Найти в Дзене
Психолог из детсада

Меры по преодолению социальной дезадаптации у ребенка в детском саду и семье. Из рекомендаций психолога

Оглавление

Сегодня публикация в помощь коллегам-психологам. И для родителей, которым интересно, что такого может посоветовать психолог при социальной дезадаптатации. Привожу рекомендации из готового заключения.

Социальная дезадаптация в дошкольном возрасте – это неумение играть со сверстниками, вступать в диалоги, разрешать ситуации связанные с общением, организацией общей деятельности.

Дети незнакомые с социальными нормами поведения, могут быть не только в неблагополучных семьях. Часто дезадаптация в детском саду проявляется у детей, чьи родители делают упор на интеллектуальное развитие, без учета того, что ребенку предстоит жить в мире людей.

При неумении наладить контакты тяжело и дезадаптанту и окружающим
При неумении наладить контакты тяжело и дезадаптанту и окружающим

Рекомендации – результат исследования случая, при котором бегло читающий и много знающий ребенок 5-ти лет испытывает трудности не только в общении, организации игры, но и в одевании, изготовлении поделок.

***

1) Рекомендации воспитателям для развития у воспитанника саморегуляции:

– в игровой форме проговорить о значении различных зон группы : раздевалка, зоны игровой, зоны для приема пищи, туалетная комната, спальня. Побудить воспитанника в течение месяца нарисовать правила поведения в каждой зоне.

побуждать воспитанника планировать свою деятельность (сначала с утра: на 1–2 часа, затем на первую половину дня и перед сном – вторую половину дня, используя экраны планирования или опорные схемы. Учить с помощью разноцветных фишек оценивать, как была выполнена определенная запланированная работа.

добиваться от мальчика последовательности и завершенности действий , используя простые правила: кто не убирает, тот дальше не играет, кто сломает – тот и строит и т.п. Подсказывать алгоритм для начала, разворачивания, завершенности действия.

– вовлекать ребенка в игры, требующие проявления терпения, наблюдательности, саморегуляции «Замри–отомри», «Отыщи игрушку за три попытки», «Что изменилось» и т.п.

2) Рекомендации для развития у воспитанника социально-коммуникативной компетенции:

выработать ритуалы приветствия, прощания, вхождения и окончания игры с воспитанниками группы.

выработать навыки разворачивания сюжетно–ролевых игр «Магазин», «Семья», «Больница», «Кафе», «Парикмахерскую» «Мастерская» и др. – сначала со взрослым, затем с 1–2 детьми и на третьем этапе с большой группой детей. Учить по завершению игры подводить итог и убирать на место игрушки.

В старшем возрасте детсадовские дети умеют договариваться по поводу игрушек. Но ребенок с проблемами социализации  берет что нравится без учета ситуации
В старшем возрасте детсадовские дети умеют договариваться по поводу игрушек. Но ребенок с проблемами социализации берет что нравится без учета ситуации

вовлекать в групповые подвижные и дидактические игры с соблюдением определенных правил. Приучать следовать словам: «Кто правила не выполняет, тот в игры не играет».

обращать внимание на поступки и эмоции окружающих: просить дать оценку, задавать вопросы «Как нужно поступить?» Например, сказать: «Посмотри, Агата сидит очень грустная. Как ты думаешь от чего? Давай подумаем, как отвлечь от грустных мыслей и развеселить девочку».

3) Рекомендации воспитателям для сенсомоторного развития воспитанника: использовать бизиборды, сенсорные полотна, учить выкладывать мозаику, мастерить из конструктора. Перед тематической лепкой, аппликацией, рисованием – проводить индивидуальную работу на опережение. Накануне в индивидуальной работе сделать поделку, рисунок. Перед прогулкой отправлять мальчика одеваться с помощью младшего воспитателя чуть раньше остальных. Использовать при одевании опорные схемы. Учить ребенка фиксировать свои успехи в самостоятельном одевании.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ РЕБЕНКА

1) Знакомить ребенка с понятиями «Режим дня», учить планировать дела на предстоящий день (от 3 до 5 дел за день), используя карточки, схемы, собственные рисунки ребенка.

2) Добиваться от ребенка последовательности и завершенности действий, используя те же правила, что и в детском саду: «кто не убирает, тот дальше не играет», «кто сломает – тот и строит», «Прежняя игра не убирается, значит новая не начинается» и т.п. Учить оценивать, завершено действие или нет, насколько хорошо оно выполнено.

3) Привлекать внимание к делам и интересам других членов семьи, побуждать оказывать взрослым посильную помощь. Например: «Смотри, сколько у мамы на кухне грязной посуды, а ведь обедали все вместе. Ей нужен помощник. Как ей можно помочь?».

4) Активно знакомить ребенка с миром социума, правилами поведения в социуме, побуждать наблюдать за трудом людей различных профессий, поведением людей различных возрастов, беседовать о переназначении различных социальных учреждений: «Магазины», «Больница», «Почта», «Банк».

5) Максимально разнообразить игровую среду, привлекать внимание ребенка не только к играм на расширение кругозора, но к играм спортивной направленности по правилам (кегли, настольный хоккей, игры с мячом), сюжетным: «больница», «магазин», «школа», « к нам пришли гости» и т.д; настольным дидактическим играм. Обязательно организовать занятия лепкой, аппликацией, тематического рисования, стараясь, чтобы ребенок не отклонялся от выбранного сюжета.

***

Есть в этой истории и большой пласт работы педагога-психолога по преодолению социальной дезадаптации. Встречи проводятся 2 раза в неделю с группой детей, в которую включается ребенок, требующий помощи. Но это тема уже для отдельной публикации.

Всё, что касается рекомендаций по разным вопросам собрано здесь: #консультации психолога из детсада

Делюсь опытом, наблюдениями. Приглашаю коллег и родителей на канал практикующего психолога.