В День российской науки рассказываем о том, какие современные разработки применяются в городском хозяйстве.
BIM-технологии
При разработке проектов капитального ремонта применяются BIM-технологии — информационное моделирование. Благодаря ему специалисты вместо традиционных чертежей, созданных на основе обмеров, получают трехмерные планы, учитывающие расположения всех элементов конструкций. Это позволяет наглядно представить процесс капитального ремонта многоквартирного дома и существенно снизить возможность ошибок.
Технологии тепла
Инновационные технологии внедряют и в городскую систему теплоснабжения столицы.
С помощью современных систем операторы ПАО «МОЭК» онлайн следят за корректировкой температурных режимов во время изменения погоды, контролируют работу сложного оборудования и надежность сетей.
Выявить скрытые утечки на разводящих тепловых сетях помогает система «Диспетчеризация»: программа в реальном времени анализирует даже незначительные изменения более чем 40 тыс. параметров и передает все показатели в диспетчерскую. Кроме того, ПАО «МОЭК» разработан пилотный проект «Мобильный обходчик». Работникам компании выдают специальные смартфоны и миниатюрные тепловизоры. С их помощью они контролируют состояние оборудования и оперативно выдают задания на ремонтные работы и обслуживание, в автоматическом режиме формируют электронные эксплуатационные журналы. Так создается единое информационное пространство для мастера, диспетчера и линейного персонала.
Умные фонари
С 2018 года АО «ОЭК» устанавливает в городе «умные фонари». В светильники встраиваются специальные контроллеры — небольшие платы, передающие сигнал в Центр управления сетями. Благодаря им диспетчеры могут дистанционно управлять городским освещением: регулировать яркость, проверять напряжение, а еще моментально получать информацию о нарушении в работе фонаря, что позволяет оперативно направить на место бригаду для устранения неполадки.
«Феникс» для бестраншейного ремонта
АО «МОСГАЗ» выполняет санацию, или восстановление, газопроводов методом «Феникс». Это технология бестраншейного ремонта. Она заключается в следующем: разрывается всего два котлована, в тело трубы вводится полимерный рукав, после чего под повышенным давлением и температурой он приклеивается к внутренней поверхности трубы.
Санация позволяет продлить жизнеспособность трубы на сорок лет при минимальном объеме земляных работ. И даже если магистраль потеряла свою несущую способность, полимерный рукав внутри трубы может самостоятельно выдерживать давление.
Лаборатории на колёсах
Передвижные дорожные лаборатории разработаны сотрудниками и студентами МАДИ в 2007 году. Небольшие грузовики с уникальным оборудованием выезжают по ночам на московские улицы, чтобы проверить качество дорожного полотна — н айти трещину, измерить глубину колеи, заблаговременно обнаружить провалы под полотном дороги. Вся начинка такой машины — полностью отечественного производства. Аналогов этой разработки в мире нет.
Внутри машины размещены компьютеры и блоки приема и первичной обработки данных. На корпусе автомобиля закреплены системы замера продольной и поперечной ровности, коэффициента сцепления, геофизического зондирования (георадиотомограф) и устройство видеокомпьютерного сканирования. Все системы измерений синхронизированы и привязаны к системам GPS/ГЛОНАСС. А система видеокомпьютерного сканирования способна захватывать поверхность проезжей части на ширину до 12 метров, или три полосы.
Водопроводные роботы
Целый парк роботов находится на службе у АО «Мосводоканал». Они могут ездить и плавать, проникая в труднодоступные участки труб. Такие устройства помогают ремонтировать водопроводные сети и следить за состоянием систем водоснабжения столицы.
Например, для мониторинга канализационных трубопроводов, частично заполненных сточными водами, АО «Мосводоканал» использует робота на специальном плоту. Он оснащен вращающейся камерой, системой освещения и устройством наведения.
Марсоходы ливневой канализации
ГУП «Мосводосток», в свою очередь, использует современные технологии, чтобы следить за состоянием дождевой канализации. Робототехнический комплекс P-200 исследует водосточные трубы малого диаметра и другие труднодоступные для человека участки, в том числе подземные коллекторы, помогая подготовить город к обильным осадкам.
На связи с небом
Специалисты ГБУ «Автомобильные дороги» с помощью современных технологий прогнозируют погоду.
Для этого почти 6 лет на базе учреждения существует Управление метеорологических установок, куда каждый час поступают данные с 45 автоматических метеокомплексов, расположенных по всему городу.
В режиме реального времени на метеостанциях измеряют высоту снежного покрова, температуру дорожного покрытия, скорость и направление ветра, а специальные высокоточные приборы определяют тип осадков, температуру замерзания жидкости на поверхности дороги, показатели коэффициента сцепления и скользкости.
Для сбора этих данных используются инновационные методы: например, скорость и направление ветра измеряют приборы с ультразвуковыми датчиками, количество осадков — датчик, регистрирующий удар каждой капли, а высоту снежного покрова во время сильных снегопадов определяют специальными лазерными лучами.
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить «лайк» и подписаться. Впереди много интересного.
Комплекс городского хозяйства Москвы в соцсетях:
Вконтакте
Инстаграм
Фейсбук
Твиттер