Найти тему

опыт работы

воспитатель МАДОУ  МО "город Бугуруслан"

"Детский сад комбинированного вида №2"

"Горжусь профессией своей  за то,

что ДЕТСТВО проживаю многократно"

Образование - средне-специальное

Педагогический колледж г. Бугуруслан , 2004 г.

специальность - Учитель ИЗО и черчения с дополнительной подготовкой "Художник - оформитель"

Общий  педагогический стаж работы- 16 лет

стаж работы в МАДОУ "Д/С №2" - 1 месяц

Квалификационная  категория - первая (2012 г.)

Курсы повышения квалификации ИПК и ППРО "Оренбургский государственный педагогический университет" по программе курсов базового повышения квалификации к аттестации на I категорию педагогов ДО.

Информационная карта участника конкурса "Воспитатель Оренбуржья - 2014"

Характеристика - представление

Заявление

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса
«Воспитатель Оренбуржья – 2013»

Победитель
конкурса «Воспитатель года» - это человек, который в своей профессии не стоит
на месте, ищет новые пути раскрытия воспитанников.

Эссе воспитателя " Я - воспитатель 21 века "

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками"

Приложения к опыту работы

Работа с детьми

Дополнительно  образовательная программа

«Волшебный карандаш»

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы: использование нетрадиционных приемов работы с детьми, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Непосредственно-образовательная деятельность  "Какого цвета лето" с использованием ИКТ (итоговое занятие - старшая группа)

Игровая ситуация "Колобок" с использованием ИКТ (2-я младшая группа)

Работа с родителями

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы "С любовью от мамы"

Консультация для родителей "роль развивающих игр для детей 3-4 лет"

Родительская встреча "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования" (практикум)

Практические советы  для родителей " Нетрадиционные техники рисования"

Работа с педагогами

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные техники рисования" по теме "Солнышко"

Я - воспитатель 21 века

«Жить не только ради детей,

но и вместе с детьми,

разделяя все их радости

и невзгоды»

Я. Корчак.

Доброе утро! Новый день, здравствуй! Что нового ты мне приготовил? Радость от встречи с моими воспитанниками, коллегами, друзьями? Радость от педагогических находок и открытий?

Неспешно и с удовольствием иду знакомой дорогой к моим детям… мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути. Радуюсь первому лучу солнца, голубому небу, спящим в зимнем наряде деревьям.

Вот я подхожу к своему детскому саду и чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого сейчас встречу. Вы спросите: «Откуда же ты берешь силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом, врачом детских душ, мамой?» Ответ, на мой взгляд, прост. Главное – это любовь, любовь к жизни, к людям, а еще к тому, что ты делаешь. А делаем мы, педагоги, самое главное на Земле – мы учим детей не только знаниям, а еще и тому, чтобы они стали добрыми, открытыми, чуткими и порядочными. Порой бывает очень сложно понять человечка, найти путь к его сердцу. Протяни руку, распахни душу, будь искренна с ним, будь всегда рядом в беде и радости, всегда шагая навстречу, а еще никогда не бойся оставаться ребенком, прыгать вместе с детьми от радости и восклицать от удивления. Для меня очень важно увидеть, разглядеть в каждом ребенке то хорошее, что помогло бы ему поверить в себя, в свои силы, чувствовать себя уверенно и свободно, а еще, что немаловажно, показать это хорошее другим.

«Я - педагог двадцать первого века» - под этой фразой подразумевается, что есть существенные отличия от педагогов века двадцатого, а тем более девятнадцатого. Но я из двадцатого! Что изменилось? На мой взгляд, мало.

Если бы представитель рабочей профессии, например, сталевар, сказал: «Я - сталевар двадцать первого века!», я решила бы, что он имеет в виду изменения, которые внёс научно-технический прогресс в его работу и теперь она менее трудоёмкая и опасная. А что у нас? Из века в век мы сеем «разумное, доброе, вечное». Можно провести аналогию с колесом – сколько его не модифицируют, функция не меняется. Колесо должно катиться, иначе это будет уже не колесо. Так и наша профессия – можно каждый год менять требования, но суть останется прежней – мы готовим будущее: страны, планеты.

Часто взрослые (и педагоги в том числе) сетуют: «изменилось молодое поколение, мы были не такими». Какими «не такими»? Такими же! Изменилось общество, изменились и дети. Хотя, в сущности, это те же дети.

Извечный конфликт отцов и детей: «А в наше время… » Это позиция взрослого, который хотел бы изменить ошибки молодости да уже не имеет возможности. Вот и проецирует своё желание на ребёнка.

Мой взгляд на детство такой. Дети, они как капельки росы, в них отражается всё – и солнце, и радуга, и туча. А что отразится сейчас, зависит от нас.

