Proč brečíš? (Почему ты плачешь?), спросила я трехлетнего вконец расстроенного Гонзика. Já mám hláááád! (я голодный), малыш зарыдал уже во весть голос. Время подбиралось к обеду, а мы неспешно возвращались с прогулки.
Мы - это группа малышей пражского детского сада возраста от 2 до 5 лет и я – стажер практикант в программе подготовки специалистов по работе с детьми, чей родной язык не чешский.
Моим наставникам – воспитателям этого сада и остальным преподавателям курса в два раза меньше лет, чем мне. И я не плАчу, я в азарте и с некоторых пор уже не задаю себе вопрос - Что я здесь делаю? С тех пор, как я живу в другой стране.
Я – дипломированный практикующий психолог и педагог, учитель, опытный HR менеджер, методист и бизнес тренер, я начинаю все почти с нуля. Я мигрант и все высоты, которые я достигла и на которых восседала в сфере моей занятости в родной стране, превратились в едва мерцающее марево вдали. Остались только несколько он лайн клиентов, периодическая экспертная работа, заказы на статьи по HR теме в журнале Справочник кадровика и проект по профориентации, где я была приглашенным тренером и который так удачно совпадал с моими периодическими приездами на родину.
Я рассчитывала в Чехии легко найти работу психолога-консультанта, в крайнем случае администратора в какой нибудь НГО, выучить чешский и далее двигаться в сферу подбора и развития персонала, где я с удовольствием проработала последние n количество лет. Плюс вести несколько клиентов в психологическом консультировании. Но… Я не учла конкуренции, своего стремительно растущего возраста, того, что чешский мне давался не быстро, и конечно того, что звание мигранта во многих случаях накладывает отпечаток на восприятие потенциального работодателя. Не в мою пользу.
Тогда я стала учиться всему, что только доступно и что интересно и попала на курс подготовки интеркультурных специалистов для учебных заведений Чехии. Я интернационалист по идеологии, я рада находиться в мультикультурной среде, и поэтому погрузилась в эту учебу с рвением новобранца в надежде оказаться там, где я хочу, Так я в итоге оказалась в этом садике в роли пани учителки, окруженной любознательной малышней как местных, так и приезжих, тремя молодыми воспитателями (две девушки и парень) и дружелюбной пани на кухне. Из иностранцев у нас были дети из Украины, России, Китая, Ирландии, Вьетнама и Румынии, по-чешски они говорили невнятно, но понимали все или почти все.
Моя задача была наблюдать, помогать детям иностранцам адаптироваться к новой для них обстановке, помогать воспитателям с переводом, помогать родителям с переводом, помогать, помогать, помогать. И провести какое-нибудь занятие, используя доступный педагогический материал. И отчитаться.
Фактически я была просто ассистентом воспитателя. Оказалось, что никому ничего переводить не нужно, дети и так все понимали – ловили на лету.
Меньше месяца нужно, что бы ребенок разобрался что к чему в садике, через два месяца он уже заговорит, а концу учебного года чешский язык станет для него еще одним инструментом для взаимодействия с миром.
Поэтому интереснее будет рассказать о чешском садике, а не о моей стажерско - ассистентской работе.
Чешский детский сад
Еда
Утро для детей здесь обычно начинается с легкого перекуса– как правило, с печенья, хлеба с какой нибудь pomazankou (сырная, яичная или паштетная масса), кусочка огурца, яблока или перца. У каждого -пластиковая мисочка, с ней ребенок идет на кухню и получает очень немного еды. Обычно все идут за добавкой, но кто не голоден, может от всего отказаться. Никто не будет заставлять. Как вспомню советские садики с бесконечными драмами вокруг еды, так радуюсь, что здесь наконец то так, как должно быть. Именно потому, что никто никого не заставляет, маленький Гондзик плакал от голода – он плохо ел за завтраком и раньше других созрел к обеду.
После еды тарелочки и стаканы дети уносят на кухню. Няня вытирает столы, потом за ними проходят творческие занятия.
