Найти в Дзене

Важен ли для музыканта абсолютный слух? Как "абсолютница", расскажу неожиданные минусы способности.

Меня зовут Аня, и благодаря абсолютному слуху я нашла своё место в музыкальной сфере - я создаю фортепианные аранжировки известных песен. Но так ли важно обладать абсолютным слухом, чтобы стать музыкантом?
Про абсолютный слух много разговоров — научных и ненаучных. Но главное, что сохраняется вокруг данного явления — это ореол «суперспособности». Мол, есть абсолютный слух — значит, прирождённый
Меня зовут Аня, и благодаря абсолютному слуху я нашла свою нишу в музыкальной сфере - создание фортепианных аранжировок известных песен. Но так ли важно обладать абсолютным слухом, чтобы стать музыкантом?
Меня зовут Аня, и благодаря абсолютному слуху я нашла свою нишу в музыкальной сфере - создание фортепианных аранжировок известных песен. Но так ли важно обладать абсолютным слухом, чтобы стать музыкантом?

Про абсолютный слух много разговоров — научных и ненаучных. Но главное, что сохраняется вокруг данного явления — это ореол «суперспособности». Мол, есть абсолютный слух — значит, прирождённый музыкант. Нет — ну такой себе, великим вряд ли будет.

Как обладатель абсолютного слуха, расскажу, в чём тут фишка и подвох)) И так ли важно обладать абсолютным слухом, чтобы достичь высот в музыке.

Во-первых, давайте разберёмся с понятиями. Чем отличается абсолютный слух от относительного?

  • Люди, обладающие относительным слухом отлично запоминают последовательности нот, могут повторить услышанную мелодию голосом, и вполне могут узнать ноты «внутри тональности», когда уже настроены на неё. То есть, люди с относительным слухом слышат ноты, им просто нужна некая «точка отсчёта», чтобы узнать название.
  • «Абсолютники» же узнаЮт ноты просто так. Любые ноты. Просто «подвесьте ноту в воздухе», причём не только на инструменте! Звук скрипа двери, писк посудомоечной машины, сигнал автомобиля…

Для «абсолютников» любой звук — это нота, у которой есть имя.

Как же так получается? Ясно одно: абсолютный слух — это особое свойство памяти. Но вот памяти на что? Ведь все мы отличаем и запоминаем голоса разных людей или инструменты по тембру звучания, можем повторить и пропеть услышанную мелодию (хуже или лучше, но в среднем — можем))). Почему же «абсолютников» так мало?

Задумайтесь. Пока люди не знали нот — понятия «абсолютный слух» вообще не существовало. Хоры в деревнях состояли из любителей, и никто не обладал там абсолютным слухом, и никто с ним не носился, как с бриллиантом. Эта способность применима только к нотам. Точнее, только к сопоставлению звука с названием нот.

И ответа на вопрос, «что же такого особенного слышат люди с абсолютным слухом» до сих пор нет.

Какая-то черта, какой-то признак звука позволяет людям узнавать его вне музыкального контекста. Если углубиться в нейрофизиологию,

Люди с относительным слухом постоянно сравнивают последующую ноту с предыдущей, чтобы понимать, какая нота сейчас звучит. И к анализу всегда подключаются области кратковременной памяти. У «абсолютников» эти области при анализе звука работают гораздо меньше, они обрабатывают информацию независимо от памяти, напрямую.

И вот здесь мы подбираемся к точке, где ломается миф о мегапользе абсолютного слуха.

  • Т.к. «абсолютники» редко сравнивают ноты между собой, у них не сразу развивается «ладовый» слух и слух на аккорды и интервалы.

Объясню: абсолютники слышат интервал как «до-соль» (каждую ноту отдельно, и потом соединяют, и получается квинта. Затрата времени). А люди с относительным слухом, тренируя свою способность, слышат интервалы гораздо лучше и сразу. Они слышат интервал, а не ноты, которые его составляют. Они слышат изменения гармонии, а не чередование нот.

  • Следующий минус. Инструменты симфонических оркестров могут быть настроены немного по-разному (скажем, в Америке и в Европе немного отличается базовая настройка симфонического оркестра). Немного! Для большинства людей — вообще незаметно. А «абсолютники» же при переезде с континента на континент могут мучиться от «фальшивых» звуков, т.к. их память настроена по-другому.

Ещё такой эффект наблюдается с возрастом, когда из-за изменений слухового канала звук начинает доходить немного изменённым и с «памятью» не совпадает. Очень неприятно, и я надеюсь, со мной это случится как можно позже))

  • Ещё своеобразная особенность - чтобы просто насладиться музыкой, нужно усилием воли "отключить" слышание нот внутри себя.

Т.е., когда находишься на концерте и хочешь просто расслабиться, нужно сначала как бы "выключить" внутреннее ухо, которое постоянно поёт тебе: "до-ми-соль-фа-ля-до...". Иногда это напрягает)

  • Также есть мнение, что у «абсолютников» страдает чувство ритма.

Исследований на эту тему я не встречала, но на своём личном примере могу сказать — это правда! О, сколько страданий мне причиняет каждый раз высчитывание и просчитывание всех этих та-та-та!!! Когда остальные спокойно делят время на части и узнают длительности.

Ну а из плюсов:

  • Настроить гитару или скрипку)
  • Услышать произведение и сразу подобрать… Хотя, и здесь большая проблема. Мелодический слух (когда мы слышим мелодию и можем назвать ноты) — это только вершина айсберга. Нужно слышать гармонию, фактуру произведения, ритмический рисунок и проч. Многие «абсолютники» дальше мелодии не уходят.

Но конечно, если захотеть, из абсолютного слуха можно выжать максимум пользы)))

Например, я всегда была «звездой гитарных вечеринок», даже не умея играть. Ты просто называешь все аккорды любой песни, это ли не чудо!)) Ну типа такой "сайт аккордов" внутри человека)

Да и сейчас я работаю именно благодаря своему слуху и способности делать аранжировки для себя и на заказ. Т.е., перекладываю на фортепиано любые песни.

Но это довольно узкая специализация. Так что если у вашего ребёнка (или у вас) не нашли абсолютный слух — это не повод, чтобы считать себя менее способным к музыке. Ну, будет чуть сложнее писать диктанты. В остальном, абсолютный слух никакой особой пользы не несёт. Главное — ваше чувствование, передача эмоций и любовь к музыке. Даже если вы хотите стать композитором, относительного слуха более чем достаточно.

Кстати, помимо мелодического, ладового и гармонического слуха, о которых я упоминала выше есть ещё ооооочень много видов слуха. И они-то могут быть у вас развиты лучше, чем у других! Рассказать подробнее?

Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - здесь каждый день новая музыка и много полезных статей, например о том, как выбрать инструмент, если вы новичок.

Ещё много полезного в других социальных сетях: Instagram, Youtube, а в Телеграм-канале — бесплатные ноты современных песен в обработке для фотрепиано!

Let the FORTE be with you)