«Ребёнок, - подчёркивал Ж. Руссо, - должен делать то, что он хочет, но он должен хотеть того же, чего хочу я». На мой взгляд, в этом высказывании заключён секрет мастерства воспитателя: организовать педагогический процесс настолько органично, чтобы ребёнок не ощущал на себе педагогического воздействия, а взаимодействие с воспитателем, способствовало бы формированию его собственного «Я».

Счастливый ли я человек, выбрав свое дело? Да! Я люблю свою профессию, мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь! Я счастливый человек, потому что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, напротив я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям! Поэтому, если начать свою жизнь сначала, то я однозначно снова выберу профессию воспитателя.

На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.

Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.

Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.

Твердят друзья: «Есть нивы тише», но ни за что не отступлю.

Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…

И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад,

Быть в гуще радостных событий…

И так на протяженье лет.

Судьба моя ребячьи души!

Нет лучшей доли на земле…

Из опыта работы

«Детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу

что-то из окружающего мира,

а живут в этом мире, входят в него,

как творцы красоты, наслаждаются

этой красотой».

В.Л. Сухомлинский

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". (В. А. Сухомлинский).

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Почему я выбрала данное направление? Потому что именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Притом неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, в кружковой работе, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования этих техник, которые создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство.

Анализируя работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, в кружковой работе в начале года, я отметила, что в процессе творчества дети не умеют воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, не проявляют инициативу.

Создавая ситуации незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций, детям не давала готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовала прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям предлагала задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были особенно популярны у старших дошкольников, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.

Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.

Возраст: от 4 лет.

ü Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

ü Материалы : блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

ü Способ получения изображения : ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст : от 4 лет.

ü Средства выразительности : пятно, фактура, цвет, линия.

ü Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

ü Способ получения изображения : ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст : от 4 лет.

ü Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

ü Материалы : свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

ü Способ получения изображения : ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

Возраст : от 5 лет

ü Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

ü Материалы : мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

ü Способ получения изображения : ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Возраст : от 5 лет.

ü Средства выразительности : пятно, симметрия, цвет.

ü Материалы : плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

ü Способ получения изображения : ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

Возраст : от 5 лет.

ü Средства выразительности : линия, штрих, контраст.

ü Материалы : полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

ü Способ получения изображения : ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

ü Возраст : от 5 лет.

ü Средства выразительности : пятно.

ü Материалы : бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

ü Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5 лет.

ü Средства выразительности : пятно.

ü Материалы : бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

ü Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Возраст: от 5 лет

ü Средства выразительности : пятно.

ü Материалы : бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

ü Способ получения изображения : ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Возраст : от 5 лет.

ü Средства выразительности : точка, фактура.

ü Материалы : бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

ü Способ получения изображения : ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

ü Возраст : от 5 лет.

ü Средства выразительности : пятно, цвет, линия.

ü Материалы : плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

ü Способ получения изображения : ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

ü Тычкование

ü Возраст : от 5 лет.

ü Средства выразительности : фактура, объём.

ü Материалы : квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

ü Способ получения изображения : ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

Возр аст: от 6 лет.

ü Средства выразительности : линия, штрих, цвет.

ü Материалы : цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

ü Способ получения изображения : ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Возраст : от 6 лет

ü Средства выразительности : пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

ü Материалы : бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

ü Способ получения изображения : ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно». Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой лист: это определяется тем, что предстоит изображать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. ( Приложение 1)

Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения.

В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия нетрадиционными техниками именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я обращаюсь к этим видам детского изобразительного творчества.

Вывод: введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества. (Приложение 2).

-2
-3

-4

-5

-6

-7

-8

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы

на тему «Разноцветные бабочки»

Направление художественно-эстетическое

Образовательная область «Художественное творчество»

Воспитатель МАДОУ «Д/с №16»

Кажаева Л.К.

Тема « Разноцветные бабочки ».

Цель деятельности:

с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, цветочки из картона со стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.

Словарная работа : разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, перелетают (бабочки), шуршит (карандаш), припечатать, монотипия.

Направление художественно-эстетическое ;

Группа средняя группа;

Тема – « Разноцветные бабочки ».

Форма организации – фронтальная.

Тип деятельности игровая, комплексная.

Время реализации – 20 минут;

Количество детей – 10-12;

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Методы организации и осуществления продуктивной деятельности дошкольников:

* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);

* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

2. Методы стимулирования и мотивации:

* Эмоциональные;

* Социальные;

* Игровые;

3. Методы контроля и самоконтроля:

* Самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход деятельности:

Через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

Воспитатель: Ребята, какого цвета лето?

