Найти тему
Мурзилка

Константин Паустовский — талантливый писатель несправедливо забытый в современной России

В субботу, 6 февраля 2021 г. я была в музее писателя Константина Паустовского, расположенного в Москве на территории парка Кузьминки. Когда я впечатляюсь чьим-то творчеством — будь то книги, фильмы, картины или что-либо иное — мне хочется побольше узнать о авторе. Так меня «занесло» и в музей Паустовского.

Музей Паустовского в Москве. Фото автора статьи.
Музей Паустовского в Москве. Фото автора статьи.

Сегодня я начала читать третий том его автобиографической «Повести о жизни» и хочу поделиться, как мне нравится это произведение, какая точность и лаконичность слога и одновременно глубина и поэтичность мысли и слова. Я получаю настоящее удовольствие от этого чтения и большую радость от предвкушения, что впереди у меня еще непрочитанные четыре тома «Повести о жизни» и многие другие произведения К.Паустовского.

Прежде я ошибочно считала, что Паустовский пишет лишь о природе и животных, у меня было стойкое убеждение что это именно так. Хотя природу я тоже люблю и планы познакомиться с этим автором были давно. Но Паустовский — это не автор который писал только о природе. Паустовский — талантливый и великий писатель, безусловно, несправедливо забытый в современной России. Его произведения переведены более чем на 70 языков мира. Четыре раза (!) Паустовский за главное свое произведение шеститомник «Повесть о жизни» был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965; 1966; 1967; 1968).

Паустовский решил стать писателем еще в детстве и последовал совету одного мудрого мудрого еврея, что если это желание стать писателем серьезно, то нужно понимать чем живут и дышат люди, общаться с ними, много путешествовать, всегда узнавать новое и непрестанно учиться самой жизнью. С юности Константин стремился так жить. Особенно когда в 14 лет отец ушел из семьи и детство для него навсегда закончилось. Константин был младший в семье, у него было два старших брата и сестра. Мама была холодным человеком, вместе с сестрой Галей и одним из старших братьев она переехала из Киева в Москву. Костя остался в Киеве оканчивать Киевскую классическую гимназию. Жить стало не на что и юный Константин был вынужден зарабатывать себе на жизнь репетиторством. Оно занимало все его свободное время, несмотря на это, он начинает писать.

Константин Паустовский в студенческие годы. Фото автора статьи.
Константин Паустовский в студенческие годы. Фото автора статьи.

Жизнь писателя была очень интересной и многообразной. В ней оказалось много странствий, разнообразных занятий, разочарований, войн, дружбы и любви. Да и могло ли быть иначе, если Константин Паустовский родился в конце ХIХ века, в 1892 году. Он жил во время Первой мировой войны, на которой погибли два его старших брата, а сам он, оставив Университет работал сначала кондуктором трамвая в Москве, затем санитаром на поезде, спасающем раненых. Вот как Константин Паустовский пишет об этом во второй книге Повести о жизни "Беспокойная юность".

"В октябре 1914 года я уволился с московского трамвая и поступил санитаром на тыловой военно-санитарный поезд Союза городов.

Сидеть в Москве было невмоготу. Всеми мыслями я был на западе, в сырых полях Польши, где решалась судьба России. Я искал возможности быть ближе к войне и вырваться, наконец, из уныния давно уже развалившейся семьи.

Почти все санитары тылового поезда были добровольцы-студенты. Мы носили солдатскую форму. Нам только разрешили оставить студенческие фуражки. Это обстоятельство много раз спасало нас от грубости и "цуканья" военных комендантов.

У каждого из нас, санитаров, был свой пассажирский вагон на сорок раненых. Делом чести считалось "надраить" свой вагон до корабельного блеска, до такой чистоты, чтобы старший врач, член Государственной думы Покровский, осматривая поезд перед очередным рейсом, только ухмыльнулся бы в свою русую эспаньолку и ничего не сказал. А Покровский был строг и насмешлив.

Я боялся первого рейса. Я не знал, справлюсь ли с тем, чтобы обслужить сорок человек лежачих раненых. Сестер на поезде было мало. Поэтому мы, простые санитары, должны были не только обмыть, напоить и накормить всех раненых, но и проследить за их температурой, за состоянием перевязок и вовремя дать всем лекарства."

Затем была Революция 1917 года и Вторая мировая война. Так что испытаний на долю этого человека хватило сполна.

-3

Из экспозиции музея Паустовского. Фото автора статьи.

Я только начала знакомиться с жизнью и наследием этого замечательного автора. В январе 2021 года года я впервые прослушала его рассказ «Телеграмма».

Рассказ «Телеграмма» маленький, но пронзительный по оставленному впечатлению. После него я поняла, что хочу прочитать все книги Паустовского. Ниже я опишу известный случай с голливудской звездой 50-х годов Марлен Дитрих, которая была потрясена рассказом «Телеграмма» Паустовского и как она мечтала встретиться долгие годы с автором этого рассказа и что из этого вышло. Марлен Дитрих очень любила читать, и любимые писатели были для нее настоящими небожителями.

В 1964 г. на гастроли в Москву приехала звезда Голливуда Марлен Дитрих. На сцене Центрального дома литераторов тогда произошел беспрецедентный случай: всемирно известная актриса опустилась на колени перед советским писателем Константином Паустовским и поцеловала его руку. В зале все замерли…

-4

Марлен Дитрих. Фото из открытых источников.

О своем желании встретиться с Константином Паустовским голливудская звезда заявила, едва спустившись с трапа самолета. Ее спросили, что бы она хотела увидеть в первую очередь – Кремль, Большой театр, Мавзолей? Она ответила: «Я бы хотела познакомиться с Паустовским. Это моя давняя мечта». Актриса объяснила удивленной публике, что Паустовский – ее любимый писатель, и что самым большим литературным событием своей жизни она считает его рассказ «Телеграмма». И с тех самых пор, когда она впервые прочитала это произведение, мечтает встретиться с автором. Накануне визита Марлен Дитрих в СССР Константин Паустовский, которому на тот момент шел уже 72-й год, перенес инфаркт. Несмотря на плохое самочувствие, он пришел на концерт голливудской звезды в Центральном доме литераторов. Узнав о том, что ее кумир – в зале, Марлен попросила выйти его на сцену. На глазах у изумленной публики она в своем шикарном платье опустилась на колени и поцеловала руку ошарашенному писателю. Узкое платье затрещало по швам, стразы рассыпались по сцене. Но актриса не обратила на это внимания. Она объяснила, что прочла книг немало, но ни один писатель не производил на нее такого впечатления, и что у нее русская душа. Зрители аплодировали стоя.

Шутка ли, звезда мирового масштаба, любимая женщина Ремарка и подруга Хемингуэя, преклоняется перед талантом Паустовского, о существовании которого в СССР почти забыли.

-5

Фото Марлен Дитрих и Паустовского. Фото взято из открытых источников.

Позже в автобиографической книге «Размышления» актриса посвятила русскому писателю целую главу, в которой делилась впечатлениями от встречи с ним: «…Однажды я прочитала рассказ «Телеграмма» Паустовского. Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя.

Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском… Позже я прочитала оба тома «Повести о жизни» и была опьянена его прозой… С тех пор я чувствовала как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать».

«У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно. »

Я согласна с великой голливудской актрисой ХХ века Марлен Дитрих, что Константин Паустовский - великий писатель незаслуженно забытый и его непременно еще "откроют" в мировой литературе и в первую очередь в России.