Подчас создается впечатление, что всякое новое знание есть лишь проблески исторической памяти. В опыте предков существует многое такое, что мы «открываем» вновь и вновь, иногда так и не заметив простого смысла когда-то сказанных слов. Читая Великих Учителей прошлого, мы тщимся за простыми фразами рассмотреть некий потаенный, сокровенный смысл. Чтобы понять Учителя, вероятно, следует вспомнить время и условия его бытия. И Екклизиаст, сентенция которого вынесена в заголовок, и Лао-Цзы, и Конфуций, и Заратустра жили примерно в одно и то же время. Что же это было за время, подарившее нам столько Учителей? Рассматривая макроисторию, приходишь к пониманию масштабности процессов, известных под названием глобальных технологических революций (см. статью «Экология и великие технологические революции»). Одним из таких событий макроистории является агротехническая революция, итоги которой отражены в сочинениях Учителей. И вот здесь-то становится ясным простой, но наполненный глубочайшим опытом бытия, смысл многих их заветов.
На планете Земля в основном довольно скудные почвы для культурного земледелия. Хорошие черноземы – это весьма уникальные явления и еще неизвестно, за счет чего они возникли. Быть может, это результат человеческой деятельности, ибо опыт Учителей является наглядным примером преобразующей активности предков, поступающих в соответствии с библейским заветом Адаму и Еве: «Вот вам дети земля, любите и возделывайте ее». Вновь возвращаясь к земле, многие из наших соотечественников не учитывают опыт наших предков, который ранее непрерывным образом наследовался в течение тысячелетий. Будь то степь или леса, или даже пустыня, почвы под ними вполне могут использоваться для земледелия. При подсечном земледелии на месте сведенного леса получаются приличные урожаи практически любых культур. По прошествии же двух-трех лет на этих землях хороших урожаев не бывает. То же самое и со степью. В пустыне вообще трудно получить какие-либо урожаи. Каким же образом во времена агротехнической революции удалось решить эти проблемы. Вот на этот вопрос и отвечают наставления Екклизиаста и других Учителей.
Для питания растений мало света и тепла, нужно еще, как минимум, минеральное питание. И в любой почве можно найти все необходимое. По этому поводу у древних сказано: «Рождение возможно четырьмя способами – из утробы, из яйца, что – одно и то же, сверхъестественно, а также из тепла и сырости». Понятие «сырость» в этом случае наиболее полно отвечает условиям прорастания семян и роста растений. Действительно, избыточная или недостаточная влажность одинаково плохо влияют на рост. Поэтому создание необходимых влажностных условий для данной культуры являлось одной из краеугольных проблем во все времена. Именно ее решению служит указание Екклизиаста «Время разбрасывать, и время собирать камни…». Остыв за ночь, утром камень конденсирует под собой влагу (независимо от сухости почвы, потому что в воздухе всегда много водяных паров). Согревшись в течение дня, прохладной ночью камень отдает тепло окружающим его корешкам. Тем самым, камень средних размеров (лучше, если это плотный булыжник или известняк размером с кулак взрослого мужика) является уникальным прибором, регулирующим тепловлажностный режим. Любой из огородников может проверить это на своей морковной или любой другой грядке. Если при посадке положить булыжники между рядками семян («разбросать камни»), то морковь прорастет и поднимется гораздо быстрее. Когда ботва поднимется над булыжниками (морковь набрала силу), совершенно необходимо убрать камни с грядки, дабы они не мешали развитию корнеплодов («время собирать камни»). Если нет булыжника или известняка, можно воспользоваться простыми кирпичами, предварительно постелив под них любую водонепроницаемую пленку, чтобы предотвратить капиллярное высасывание влаги самим кирпичом.
В условиях контакта воздуха и влаги происходит интенсивное растворение большинства минералов. Именно на границе воды и воздуха. Каждый любознательный может наблюдать это повсеместно, например, в кастрюле, которая корродирует как раз там, где поверхность супа соприкасается с воздухом. Поэтому булыжник обеспечивает не только тепло и влагу для развития растений, но и минеральное питание на любых почвах . Лучше этого «прибора» не придумано ничего. Практически все плодородные почвы Средней Азии, Средиземноморья, Балтии созданы благодаря целенаправленному использованию камней. Виноградарство Крыма в условиях безводья полуострова и малого количества осадков существует только благодаря добытому в каменоломнях и разложенному между шпалерами известняку.
Некоторую альтернативу использованию камней составляют иные способы удержания влаги (и растворенных в ней минералов). Например, влагоемкие породы (глина, цеолиты), торф и перегной, способные накапливать значительные количества влаги и медленно ее отдавать, безусловно, полезны в земледелии. Однако всего комплекса положительных качеств камней они не имеют. Достаточно стабильные тепловлажностные условия под камнем обеспечивают не только растворение минерального вещества, но и активное развитие в почве симбиотической микоризы (грибков), без которой существование растений невозможно. Именно микориза, усваивающая азот воздуха, обеспечивает азотное питание растений, и при использовании рекомендаций Екклизиаста острой надобности в использовании даже азотных удобрений не существует.