Дети: перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету

Воспитатель: А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?

Дети: Бабочки.

Воспитатель: Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках. Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? (карандаш).

Воспитатель: Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать?

Дети: Фломастерами, мелом, кисточками и красками.

Воспитатель: А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы). Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой). Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть, Повернулись,
Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись.
Вот такие молодцы!

Руки перед собой, ладошки раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

Воспитатель: Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху). Что вы слышите? Какой звук издает карандаш?

Дети: Он шуршит.

Воспитатель: Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте. А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете?

Дети: Ладошки стали теплыми.

Воспитатель: Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной паре не важно на правой или на левой, мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы, любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.

(Показываю прием рисования).

Воспитатель: А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось?

Дети: Вся бабочка стала разноцветной.

Воспитатель: Произошло волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши красочки, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек. Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу).

В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело, а пока они подсыхают, самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.

Физминутка “Бабочки”

Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз, наклонились,
Два, наклонились,
И на цветочки они приземлились.

Воспитатель: Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть. Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам-ромашкам, и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим.

(Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протирают руки и столы, наводят порядок на рабочем месте).

Итог деятельности:

Воспитатель: Ну вот, ваши бабочки готовы и можно с ними поиграть!

Непосредственно

образовательная деятельность для детей старшей группы

"Поспешим на помощь весне".

Техника выполнения: печатанье листьями

Направление художественно-эстетическое

Образовательная область «Художественное творчество»

Воспитатель МАДОУ «Д/с №16»

Кажаева Л.К.

Тема . "Поспешим на помощь весне".

Техника выполнения: печатанье листьями.

Цельдеятельности : развитие творческого воображения у дошкольников.

Задачи: совершенствовать умения и навыки детей в технике печатками, с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материалы: трафареты, тарелочки с гуашью разных цветов, д/и "Волшебные палочки", фартуки, магнитофон, аудиозаписи.

Направление – художественно-эстетическое ;

Группа – старшая группа;

Тема « Поспешим на помощь весне.».

Форма организации – фронтальная.

Тип деятельности – игровая, комплексная.

Время реализации – 25 минут;

Количество детей – 10-12;

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Методы организации и осуществления продуктивной деятельности дошкольников:

* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);

* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

2. Методы стимулирования и мотивации:

* Эмоциональные;

* Социальные;

* Игровые;

3. Методы контроля и самоконтроля:

* Самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход деятельности.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется весна. Я предлагаю вам ребята поехать на поезде. Садитесь, пожалуйста, в вагончики. А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране. В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками, белыми ромашками, красными розами.

Нет и снега там, нет и холода,

Там все проснулось ото сна.

Мы приехали из города

В страну чудесную - Весна!

Воспитатель: Ребята, выходите. Что-то тут совсем невесело. Все белым бело. Ребята, смотрите, нас солнышко встречает! Но почему-то оно неласковое, совсем не улыбается.

Звучит аудиозапись:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У красавицы Весны в ее волшебной стране случилась беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучам никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег. Но чтобы попасть на поляну вам нужно выложить дорогу цветными камешками.

Д/и «Волшебные палочки». Пусть каждый из вас возьмет одну палочку, под музыку начинайте накручивать веревочку, пока не дойдете до коробки с красками. Когда она откроется, вы узнаете, кто какой краской будет рисовать. Дети выполняют.

Воспитатель: Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать рисовать. Любое изображение можно напечатать готовыми печатками. Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку, какая вам нравится. Дети под музыку «Алый подснежник». Педагог показывает последовательность выполнения работы техники.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как мы восстановили поляну!

Раз, два, три, выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Пусть они цветут, растут,

Всем радость несут!

Воспитатель: Ребята, пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться домой. Садитесь в свои вагончики. Педагог включает музыку. Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение? Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Непосредственно

образовательная деятельность для детей старшей группы

" Одуванчик вдруг расцвёл… ".

Техника выполнения: печатанье листьями

Направление художественно-эстетическое

Образовательная область «Художественное творчество»

Воспитатель МАДОУ «Д/с №16»

Кажаева Л.К.

Тема «Одуванчик вдруг расцвёл…»

Цель деятельности : расширять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воспитывать любовь к родному краю, закреплять умение рисовать методом тычка цветы, вспомнить и закрепить цвета радуги.

Материал: альбомный лист, гуашь, кисть тонкая, кисть жёсткая, баночка с водой, салфетки, иллюстрации

Направление – художественно-эстетическое ;

Группа – старшая группа;

Тема « Одуванчик вдруг расцвёл…»

Форма организации фронтальная.

Тип деятельности игровая, комплексная.