Занятия
Учебно - игровой блок проводится в кругу на подушках – похоже на мои прошлые старые, добрые учебные гештальт группы.
Воспитатель в центре, что то спрашивает, рассказывает, все отвечают по очереди. Мне не очень понравилось, неудобно сидеть, дети все время ерзают, играют подушкой, вообще плохо слушают других, хотя рады поговорить о себе. Темы такие же, как и в отечественных садиках: времена года, животные, растения, традиции, дом, семья, праздники и будни и пр.
Иногда дети занимались с воспитателем индивидуально – по очереди решали всякие развивающие задачки. Похоже детям было в радость проводить несколько драгоценных минут с воспитателем наедине – они выглядели сосредоточенными и усердными.
Инклюзия
В группе был инклюзивный мальчик 5 лет– он практически не участвовал в учебном процессе –крутился, закрывал глаза, что то бормотал. Воспитатель периодически вовлекал его - просил показать нос, рот, что тот с энтузиазмом и делал. В общий ритм это вполне вписывалось.
Разминка
Через 20 мин занятия - разминка – под очень энергичную и совсем не детскую мелодию дети помчались по орбите вокруг воспитателя. По команде они останавливались, замирали, а потом опять неслись. За несколько минут дети заметно выдохлись и занятие на подушках продолжилось. Похоже, эта беготня была им по нраву. Конечно воспитатели меняли активности каждый день, но этот бешеный бег был явно у всех в фаворе.
Гигиена
Во время занятия периодически кто то вставал и молча отбегал, то в туалет, то высморкать нос (в уголке была пачка салфеток). Совсем малыши, глядя на старших, очень быстро осваивали такие вот навыки элементарной гигиены.
Кстати, в комнате было достаточно прохладно, даже для меня, любителя холода и сквозняков. Не удивительно, что у многих был насморк. Но такое… Здесь вообще никого не удивляют дети в коляске зимой без шапок (старички, в отличие от наших, кстати тоже не особо кутаются).
Перед прогулкой дети разложили в игровой комнате матрасики и натянули на них простыни на резинке, – подготовились к дневному сну. Помню, что у нашей стране все это делала задерганная няня.
Прогулка
На прогулку все надели яркие жилеты с логотипом садика и повторили правило – ни с кем чужим никуда не уходить. Повторяют это они перед каждой прогулкой. Надеюсь, это действенно.
Детская площадка возле здания садика открыта и для других детей из соседних домов. Понятно стало, зачем яркие жилеты.
На площадке самое востребованное оборудование – канат, на котором можно проехать - пролететь 20 метров, ухватившись за него руками. Оказалось, что даже 3 летки способны вполне уверенно ухватиться и не упасть. Наверное наши мамы не решились бы пустить на такой снаряд не только 3 летку, но и дите постарше. А напрасно.
Дневной сон
После обычного обеда с супом и вторым – сон, но не для всех. Один ребенок, например, весь сон слонялся по комнате, но никому особо не мешал, кто хотел спать, уснул.
А после сна – традиционный полдник - сок с печеньем и далее - игры.
Вот примерно так проходит счастливый день в чешском детском саду. Кстати воспитатели и учителя здесь сплошь магистры, то есть специалисты с высшим образованием, неплохо подготовлены. Однако, ясно, что личностные особенности у всех людей разные, и кто-то специалист от бога, а кто-то достаточно формально исполняет то, чему был обучен.
Добавлю, что в садик можно водить ребенка через день, раз в неделю, сколько хотят и могут родители.
Так наблюдая и участвуя в садиковских процессах, прошла моя практика. В конце я провела на вполне сносном чешском занятие по сказке Рукавичка (которая оказалась интернациональной – в Чехии тоже есть своя Рукавичка, но немного с другими зверюшками персонажами. А уже через пол года я стала ведущей занятий детского клубика и по совместительству психологом в одном из центров по работе с мигрантами. Но про это в другой статье.
#дети и миграция