Лена всю дорогу от магазина в напряжении вспоминала где она могла видеть мужчину, почему его походка, жесты кажутся ей знакомы. Открывая дверь в квартиру она почувствовала запах готовящегося ужина и с раздражением подумала: «Эта сволочь уже дома». Действительно, в кухне у плиты суетился Сергей. Не поздоровались, хоть и не виделись со вчерашнего вечера, после того, как Лена выгнала Сергея. Где, интересно, он ночевал? Вечер проходил в полном молчании. Первой не выдержала Лена:
- Слушай, сколько я буду ещё терпеть твоё присутствие? Когда у тебя квартира освободится, чтобы ты исчез из моей жизни.
- Ты же знаешь - через неделю. А эта квартира и моя тоже… имею право. Терпи.
- Почему я должна опять тебя терпеть?
- Учись у меня, тупица. Я же терплю тебя.
- Ты хочешь сказать, что я тебе мешаю жить?
Сергей понял, что начинается скандал, увеличил громкость телевизора и принял независимую позу. И вот эти вытянутые ноги и спина дугой, эта поза Сергея, которая всегда раздражала Лену, вдруг дала толчок памяти и Лена вспомнила… Она вспомнила, как после прохождения по рядам среди студентов и монотонного прочитывания лекций, Андрей Борисович, их институтский преподаватель, садился на стул и принимал именно такую позу.
- Точно! – почти закричала Лена. – Слушай, козлина, я сегодня встретила у магазина Андрея Борисовича…
- Какого Андрея Борисовича? Твоего очередного поклонника?
- Какого ещё поклонника? При чём тут это?
- Но ты же сама вчера сказала, что у тебя поклонников больше чем у меня тёлок…
- Ты поругаться опять хочешь? Андрей Борисович, наш институтский препод …
Андрей Борисович часто приносил в институт пироги, которые пекла его жена, и подкармливал студентов, живущих в общежитии. Он был справедливым преподавателем и зачёты за деньги не принимал, только за знания. Тогда это доставляло некоторым студентам трудности, но ценилось у всех. В то время он уже был в преклонном возрасте.
Сергей убавил звук телевизора и приготовился слушать.
- Я его второй раз уже вижу у этого магазина… точно… он же где-то там рядом живёт. Постарел, конечно. Какой-то неопрятный, поникший, еле ногами шаркает.
Путь Лены от метро до дома лежал мимо магазина, где она встречала Андрея Борисовича. Лена, теперь не просто проходила мимо, а заходила в магазин и осматривалась вокруг как в магазине, так и за его пределами. Зачем ей надо было увидеть Андрея Борисовича, она не понимала, просто весь его вид вызывал у неё жалость и справляться с этим было трудно. Недавно у Лены умер отец и горечь в сознании не покидала её. На третий день она увидела Андрея Борисовича: он вышел из магазина с пакетом и сгорбившись поплёлся по тротуару. Лена догнала его.
- Андрей Борисович, здравствуйте. Вы помните меня? Я Лена…
Андрей Борисович посмотрел вполне осознанно, взглядом не тронутым старостью.
- Помню, конечно, последний мой курс, Лена Сутягина.
Лена вызвалась проводить его. По дороге Андрей Борисович рассказал Лене о своей сегодняшней жизни. Рассказ его состоял из сплошных обид и жалоб. Жена умерла давно и он остался один. У него есть сын, до недавнего времени сын проживал со своей семьёй отдельно. А недавно перебрались в Андрею Борисовичу. И стало ещё труднее. Жена сына сразу стала хозяйничать в квартире, устанавливать свои порядки, дети, а их трое, вообще не дают никакого покоя, невоспитанные и очень избалованные. Андрей Борисович и так старается не мешать им, так они вообще переселили его в дальнюю комнату, даже телевизор купили ему отдельный, что бы меньше им на глаза показывался. Питается Андрей Борисович как придётся, что сам купит, то и ест. Вот такая она жизнь. Старость не радость.
