После успешного применения в войне с Турцией легких бронемашин в Италии задумались о строительстве и более тяжелых броневиков, для которых были нужны и более мощные шасси, такие как ФИАТ-18BL.
Automitragliatrice FIAT 18 M/Бронеавтомобиль на шасси ФИАТ-18BL
Страна: Италия
Производитель: FIAT Veicoili Industriali
Год выпуска: 1914
Кол-во выпущенных: 1-2
Полная масса: 7-8 тонн
Размеры: высота 3,5 м/ширина 1,63 мм
Двигатель: FIAT 64CA, R4, 5.654cm3, 38 л.с (18BL)
Бронирование: 4-6 мм
Вооружение: 2-3х6,5 FIAT-Revelli M1914
Экипаж: 5-7
Эта статья продолжение цикла о бронеавтомобилях Итальянской армии во время Первой мировой войны. Предыдущая статья о колониальных броневиках ФИАТ-Терни Триполи здесь: Итальянские броневики. Часть 11. FIAT Terni. 1940. Убойная модернизация колониальных машин.
Самым массовым стандартным грузовиком Итальянской армии в Первую мировую и колониальные войны до и после неё стал 3-х тонный ФИАТ-18BL. Статья об этой машине здесь: FIAT 18BL/BLR. 1914. Становой хребет логистики Итальянской армии. Всего было выпущено 20 тысяч грузовиков этого типа. И удивительно, но попыток построить бронеавтомобиль на шасси этого распространенного грузовика почти не было. Легкую полуторку FIAT-15 ter бронировали начиная с её появления в 1912 году и вплоть до 1927 года в виде БА-27, а о бронированных машинах на шасси FIAT-18 почти неизвестно.
Но тем не менее попытки построить броневик были. В 1914 году на шасси трехтонки был построен макет башенного броневика. По сравнению с уже испытанными вариантами бронеавтомобилей FIAT Arsenale и Изотта-Фраскини РМ бронекорпус отличался увеличенными размерами. Благодаря большим размерам нашлось место для двухпулеметной башни, близкой к той, что позднее устанавливалась на броневиках Лянча 1zM. Задние колеса должны были иметь броневую защиту, лобовой лист был установлен с большим наклоном. В 1914 году был изготовлен макет броневика. Так как история продолжения не имела, скорее всего военным машина не понравилась. Так как бронекорпус из-за больших размеров стал заметно тяжелее, общая масса машина должна была достигнуть 7-8 тонн, что для песчаных фронтов Африки было чрезмерно, а в Европе и вдоль дорог воевать в то время итальянцы не собирались. Проект броневика для колоний на шасси ФИАТ-18 не вышел за пределы макетной комиссии.
Но хорошее дело окончательно не пропадает. Во фронтовых мастерских в частях воевавших с австрийской армией, за неимением заводских было построено несколько "импровизированных" броневиков на шасси 18BL. Импровизированный броневик был шире заводского прототипа и не имел башни. Это скорее был бронетранспортер, чем бронеавтомобиль. Вооружение было расположено для стрельбы поверх бронекорпуса и через огромные "окна" в бортах. В ходе разгрома итальянцев в битве при Капоретто одна из таких машин попала в руки австрийцев, будучи брошенной итальянцами.
Несмотря на широкое распространение в армии грузовики FIAT-18BL не стали основой для строительства броневых автомобилей. Вооружение 6,5-мм пулеметами тяжёлых броневиков было не соответствующим возможностям шасси, сами машины получались тяжелыми и с ограниченной проходимостью, тактическое применение таких машин было непонятно. В итоге в Италии фактически серийно выпускали только 2 бронемашины: на шасси ФИАТ-15тер - ФИАТ-Терни Триполи и массовую Лянча 1zM.
Эта статья входит в цикл статей об итальянских бронемашинах времен Первой мировой войны. Последняя статья этого цикла о "колониальном танке" на шасси грузовика SPA 25 здесь: Итальянские броневики. Часть 13. Carri Armati SPA 25. 1925. Старые идеи на новом шасси.
Источники:
LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com
GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com
сайт RCforum.ru, особенно сообщения экспертов @alekse и @slava