Написать этот текст подвигла меня история, рассказанная здесь на Дзене. В свободном пересказе эта история об учителе, которого уволили из школы (или сам уволился из-за скандала) из-за ученика, который его обвинил в избиении.
А началось всё с того, что ученик, который и так отличался дурным поведением, опоздал и зашел в класс неправильно. То ли не поздоровался, то ли не постучался, поэтому учитель попросил его выйти и зайти снова, на что ученик ответил матерной тирадой, после чего учитель вытолкал его из класса, что ученик классифицировал как избиение.
Когда я начинала работать в датской школе, то меня тоже бесили опаздывающие ученики. Да, датчане тоже опаздывают. При этом они достаточно бесцеремонно входят в класс и садятся на место, часто создавая некоторый шум.
Сначала я реагировала нервно, обращала на это внимание, выражала недовольство. Думаете, это помогало? Нисколечко!
Я поговорила с коллегами, и поняла, что проблема это не моя, а так скажем, культурная. То есть в Дании, конечно, принято приходить к назначенному времени. И если человек опаздывает, то это означает, что у этого человека была веская причина, ему и так неприятно, поэтому и сердиться на него не надо.
Тогда я задала себе вопрос: "Почему меня бесит, что ученики опаздывают, что в этом такого?"
Подумав над ответом, я поняла, что мне казалось (подчеркиваю - именно казалось, а не происходило на самом деле!), что ученики, опаздывая, выказывают мне своё неуважение. Я чувствовала возмущение и досаду, потому что я, такая важная, подготовила им такой замечательный урок, а они не соизволят прийти ко времени!
Но если посмотреть глазами 16-летнего подростка на ситуацию: он вчера долго играл в "танчики", лёг поздно, забыл поставить будильник, или поставил, но телефон разрядился. Родители иногда уезжают на работу рано, еще до того, как детям пора вставать. Он проспал, ему неприятно, что он придет поздно, и ему ворчливая учительница будет выговаривать за опоздание перед всем классом, а там сидит красивая девочка или ехидные одноклассники...
Или он опоздал на автобус, а следующий только через 15 минут (многие живут в сельской местности, хоть и рядом с Копенгагеном). Или электричка опять простояла на разъезде, или он ехал на велосипеде и проколол шину, или упал...
И вот этот подросток, который сделал всё, чтобы прийти вовремя, всё-таки опаздывает, а там на него набрасывается учитель...
Что будет делать подросток, чтобы сохранить своё лицо?
Естественно, хамить и огрызаться!
Просто потому, что он еще не научился быть взрослым и реагировать с юмором на такие ситуации, но он вроде как не ребёнок, чтобы расплакаться от расстройства.
Ну вот такие они, подростки!
Не будет подросток пытаться выглядеть паинькой в глазах учителя и просить прощения, потому что на него смотрят 30 пар глаз его одноклассников, которые при малейшей слабине в сторону учителя назовут его "подлизой" и он потеряет уважение, особенно в мальчишеской среде.
Когда я это поняла, то перестала бурно реагировать на опоздания. Пришел - садись. Крадись, как мышка и не шуми. Теперь я просто показываю рукой на свободный стул.
А потом привалило нам, учителям, счастье! Вышел указ министерства, по которому если ученик опоздал на урок даже на одну минуту, то его записывают, как отсутствующего.
Вот было весело! С утра я открывала окно на дорожку, по которой бежали опаздывающие ученики, и кричала: "Магнус, давай, ты успеваешь! Петер, я уже начала отсчёт!"
Потом указ посчитали неправильным и отменили, оставив за учителями право регистрировать полное отсутствие при опозданиях. Если у ученика больше 10% пропусков, то его вызывают к наставникам и проводят беседу. Если таким пропускам нет объяснения, то выносят предупреждение, извещают родителей. Если ученик продолжает прогуливать, то его могут отчислить. Так что прогуливать и опаздывать просто невыгодно.
Теперь я вернусь к началу истории: всё-таки учитель ученика спровоцировал, решил показать, кто здесь главный перед всем классом. На что ученик и среагировал достаточно бурно и ненормально. Не нужно унижать подростков, у них мозги не на месте еще. Пришел - мы тебе рады, оплошности твоей не заметили, садись и работай.
Теперь мои ученики еще и радуются, когда я не ставлю им отсутствие, если они чуть-чуть опоздали. Добрая я, получается. И стараются не опаздывать. Ну, не получается иногда, что поделаешь!
"Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет!"
Не обижайте подростков лишний раз, они живут, как умеют, жизнь их еще научит, чему надо!
А вы как считаете?