Время реализации – 25 минут;

Количество детей 10-12;

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Методы организации и осуществления продуктивной деятельности дошкольников:

* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);

* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

2. Методы стимулирования и мотивации:

* Эмоциональные;

* Социальные;

* Игровые;

3. Методы контроля и самоконтроля:

* Самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход деятельности.

Предлагаю детям отгадать загадку:

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился... (Одуванчик).

Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации. Объясняю детям, что одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус- он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят варенье, готовят салат…. В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Дети читают стихи про одуванчик:

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

(Е. Серова)

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное,

Ветерку послушное.

(Л. Квитко)

Физкультминутка:

Одуванчик, одуванчик! (присесть, руки в замок на голове)

Стебель тоненький, (медленно встать, руки вверху

Как пальчик, сомкнутые над

Голова, что шар пушистый. головой)

Если ветер быстрый-быстрый (разбежаться)

На полянку полетит,

Все вдруг сразу запестрит:

Одуванчики-тычинки

Разлетятся хороводом (взяться за руки)

И сольются с небосводом. (хоровод)

( Г. Утробин)

Дети садятся за столы. Спрашиваю, что нужно для того, чтобы на поляне выросло много цветов….(Солнышко и дождик.)

Напоминаю детям, что после дождика на небе появляется разноцветная, красавица-радуга.

Вместе вспоминаем считалку про радугу:

К -аждый

О -хотник

Ж -елает

З -нать,

Г -де

С -идит

Ф -азан…

Дети приступают к рисованию. Объясняю, как с помощью жёсткой кисти можно изобразить одуванчики, дополняем рисунок радугой.

По окончании деятельности - выставка рисунков.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию:

"Осенние листочки".

Направление художественно-эстетическое

Образовательная область «Художественное творчество»

Воспитатель МАДОУ «Д/с №16»

Кажаева Л.К.

Тема «Осенние листочки»

Цель деятельности :

Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп.
Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге.
Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
Закреплять умение узнавать и называть цвета.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать познавательный интерес.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Материалы и оборудование:

Листы белой бумаги, кисти, салфетка, клеенка, листья, краски осенних цветов, банка – непроливайка, емкость для использованных листьев.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.

Направление художественно-эстетическое ;

Группа старшая группа;

Тема – «Осенние листочки»

Форма организации фронтальная.

Тип деятельности – игровая комплексная.

Время реализации 25 минут;

Количество детей – 10-12;

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Методы организации и осуществления продуктивной деятельности дошкольников:

* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);

* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

2. Методы стимулирования и мотивации:

* Эмоциональные;

* Социальные;

* Игровые;

3. Методы контроля и самоконтроля:

* Самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход деятельности:

Воспитатель:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

Дети:

Осень.

Воспитатель:

Назовите ее приметы?

Дети:

Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.

Воспитатель:

А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение писателя М. Иверсена:

Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.

Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом - эстамп. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем делать?

Берем клееночку. Кладем на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (В процессе рассказа, воспитатель все показывает).

Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.

Подвижная игра «Осень»

Падают, падают листья -
(Дети кружатся, подняв руки вверх, приседают)

В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
(Опять кружатся)

По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
(Бегут по кругу, машут руками)

Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

Воспитатель:

Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в правую руку и аккуратно приступим к работе. (Дети работают под музыку П.Чайковского «Времена года. Осень»).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МО «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Образовательная деятельность

« Какого цвета лето”- с использованием ИКТ »

(итоговое занятия)

Направление развития : Художественно-эстетическое

Возрастная группа: 5-6 лет

Доминирующая область : Художественное творчество.

Группа – старшая группа;

воспитатель

первой квалификационной категории

Кажаева Л.К.

Цель занятия:

Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин, изображать разные деревья по законам перспективы

Задачи:

Обучающие:

1. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, познакомить с законами перспективы. Учить располагать изображения деревьев по всему листу (ближе – крупнее, дальше - меньше);

2. Продолжать знакомить со свойствами акварельных красок, смешанной техникой работы (свеча и акварель, способом цветовой растяжки «по – мокрому»). Учить разводить краски на палитре для получения различных оттенков холодных и тёплых тонов для изображения неба и земли.

3. Учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке.

Развивающие :

1. Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке.

2. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя акварельные краски.

3. Систематизировать и закреплять знания детей о лете, обогатить словарь словами «пейзаж», «фон», «линия горизонта», «перспектива».

Воспитательные:

1. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка)

2. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе,

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивное сопровождение к занятию,

презентация «Лето в картинах художников» с репродукциями картин летних пейзажей известных художников и пейзажистов;

аудиозаписи “Природа, птицы и животные”, “Голоса животных и птиц”, Т.Б Тютюнникова « Звуки окружающего мира».