Лена проводила Андрея Борисовича до квартиры, передала пакет с продуктами и ушла с тяжёлым сердцем. Вечером она рассказывала всё Сергею и плакала. Этот вечер в их семье прошёл тихо, без скандалов и без обсуждений развода.
На следующий день Лена приняла решение сходить к Андрею Борисовичу и попытаться убедить или устыдить родственников. Решение безрассудное, но остаться в стороне от этого она не могла.
Дверь открыла миловидная женщина с уставшими глазами.
- Здравствуйте. Я к Андрею Борисовичу.
- Его нет дома. Но, думаю, что скоро подойдёт. А вы кто?
- Я бывшая студентка Андрея Борисовича.
- Хотите подождать его? Заходите.
Квартира была большая. Лена не поняла сколько комнат в квартире, но дверей было много. Лена сидела за столом в кухне, а Катя (так звали невестку Андрея Борисовича) разливала чай в чашки.
Послышался звук открываемой двери, Катя напряглась. Лена поняла по характерному кряхтению, что пришёл Андрей Борисович. Андрей Борисович сразу из прихожей прошёл в комнату. Прошёл в комнату не снимая обувь и куртку. Катя кинулась за ним и вышла с курткой и туфлями в руках. Лена слышала, как Катя спросила: «Андрей Борисович, вы ужинать будете?», а он ответил: «Отстань ты от меня со своей бурдой». Катя вернулась в кухню растерянная и сказала Лене: «Он телевизор включил и, наверное, будет недоволен, если его отвлекать», и посмотрела на Лену вопросительно.
Катя вышла вместе с Леной, чтобы пойти в детский сад за детьми.
- Сложные у вас отношения? – спросила Лена.
- Андрей Борисович отец моего мужа. Мы раньше квартиру снимали, а потом вот переехали к нему. Мне очень трудно ему угодить, я стараюсь, а ничего не получается. Детей он к себе не подпускает, они всё время ему мешают. Ладно бы старший, он Саше не родной. Мы с Сашей сошлись, у меня уже был Ваня. А двое младших родные ему внуки. Они к нему тянутся, а он никак. Что я не приготовлю ему всё не нравится. Я детей уже задёргала из-за деда. Саше не рассказываю, он и сам видит. Не знаю, что делать. Ведь сам позвал, сказал, что дорого и сложно одному в квартире. Мы вообще на его пенсию не посягаем. Саша даже подарки детям покупает, как буд-то от деда, чтобы как-то сгладить. А он твердит одно: разменивайте квартиру, мне покой нужен. А Саша не может на это решиться. Мама его, когда была жива, сказала, чтобы сохранили эту квартиру. Саша сказал, что всё устроится, он своего отца хорошо знает, время надо. А я так думаю, что мои мальчишки быстрее с этим справятся, они у меня настойчивые. Да и я вижу, что оттаивает дед.
Лена пришла домой и ей очень хотелось поговорить об Андрее Борисовиче, но Сергея дома не было. Она стала звонить ему, но он долго не отвечал, а она продолжала звонить. Наконец Сергей ответил, и Лену прорвало: «Ты что там от своей тёлки оторваться не можешь, скотина. Я тебе звоню, звоню!». Сергей не ответил и отключился, но через минуту он уже был дома с пакетом продуктов.
- Ленка, ты меня достала своими тёлками. Нет у меня никаких тёлок, напридумывала себе что-то.
Лена с ходу стала рассказывать Сергею об Андрее Борисовиче. Сергей слушал и крутился у плиты, Лена подошла к столу и стала готовить салат.
- Знаешь, Лена, Андрей Борисович всегда был с прибамбасами. Если бы я не переезжал в дедову квартиру, то предложил бы ему. Пусть живёт, если хочет жить один. Там и кулинария на первом этаже, ему бы понравилось.
- Серёжа, не надо тебе никуда переезжать. Я не хочу здесь одна.
- Что и требовалось доказать.