Начало истории ЗДЕСЬ
За причитаниями о собственной судьбе («Я гибну, гибну... от досады!») Лика умудрялась не замечать, что Чехов серьезно болен. Туберкулез и проблемы с сердцем были расплатой за сахалинское подвижничество. Ялта не помогла, Чехов мечтал поехать за границу. Только денег не было, зато издатель Суворин прислал ему мифический счет за книжные издержки. Антон Павлович вел свои дела «на доверии», благодаря чему в один день оказался должником.
Помощь пришла с неожиданной стороны. Приехал Потапенко, он-то и предложил разобраться в финансовых делах писателя. И у него получилось! Где-то что-то напутали -- выяснилось, что писатель никому ничего не должен. Чехов на радостях отправился в путешествие по Европе. За ним по пятам летели письма от Лики, но не успевали за адресатом.
Чехов получил все послания одновременно во время остановки в Ницце. Опять упреки и призывы. Узнав из письма сестры подробности о Лике и Потапенко, писатель предпочел дистанцироваться: «Рассчитывал повидаться с Ликой в Париже, – написал он сестре, – но оказывается, что она в Швейцарии, туда же мне не рука. Да и надоело уже ездить... Потапенко – свинья». Лике ответил после долгой паузы: вежливо приглашал в гости в Мелихово.
«Свинья» Потапенко не обиделся на Чехова. До смерти писателя он поддерживал с Антоном Павловичем добрые отношения, помогал с постановкой «Чайки» в Александринском театре и написал о Чехове книгу.
После рождения дочери Лика приезжала в Москву и наведалась в Мелихово, а вскоре и вовсе вернулась из любовной эмиграции.
В материнском рвении замечена не была. Христину оставила на попечение тетушек и бабушек, сама упорхнула в Москву. А в ноябре 1896 года двухлетняя дочь Лики умерла от крупозного воспаления легких. Биографы деликатно обходят стороной напрашивающийся упрек: Лика забросила дочь – вот и недосмотрела. Ее письма к Чехову в этот период по-прежнему жеманны. Подписывалась: «Отвергнутая Вами два раза».
У Чехова – своя трагедия. Постановка «Чайки» провалилась, публика не приняла пьесу. Спектакль был приурочен к бенефису комедийной актрисы, зрители ждали комедию и, топая ногами, кричали: «Прекратите этот бред!» Чехов убежал из театра, его нашли только под утро и тут же повезли в больницу: у писателя открылось кровохарканье.
Провал пьесы не означал забвения. В обществе с энтузиазмом обсуждали прототипов главных героев «Чайки» – Мизинову и Потапенко. Кажется, Лике опять понравилось быть в центре внимания: «Здесь все говорят, что «Чайка» заимствована из моей жизни».
Непривычно серьезно Чехов пишет Суворину: «Если весной война, то я пойду. В последние 1-2 года в моей личной жизни было столько происшествий, что мне ничего не остается, как ехать на войну». В списке «происшествий» – не только театральное фиаско и болезнь, туда же можно записать разочарование в Лике.
Она вновь полна прожектов. То горит желанием открыть швейную мастерскую, то снова уезжает в Париж «учиться пению». Он – занят сбором средств для голодающих детей Самарской губернии. Стрекоза и Муравей. Катастрофическое несовпадение.
Нежелание Чехова жениться озвучивалось столь часто, что когда стало известно о его браке с актрисой Ольгой Книппер, никто не поверил.
Они познакомились в тот же год, когда Лика укатила в Париж. Станиславский уговорил писателя дать «Чайке» второй шанс. На сей раз главную роль играла Книппер. Успех был грандиозным. С этого момента Чехов стал ухаживать за Ольгой Леонардовной. «Здравствуй, последняя страница моей жизни... Целую тебя в спинку и в шейку!» – таких слов он Лике не писал.
Три года длилось общение писателя и актрисы. 3 июня 1904 года они тайно обвенчались. Так хотел Чехов: не любил суеты и церемоний. Даже встретив на улице брата за полчаса до венчания, он ничего не сказал о предстоящем событии. Сообщил родным постфактум.
Лика навещала уже женатого Чехова в Ялте. Поняла ли, что в выгодную сторону отличало от нее Ольгу Леонардовну? Книппер была талантлива и преданна театру, она отвечала и другому важному требованию, установленному Чеховым для потенциальной жены: не находиться рядом с утра и до утра. Так и жили: Он – в Ялте, она – в Москве. Брак был недолгим, трагичным и по-своему счастливым. Книппер потеряла двоих детей и уже не могла стать матерью.
Стремилась к Чехову, но он отговаривал: «Если мы не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя – любовь к искусству».
Туберкулез прогрессировал. Врачи настоятельно рекомендовали Чехову ехать на курорт для легочных больных. Книппер удалось выбить отпуск в театре, чтобы побыть с мужем. В ночь на 15 июля Антон Павлович умер. Только что он пил с женой шампанское, она и не заметила, как Чехов ушел – отвлеклась на черную бабочку, неожиданно появившуюся в комнате.
Ошибка Чехова
Историю об отношениях Чехова и Мизиновой принято завершать глубокомысленной сентенцией: Лика вышла замуж только после того, как писатель женился. Дескать, надеялась до последней минуты. Это вряд ли. За десять лет оба перегорели и уже ничего друг от друга не ждали.
До сих пор спорят, кто кого больше любил в паре Чехов -- Мизинова. Сестра писателя считала, что «больше чувств было со стороны брата, чем Лики». Но познакомившись со всеми письмами Мизиновой, засомневалась в своей правоте. Просто они любили по-разному.
Чехов не представлял Лику в роли жены. Пророчил ей бюргерское счастье с «широким младенцем» и мужем – «титулярным советником в рыжем халатишке». Самой же «фильдекосовой» суждено было превратиться в «крикливую и визгливую бабу». При всем своем хваленом знании людей Чехов ошибся.
Еще при жизни писателя Лика вышла замуж за талантливого режиссера Санина. Антон Павлович писал за год до смерти: «Лику я знаю давно... С Саниным ей будет нехорошо, через полтора года она начнет изменять супругу». Однако отношения в семье сложились удивительно гармоничные.
Может быть, потому что Лику любили, и она нашла человека, которому нужна ее любовь. При всех ее дарованиях реализоваться она смогла в роли талантливой жены. Санин писал: «Без Лидуши моя творческая судьба не сложилась бы».
В 20-е годы они уехали из России. Лика пережила Чехова на 33 года и умерла в 1937 году в одной из французских клиник.
- "Женщина, любившая слишком сильно не подходящего ей мужчину". Психоаналитик о романе Лики Мизиновой с Чеховым ЗДЕСЬ
- "Любовный четырёхугольник странных женщин и умных мужчин российской богемы" ЗДЕСЬ
- "Похоронив Черубину, я похоронила себя и никогда уж не воскресну». Последняя мистификация Лили Дмитриевой ЗДЕСЬ
Подпишись на наш канал!
Лариса Максимко (с) "Лилит"