альбомный лист, акварельные краски, круглые и плоские кисти разного размера, палитра, банки-непроливайки для воды.

Направление развития : Художественно-эстетическое

Возрастная группа: 5-6 лет

Доминирующая область : Художественное творчество.

Группа – старшая группа;

Тема – «Какого цвета лето».

Форма организации – фронтальная.

Тип занятия – итоговое комплексное.

Время реализации – 25-30 минут;

Количество детей – 8 чел.;

Учебно-методическое обеспечение: Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью», «Детям о пейзажной живописи», Гусарова Н.Н. «Беседы по картинке»

*Журнал «Дошкольная педагогика». 2012г. №5, 7

Авторский медиа продукт: занятие с использованием интерактивной доски Smart Board и презентации Smart Notebook (8 интерактивных слайдов).

На занятии применяются следующие технологии:

* Здоровьесберегающие,

* Информационно-коммуникативные,

* ТРИЗ.

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);

* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

2. Методы стимулирования и мотивации:

* Эмоциональные;

* Социальные;

* Игровые;

3. Методы контроля и самоконтроля:

* Самоконтроль и взаимоконтроль.

Содержание:

Воспитатель: - Ребята, вы звук, он становится все громче и громче (звукозапись шума ветра). Чей это звук, отгадайте! Верно, это Метель.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, метель оставила нам корзину с письмом.

Воспитатель: - Давайте вскроем конверт. Метель нам пишет , что она хочет узнать об одном очень прекрасном времени года которое она никогда не видела, она пишет что хочет узнать о нем хоть что-то.

- А понять о каком времени года она говорит, нам помогут звуки природы.

- Давайте их послушаем.(звуки птиц, шум воды).

- Какое же время года вам напоминают эти звуки?

- Правильно это лето.

Воспитатель: Метель нам оставила письмо с вопросом, «Какого цвета лето?»

- Ребята поможем метели, ответим на ее вопрос, какого же цвета лето?

Воспитатель: Закройте глаза, представьте, что светит солнышко, ветерок качает кроны деревьев, цветут цветы, летают бабочки. На улице тепло и красиво.

Воспитатель: Послушав эту музыку из голосов птиц, звуков лета , художник захотел нарисовать картину. Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями разных художников о лете. Это замечательное время года, когда природа проснулась, нарядилось в листья и цветы и предстало перед нами красавицей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как изобразили лето известные художники.

Воспитатель: Рассмотрим подробнее картину И.И Левитана, которая называется «Лето».

Воспитатель: Почему как вы думаете, она так называется? Что привлекло внимание художника, когда он писал картину?

Дети: Лето, тепло, красота цветов, пение птиц, яркое теплое солнце, голубое небо.

Воспитатель: Художника поразила игра цвета и тени на листве, на траве, это делает деревья не только трепетными и живыми, но и прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветовая гамма.

Воспитатель: Расскажите, что здесь нарисовано? Что мы видим на переднем плане?

Дети: Мы видим луг, на котором изображено много ярких сочных цветов, а еще видим большую березу, которая раскинула свой ветки,

Воспитатель: А если посмотреть дальше – на задний план, что там изобразил художник?

Дети: На втором плане виден лес.

Воспитатель: Как художник его изобразил? Деревья такие же большие и яркие как береза на переднем плане?

Дети: Нет! По размеру они меньше чем береза на переднем плане, и не такие яркие, потому что они находятся вдали.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь подумайте, какую картину хотели бы нарисовать вы? Что вы изобразите на своем листе бумаги?

Воспитатель: Я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать летний пейзаж. Что такое пейзаж?

Физминутка

Дети: Это значит изображение природы.

Воспитатель: С чего мы начнем рисовать пейзаж?

Дети: С линии горизонта.

Воспитатель: Что означает слово « линия горизонта»?

Дети: Это когда небо сошлось с землей в одну линию.

Работа с интерактивной доской. Поэтапный показ изображения пейзажа воспитателем на интерактивной доске.

Воспитатель: Вот у меня есть фон, на нем мы нарисуем линию горизонта. На заднем плане мы нарисуем что?

Дети: Деревья.

Воспитатель: они будут, какими по размеру?

Дети: маленькими.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что они находятся, вдали.

Воспитатель: На голубом небе можно нарисовать облака.

Воспитатель: На переднем плане мы изобразим деревья, то дерево, которое будет ближе к нам, мы изобразим большим, так как оно будет на переднем плане. Другое подальше чуть поменьше и, конечно же, какое лето без травы цветов и бабочек.

Воспитатель: Вот какой замечательный пейзаж у нас получился. А сейчас я вам предлагаю при помощи маркеров самим на доске нарисовать летний пейзаж. Обратите внимание, на что похожа доска?

