Найти тему

«До свидания, мальчики!» Книга или фильм?

Автобиографическая повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!» («Трое из одного города») – одно из любимых моих произведений. Оно увидело свет в 1961-ом, а всего несколькими годами позднее вышла его экранизация, снятая режиссером Михаилом Каликом. Оставляет ли фильм такое же сильное впечатление? Попробую разобраться.

Произведение «До свидания, мальчики!» подкупило меня своей доверительной интонацией, проникновенным настроением юности. Герои повести живут веселой, радостной и свободной жизнью, влюбляются, размышляют о будущем. А мы, читатели, с горечью осознаем, сколько неотвратимых испытаний этим ребятам уготовано пройти. И от этого ясные и светлые дни, описанные в повести, отзываются такой щемящей грустью, что порой трудно вздохнуть. Книга пахнет морем и солью, благодаря ей я навсегда влюбилась в Евпаторию, хотя сама никогда не была в этом городе.

Фильм «До свидания, мальчики!» снимался при непосредственном участии Бориса Балтера, ставшего одним из авторов сценария. По воспоминаниям, писатель повлиял и на утверждение на главную роль Евгения Стеблова, в котором узнал себя в юности.

Многие эпизоды из книги в фильм не попали. За кадром осталась история семьи Володи, линия противостояния местной банде, некоторые второстепенные персонажи. Мне все эти моменты дороги, но я понимаю, что хронометраж картины не резиновый. Что же касается основных героев, то они получили достаточно внимания и вполне соответствуют книжным характеристикам. За исключением, пожалуй, Инки. Когда я читала повесть, то представляла юную, но уже осознающую свою силу femme fatale , а в исполнении Натальи Богуновой увидела просто милую и непосредственную девочку.

Большой плюс фильма в том, что Калик «перевел» прозу Балтера на язык кинематографа. Там где писатель для создания образа использует слово, режиссер дает крупный план, включает для контраста кадры исторической хроники. Иногда титром в повествование врывается будущее героев, выбивая почву из-под ног. А еще добавьте ко всему прекраснейшую музыку Микаэла Таривердиева.

Чувства на последних сценах картины рвутся из груди. Зрителю невольно передается приподнятое настроение героев, грусть расставания и радость неизвестного. Вглядываясь в лица ребят, ощущаешь на своих плечах тяжелую ношу знания того ЧТО будет дальше. Слезы наворачиваются сами собой.

Вывод: книга и фильм «До свидания, мальчики!» два равнозначных произведения в разных направлениях искусства. Знакомиться с ними можно как вместе, так и по отдельности. Сильнейшие эмоции гарантированы.