО АНДЕРСОН в роли Мейсона Вёрджера в III сезоне телесериала «ГАННИБАЛ» (2015)
ДЖО АНДЕРСОН в роли Мейсона Вёрджера в III сезоне телесериала «ГАННИБАЛ» (2015)

Диас издевательски называет Оттуэя «великим белым охотником». «Великий белый охотник» или просто «белый охотник» — это американский литературный термин: так в исторических приключенческих романах называют профессиональных охотников на крупную дичь европейского или североамериканского происхождения, которые осуществляли свою деятельность в Африке — преимущественно в первой половине XX века, хотя в ряде африканских стран, где до сих пор разрешена охота на крупную дичь, она продолжается и поныне. Белые охотники также получали доход от организации платных сафари и торговли слоновой костью. Сам термин «белый охотник» подчёркивает расовые и колониальные аспекты профессии. В зависимости от автора и его намерений термин может употребляться как в прямом значении, так и в пародийном или критическом ключе.

Великий белый охотник?
Великий белый охотник?

***

Волки — бяки?

Выход фильма на экраны вызвал громкие протесты у американских общественных организаций по защите животных. Крайне недовольные и возмущённые кровожадным изображением волков в фильме организации
ПЕТА и «Стражи дикой природы» даже призывали к полному бойкоту картины.

-25

Защитники животных указывали на то, что фильм укрепляет в зрителях древнюю культурную традицию, согласно которой, столкнувшись с волком, следует действовать по принципу «убей или будешь убит».

-26

Тогда как на самом деле, по утверждениям зоологов, показанная в фильме ситуация неправдоподобна, так как волки — по крайней мере, североамериканские — не рискуют численностью популяции без крайней необходимости, предпочитая охотиться на лёгкую добычу. Таким образом, они никогда не стали бы преследовать опасную для них группу людей.

-27

Кроме того, в сюжете фильма обыгрывается давно опровергнутый, но до сих пор популярный миф о наличии в стае волков так называемого «альфа-самца» и «силовой иерархии».

-28

Джон Оттуэй говорит об убитом волке: «Это не "альфа". Это "омега", изгой».

Это не «альфа».
Это не «альфа».

Теория альфа-самца предполагала, что в стаях серых волков происходит постоянная борьба за доминирование между наиболее сильными особями, при этом доминирующие особи именовались «альфа-самец» и «альфа-самка», тогда как подчиненные имели названия «бета», «гамма» и «омега».

Это «омега», изгой.
Это «омега», изгой.

Эта терминология была впервые использована в 1947 году швейцарским исследователем поведения животных Рудольфом Шенкелем из Базельского университета. Данный взгляд на устройство стаи волков был позднее популяризирован американским биологом Л. Дэвидом Мичем в его книге «Волк» (1970).

Л. Дэвид Мич. «ВОЛК»
Л. Дэвид Мич. «ВОЛК»

Однако впоследствии сам Дейв Мич признал ошибочность теории альфа-самца. Мич объяснил, что эта концепция была основана на изучении поведения волков в неволе, когда в одном вольере собирались стаи, состоящие из особей, не связанных, так сказать, родственными узами. В этой среде действительно наблюдалась определённая борьба за власть.

Руководствуясь преобладавшим в те времена мнением, что волчьи стаи формируются зимой из волков-одиночек, Рудольф Шенкель наблюдал исключительно поведение зверей в неволе и вообще никогда не изучал жизнь волков в дикой природе. Как ни странно, исследования Шенкеля оставались основным источником знаний о поведении волков в течение целых десятилетий!

Более поздние и обширные исследования диких волков показали, что на самом деле волчья стая практически всегда представляет собой семью, состоящую из постоянной родительской пары и их потомков предыдущих 1-3 лет. Л. Дэвид Мич писал, что в такой стае использование термина «альфа» для описания родительской пары «не более уместно, чем называть альфа-самцом отца человеческого семейства».

Теория «иерархии доминирования на основе силы» также не нашла своего подтверждения. Многолетние наблюдения показали, что волки не имеют никакого врождённого чувства ранга и не бывают прирождёнными лидерами или, наоборот, ведомыми. За 13 лет наблюдений за дикими волками Дейв Мич ни разу не обнаружил какого бы то ни было соперничества между ними. Ни один дикий волк ни разу и никоим образом не завоевал статус вожака стаи: на самом деле в стае всегда верховодит родительская пара — просто в силу того факта, что это они родили и вырастили всех остальных.

Л. Дэвид Мич официально признал теорию альфа-самца ошибочной и формально дезавуировал терминологию этой теории в 1999 году.

-32

***

!!! ВНИМАНИЕ — ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ СПОЙЛЕР !!!

***

Рекламные трейлеры фильма содержали кадры, в которых Джон Оттуэй и волк бросаются навстречу друг другу, чтобы вступить в решающую схватку. Поэтому многие зрители оказались разочарованы, когда не увидели этой схватки в самом фильме. Изначально действительно предполагалось, что кульминацией сюжета станет показанная на экране схватка Оттуэя с волком. Однако, посмотрев предварительный монтаж, Джо Карнахан почувствовал, что именно подготовка героя к решающей схватке и стала эмоциональной кульминацией картины, а сама схватка выглядела лишней. Кроме того, по причине относительно невысокого бюджета не удалось создать достаточно качественную компьютерную модель волка, которая бы убедительно смотрелась на экране в сочетании с живым актёром. После некоторых размышлений режиссёр решил закончить фильм непосредственно перед схваткой, оставив финал неоднозначным.

-33

***