Дети: На большой альбомный лист.

Воспитатель: Алена с чего мы начнем рисовать пейзаж? (с линии горизонта), выходи к доске.

Воспитатель: Что изобразим на заднем плане?

Дети: Изобразим лес, деревья.

Воспитатель: Какими они будут?

Дети: Маленькими, потому что они находятся вдалеке.

Воспитатель: Анюта выходи.

На переднем плане рисуем крупные деревья, так как они находятся ближе к нам.

Воспитатель: Максим нарисуй березу.

Воспитатель: Что нарисуем на небе Ксюша?

Дети: Облака.

Воспитатель: Выходи рисовать. На земле зеленеет травка. Травку нарисует Диана.

Воспитатель: Диана , чего не хватает в нашем пейзаже?

Дети: Не хватает цветов и бабочек.

Воспитатель: Настя выходи, нарисуй цветочки и бабочек.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились. А сейчас, свой воображаемые пейзажи вы нарисуете на листах бумаги при помощи акварельных красок и кисточек, которые лежат на ваших рабочих столах, но прежде чем приступить к работе разомнем пальчики, чтобы они лучше работали.

Пальчиковая гимнастика « Дружные ребята».

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились картины как у настоящих художников.

Дети, мы сегодня с вами говорили о лете, о том, как художник при помощи красок выражает настроение природы. Вы сами превращались в художников и нарисовали прекрасные рисунки. Сейчас мы с вами встанем в круг и поиграем в игру, в которой вы при помощи ромашки расскажете о своих впечатлениях, о сегодняшнем занятии.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все отлично справились с заданием и ответили ветерку на вопрос какого же цвета лето? Оно яркое, красное и прекрасное

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

МО «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Конспект образовательной деятельности

Тема « Северное сияние »

Направление развития- художественно-эстетическое развитие

Доминирующая область- художественное творчество

Возрастная группа: старшая группа

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Кажаева Л.К.

г. Бугуруслан 2016г.

Направление развития - художественно-эстетическое развитие

Доминирующая область - художественное творчество

Тема ОД: «Северное сияние»

Возрастная группа : старшая группа

Методы и приемы:

1.Создание проблемной ситуации

2. Просмотр слайдов картин с использованием ИКТ

4.Рассматривание и беседа по слайдам «Северный полюс»

5. Игровой: Физминутка, пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевая «Вертолет»

6.Рисование северного сияния в технике вытягивания краски по бумаге

9.Выставка детских работ.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования «Вытягивание краски по бумаге».

Задачи:

1. Воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентации на проявление прекрасного в явлениях природы крайнего севера.

2. Формированиеобразных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений, формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной деятельности.

3. Развитие творческого воображения, фантазии, цветового восприятия, мышления.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации северного сияния, иллюстрации с изображением медведей, оленей, моржей, тюленей. Диск с записью мультфильма « Умка», запись «шум вертолета», изображение вертолета, тонированная бумага. Акриловые краски, пластиковые полоски, салфетки.

Словарная работа: Северное сияние, техника вытягивания краски по бумаге,

Предварительная работа:

Беседа о природе Крайнего севера, о его обитателях .

Ход образовательной деятельности

В.-Ребята, какое сейчас время года ? (весна)

-Кто мне скажет, а где круглый год зима, где снег никогда не тает, там всегда холодно.( на Севере, на Северном полюсе)

Мечтали ли вы когда ни будь попасть на северный полюс?

Как вы думаете на чем туда удобнее и быстрее добраться?

Смотрите сколько у меня транспорта стоит, перечислите его, на каком удобнее добраться до северного полюса?

Давайте порассуждаем на машине удобноПочему нет, докажите.(закончится бензин, нет заправочных станции)

На самолете удобно и быстро?( не он не сможет приземлиться на северном полюсе, там нет взлетно-посадочной полосы).

На вертолете. Почему?

Вертолет может приземлиться в любом месте, даже на льдине, а для самолета нужна взлетно- посадочная полоса.(повторить с детьми 2-3 раза)

Так на чем же мы полетим?

Итак, ребята, летим на вертолете,А как вертолет гудит? рассаживаемся в вертолет, пристегиваем ремни безопасности дя чего они нужны в вертолете? (Ответы детей, безопасность в транспорте) Полетели.(Презентация видов северного полюса и его обитателей)

У вас всех есть бинокли, что мы могли совершить интересное путешествие, посмотрите в иллюминатор, что мы там видим интересного?

Даша, посмотри-ка, в бинокль, кто это там стоит?( это олень)

Где живет этот олень? (на севере)

Значит он какой? (северный)

Кого ты видишь Ульяна? Кто там лежит на берегу океана? (моржи и тюлени)

Ой, посмотрите, а кто это белый и мохнатый? (это белый медведь)

Ну вот мы и прилетели на северный полюс, высаживаемся на льдине, ребята вам не холодно, что-то я замерзла, давайте согреемся.

