***
Уже на протяжении полудесятка лет замечательный актёр Лиам Нисон регулярно обещает завязать с жанром экшн. И скрупулёзно выполняет свои обещания… с точностью до наоборот! Вот и ныне, не прошло и полугода с выхода «Честного вора» , предыдущей картины в жанре «экшн с Нисоном», как вот вам, пожалуйста — новая криминальная драма Роберта Лоренца «Стрелок» , в нашем прокате перекрещённая в «Заступника» .
***
Старики не дружат с телефонами
Итак, фермер Джим Хэнсон (Лиам Нисон) живёт на своём скотоводческом ранчо в штате Аризона близ мексиканской границы. После смерти от рака горячо любимой жены он думал, что хуже уже не будет. Но всё стало намного хуже, когда Хэнсон ввязался в перестрелку с боевиками наркокартеля, заступившись за двух нелегалов — Розу ( Тереза Руис ) и её маленького сына Мигеля ( Джейкоб Перес ). Получив смертельную рану, Роза отдаёт Хэнсону сумку с кучей бабла и просит доставить сына родне в Чикаго.
Бабки фермеру ох как нужны — банк грозится забрать его ранчо за долги по кредиту. Но совесть не позволяет ему просто прикарманить денежки, не выполнив просьбу умирающей. Так что вместе с Мигелем и любимым псом Джексоном Джим садится в свой старенький внедорожник и жмёт на газ! За него — собственные боевые навыки отставного морпеха и офицер полиции Сара Пеннингтон ( Кэтрин Уинник ), по совместительству являющаяся приёмной дочерью Джима. Против — боевики картеля во главе с опасным Маурисио ( Хуан Пабло Раба ), жаждущим отомстить за убитого в перестрелке брата, и, разумеется, продажные копы. Джим не пользуется телефоном, так что выследить его не так-то просто. Но оказывается, что банковская карта — та ещё предательница…
***
Смена жанра
Лиам Нисон впервые позволяет себе выглядеть на экране старым. В следующем году актёру стукнет 70, так что его герой — уже не бодрый мстючий папаня, а уставший от жизни старик, которого принимают за дедушку пацана. Что, впрочем, не делает его менее убедительным в редких, но ярких экшн-эпизодах. Достойную пару звезде составил колумбийский актёр Хуан Пабло Раба: его Маурисио — не тупой гад с мордой кирпичом, а колоритный злодей с выразительными глазами и своей правдой.
Однако жаждущие нового пиф-паф-боевика с Нисоном, скорее всего, сильно обломаются. Потому как фильм оказался отнюдь не убойным триллером, а неторопливой драмой, где вместо ломового экшна — психологические коллизии с прозрачными оммажами поздним вестернам с Клинтом Иствудом . Что неудивительно, учитывая, что режиссёр Роберт Лоренц — большой поклонник Иствуда и ранее спродюсировал полтора десятка его картин. Кстати, как только отмечаешь сходство с одной из лучших режиссёрских работ Иствуда «Идеальный мир» , как старина Клинт является на экране собственной персоной — правда, в кадрах из другого фильма, вестерна Теда Поста «Вздёрни их повыше» . Смена жанра, как ни странно, вовсе не делает ленту скучной — просто вместо очередной истории мести нам поведана притча о чести, долге и примирении с самим собой. С рядом цитат из классики для продвинутых киноманов. Впрочем, слишком усердствовать в поиске аллюзий тоже не следует: всё-таки углядеть в финальных кадрах отсылку к «Полуночному ковбою» , как написали некоторые критики, — это малость перебор!
***