УФО-01-250 Н

274 прочитали
Обложка руководства
Обложка руководства

Эта статья является эпитафией к недавно почившему аппарату ультрафиолетового облучения, который прослужил нам 32 года.

И прослужил бы ещё больше, если бы я не сжёг дуговую ртутную лампу ДРП-250. А произошло это из-за того, что я не посмотрел электрическую схему. Но расскажу по порядку.

Первая страница руководства по эксплуатации
Первая страница руководства по эксплуатации

В один прекрасный день УФ-лампа стала неожиданно выключаться после всего лишь 2-х минутного излучения.

Этой проблемой решил заняться "очень умный" человек, попробовать, так сказать, починить прибор самостоятельно, разобрав его. А поскольку мы давно не использовали режим ИК, в котором излучение нагревательного элемента в кварцевой трубке обогревает помещение. То ОНА, решила просто отрезать (откусить) его, чтобы легче было разбирать.

Общий вид УФО-01-250 Н
Общий вид УФО-01-250 Н

Поняв, что самой "не починить", и облучатель теперь совсем не включается, пришлось звать меня.

Я, такой же "умный" как и она, сообразил, что откусывать пружину нагрева не следовало, решил вместо пружины включить в схему обыкновенный провод.

В результате, лампа УФО вспыхнула на 1-2 секунды, и затем у нас неожиданно выбило пробки. И тут я смекнул, что нужно посмотреть электрическую схему. В интернете найти её оказалось довольно сложно, раскапывались похожие, для приборов того же семейства. После долгих поисков и изысканий, я внезапно её обнаружил в руководстве по эксплуатации, которое лежало прямо у меня перед носом. Ну не тормоз ли? 😅 Вот она:

Электрическая схема УФО-01-250 Н
Электрическая схема УФО-01-250 Н

И там черным по белому было написано: элемент нагревательный (в режиме УФ излучения является балластным сопротивлением лампы. R= 55 +-2 Ом).

Балластное сопротивление - обычно сопротивление, специально включаемое в электрическую цепь для поддержания постоянства режима последней; в радиотехнике — приспособление для автоматической регулировки тока накала электронной лампы, заменяющее во многих случаях реостат накала.

Короче, это сопротивление нагрузки, которое поддерживает необходимый ток для работы ДРП 250. Я съездил, купил обычный резистор на 56 Ом, и впаял его, и что же вы думаете? Лампа начала светиться, вернее один её электрод, а другой, судя по всему, вышел из строя, может не сам электрод, но что-то рядом с ним (я в этом не секу😅). Стеклянная колба вокруг него почернела. Это случилось когда, я устроил КЗ.

Технические данные УФО-01-250 Н
Технические данные УФО-01-250 Н

Я решил поделиться этой историей, чтобы вы посмеялись над моим иррациональным подходом в устранении неполадок, заключающимся в спешке, отсутствии логичности и системности. Думаю, если бы я нашёл схему прежде, чем впаять обычный провод, и не сожги я таким образом ртутную лампу (ДРП-250), этот замечательный прибор мог бы дольше послужить нам. (Есть предположение, что выключаться облучатель начал из-за изменения номинала балластного сопротивления, вследствие изношенности пружины накаливания. Хотя возможно просто лампа израсходовала свой ресурс, и здесь помогла бы только замена, но её уже давно не производят).

А ещё эта статья или заметка для того, чтобы кто-нибудь другой смог легко найти полное Руководство по эксплуатации УФО-01-250 Н с электрической схемой в том числе.