Физминутка:

-На дворе у нас мороз.Чтобы носик не замерз, надо ножками потопать и ладошками похлопать. Надо плечи нам размять, раз-два-три-четыре-пять, и немного поплясать.

-Согрелись? (да)

Ребята мы свами в иллюминатор видели белых медведей.(просмотр фрагмента мультфильма «Умка»

Вам понравился мультфильм? (да)

-Ребята что увидел Умка?(северное сияние).

-Что же такое северное сияние?(это яркий свет на небе).

-Ребята, это необычное природное явление, которое бывает только на северном полюсе.

( слайд северное сияние)

- Где отображается северное сияние? (на небе).

-Какое оно северное сияние? Оно цветное или белое? (цветное, красивое, необычное).

Почему его так ярко видно?(небо темное, потому что полярная ночь, на северном полюсе пол года ночь, пол года день, а северное сияние без полярной ночи увидеть не возможно.)

-На что оно похоже? (на салют, на радугу).

-в каких красках вы видите северное сияние? (синее, белое, голубое, розовое).

Полина ты согласна с ним, они холодные?

Почему ты так думаешь? (когда на них смотришь становится холодно)

-Это брызги холодных и теплых тонов, это завораживающее тепло теплых тонов красок (зеленого, желтого, красного), и в то же время ледяные брызги голубого, серебристого, белого цветов.

-Это как праздничный фейерверк завораживающий душу.

Какое необычное природное явление, это северное сияние.

Как же здесь холодно, нам пора возвращаться в детский сад пока мы совсем не замерзли. Давайте на память сфотографируем северно сияние.

Скорее возвращаемся в вертолет, не забудьте пристегнуть ремни безопасности, полетели, смотри, кажется я вижу наш детский сад.

Ну вот мы и вернулись. Проходите в нашу группу и рассаживайтесь на стульчики.

Ребята, какое необычное природное явление мы видели на северном полюсе?

(северное сияние)

Ребята, по вашему мнению мы сможем изобразить северное сияние?

Северное сияние можно нарисовать разными способами и в разной технике, например набрызг, или расчесывание краски.

--Я предлагаю нарисовать северное сияние с помощью волшебных красок и волшебного геляиспользуя новую технику «вытягивание краски по бумаге с помощью пластиковых стеков

Ребята, нам для работы понадобятся: тонированная бумага, акриловые краски, гель, пластиковые стеки.Объяснение работы с показом, схема вызвать детей к мольберту)

-Берем тонированный лист бумаги, на нижнюю часть листа наносим краски теплых и холодных тонов (голубую, красную, зеленую, белую, желтую), придерживаю лист бумаги снизу и пластиковой стекой веду зигзагообразными движениями краску на верх листа. Какой необычный рисунок получается. Завершим рисунок с помощью серебристой краски, придав ему мерцающий образ.

-Приступаем к работе.

-Работа проходит в музыкальном сопровождении.

Какие красивые работы получились.

-Понравилось вам работать в новой технике?(да) Какие цвета и оттенки использовали?

-Посмотрите на ваших столах лежат смайлики желтого и красного цветов, если вам понравилось рисовать в новой технике волшебными красками поднимите желтый смайлик, если же нет поднимите красный смайлик.

Ребята, скажите мне пожалуйста, вам нужно было это путешествие? что оно вам дало? (познакомились с природой Крайнего севера, с его обитателями, увидели северное сияние).

-Выставка работ детей.

Игра-беседа «Знакомство с трудом медсестры»

Цель: формировать представления детей о содержании труда медсестры и назначению предметов и орудий труда; воспитывать уважение к труду взрослых.

Задачи : Формировать представление о содержании труда медсестры и назначении соответствующих орудий труда; Продолжать активизировать словарь воспитанников на основе углубления знаний; Закрепить знания о знакомой профессии , а также предметов и орудий труда. Воспитывать в воспитанниках чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Словарная работа : градусник, грелка, шприц, таблетки, лекарство, витамины.

Предшествующая работа : знакомство с трудом медсестры .

Демонстрационный материал : игрушка – мишка, чемоданчик с инструментами врача .

Ожидаемый результат : знакомы с профессией медсестры , используют в речи названия орудий труда медсестры , знают их назначение, интересуются трудовыми действиями медсестры , испытывают желание помогать медсестре , проявляют сочувствие и сострадание.

Этапы И.С.

Содержание

I. Мотивация к деятельности

Воспитанники играют в подвижную игру «Надувайся мой шар» :

Надувайся мой шар,

Надувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

В группе раздаётся громкий плач.

