Если бы я составляла свод главных правил работы учителя, эта запись была бы первой: «Хороший урок — это 70% подготовки и только 30% — проведение самого урока».
Когда вспоминаю, как я готовилась к урокам во время педагогической практики на 4-м курсе, пробегают мурашки 😅
Технологическая карта
Чтобы написать одну качественную технологическую карту урока, я тратила от 1 до 2,5 часов. С уроками русского языка было легче, а вот литература... Сколько же методичек нужно было пересмотреть, сколько планов уроков пролистать, найти литературоведческие статьи! И это я ещё не беру в расчёт подготовку иллюстративного материала: карточек, презентации...
Я не считаю технологическую карту волшебной таблеткой. У вас может быть шикарная с точки зрения методики карта, а урок не получится. Здесь помогут только опыт, внимательность и наблюдательность.
Можно составлять краткий и развёрнутый конспект урока, план — форм много, каждый педагог выбирает удобный для себя формат. Мои первые конспекты уроков были похожи на карту боя: множество стрелочек, стратегий, дополнительной информации, вопросов... Я была готова ко всему, вооружена как надо 💪🏻😅
Урок-конструктор
Я беру пустой лист А4, обкладываюсь со всех сторон методическими пособиями, открываю миллион вкладок с разработками и начинаю думать.
Урок в моей голове (особенно учитывая специфику ФГОС) — это конструктор.
Есть фундамент, база, без которой всё распадётся. Есть профессионализм того, кто возводит эту постройку, — педагогическое мастерство.
Каждый этап урока — этаж, а квартиры — те шаги, которые помогут решить задачи урока. Можно оставить урок обычным, «без отделки», а можно подключить дизайнерское мышление и добавить интересных фишек: приёмов, технологий, которые сделают урок интересным. Ведь главное, чтобы он запомнился ученикам и был насыщенным, правда?😏
Вот те правила подготовки качественного урока, которыми я пользуюсь.
Чёткий план
Если вы только начали работать в школе, чёткий план урока — ваша подушка безопасности, а в некоторых ситуациях — спасательный круг.
Не забывайте держать его перед глазами, выберите удобный для вас формат (технологическая карта, конспект, подробный план).
Не бойтесь подсматривать в него во время занятия! Со временем вам будет хватать пары секунд, чтобы восстановить структуру урока и включиться обратно в работу.
Проверенные источники
Не надо «под копирку» переписывать чужие разработки урока. Это то же самое, как пытаться думать чужой головой 😅 Их можно использовать, но разбавлять собственными идеями. Примеры для уроков русского языка учитель может придумывать сам или дать такое задание ученикам. А для уроков литературы можно подглядеть вопросы в учебниках других авторов или методических рекомендациях, использовать разработки и дополнительные материалы других педагогов. Например, многие учителя-блогеры делятся в Instagram рабочими листами, планами, карточками с заданиями.
Дополнительные материалы
Выходите за рамки учебника! Если использовать только его, урок может превратиться в бесконечное выполнение упражнений. Ученики всегда активно включаются в работу, когда перед ними появляются новые задания не из надоевшего учебника.
Если есть силы, придумайте разноуровневые упражнения. Например, для слабых учеников упражнения на отработку материала, а для сильных — творческие или поисковые задания.
Визуализация
Современные ученики не воспринимают большой объём текста, мало кто воспринимает информацию на слух.
Визуализация — отличный способ зафиксировать информацию ёмко, но при этом не потерять глубину содержания.
Хороший иллюстративный материал позволит ученикам понять тему, сделать урок динамичным, расставить акценты и поможет ребятам усвоить информацию.
Как вы готовитесь к урокам? Рассказывайте в комментариях ⬇️