Воспитатель :

- Ребята, вы слышите, что это за шум? Давайте посмотрим, кто плачет в нашей группе ?

(воспитатель вместе с воспитанниками находят сидящего на полу мишку)

- Ой, это мишка плачет. Что же с ним случилось?

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол» .

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Никогда его не брошу

Потому хороший.

II. Целеполагание

- Что же нам делать, кто может помочь мишке? (ответы воспитанников)

Воспитатель :

- А вы знаете, где работает медсестра ? (ответы воспитанников)

- Я знаю одну больницу, но она находится далеко, надо ехать на автобусе

-К кому мы поедем в больницу? Зачем мы туда поедем?

III. Совместная деятельность

-Отправляемся в путешествие.

Игра «Машина»

Воспитатель:

- Куда мы приехали? (ответы воспитанников)

- Почему вы решили, что это больница? (ответы воспитанников) .

На стуле сидит кукла- медсестра.

Кукла –медсестра:

- Здравствуйте, ребята. Я – медсестра .

- Зачем вы ко мне приехали? Что у вас случилось?

Воспитатель:

- Наш мишка заболел, у него сломана лапка.

Кукла-медсестра:

- Сейчас посмотрим. Я помогу вашему мишке. Вот у меня есть чемоданчик, в нём находятся все необходимые инструменты.

(Открывает чемоданчик – он пуст)

- Ребята, вы поможете мне собрать инструменты , которые нужны для лечения мишки?

Дидактическая игра «Что нужно для работы врача ».

(На отдельном столе лежат необходимые врачу инструменты и лишние предметы. Воспитатель по одному приглашает воспитанников к столу и просит выбрать один из необходимых предметов)

-Максим, помоги мне, выбери нужный предмет. Что ты принесла? (шприц)

-Маша, повтори, что принес мне Максим? (шприц)

- Скажите все вместе – шприц.

- Данил, принеси мне таблетки. Что ты мне принёс? (таблетки)

- Что принёс Данил? (таблетки)

- Ребята, без разрешения мамы, папы, бабушки брать нельзя. Если вы их возьмёте и скушаете, у вас может сильно заболеть животик, и тогда придётся вас лечить и делать уколы.

-Арина, принеси мне градусник. Что ты принесла? (градусник) . Скажем все вместе – градусник. Для чего нужен градусник? (измерять температуру) .

-Семен , принеси мне фонендоскоп. Что ты принес Семен? (фонендоскоп) . Ребята, скажите, что принес Семен?

- Дина, принеси мне бинт. Что ты принесла? (бинт) .Максим , что принесла Дина? (бинт) . Скажите все вместе – бинт. А для чего нужен бинт? (бинтовать ранку)

- Молодцы, помогли мне, все инструменты собрали . Теперь давайте своего мишку, буду его лечить.

( медсестра осматривает больного мишку)

- У мишки болит лапка, надо положить на лапку холодную грелку. Помоги мне Маша.

- Мишка горячий. Как измерить у него температуру? (ответы воспитанников) Помоги мне, Максим, измерить у мишутки температуру.

- А как нам послушать его дыхание? У меня есть фонендоскоп, им я и послушаю мишкино дыхание. Помоги мне, Дина, подержи мишку (воспитатель берёт фонендоскоп и слушает мишку, при этом свои действия сопровождает словами : дыши, не дыши. А теперь послушаем спинку, повернись, мишка, на спинку : дыши, не дыши).

- Дыхание хорошее, чистое. Температура немного повышена.

- А сейчас я буду лечить вашему мишке лапку. Я возьму бинт и забинтую её. Помоги мне Рома, подержи мишку. (воспитатель бинтует лапу)

- Как же мы дальше будем лечить мишку?

Воспитанники рассуждают и называют разные варианты.

- Правильно, надо поставить укол и дать таблетку, чтобы быстрее заживала лапка.

- Мишка, болит ещё лапка? (мишки отрицательно «кивает» головой)

- Мишка здоров, а сейчас чтобы он окреп, можно дать витамины.

-Ну а нам, ребятки, пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали.

Игра «Машина»

- Мишка устал, давайте уложим его в кроватку – пусть поспит наш мишка.

IV. Итог. Рефлексия .

- Куда мы ездили?

- Вылечили мишку? Кто лечил мишку?

-А есть ли медсестра у нас в детском саду? Как её зовут?

- Ребята посмотрите, мне кажется, мишка просыпается

-Мишка как ты себя чувствуешь?

-Тебе уже лучше?

- Ребята, спасибо вам, помогли вы мне, и за это я хочу вас поблагодарить и приглашаю вас потанцевать со мной мой любимый танец.