Некоторые психологи, в том числе мировые сообщества оных, приходят к выводу, что экстремальный спорт - способ саморазрушения. И в самом деле - зачем заниматься чем-то настолько опасным, что это может стоить тебе жизни, причем без острой на то необходимости? Альпинизм, пожалуй, не напрягаясь войдет в десятку опасных для жизни видов спорта. И, судя по интервью его приверженцев, в этом и правда есть нечто нездоровое. Альпинисты рассказывают, что на подходе к вершине горы Эверест желание достичь ее становится всепоглощающим... даже если в десятках метров от тебя, в палатке, умирает человек...
А может быть, причиной всему - воздух? На высоте 8000 метров воздух сильно разрежен. На такой высоте организм испытывает сильное кислородное голодание, мозг - самый требовательный к кислороду орган - не может функционировать нормально, сознание становится спутанным, адекватное принятие решений - невозможным. Может быть, потому-то их так и тянет наверх? И многие погибают... В попытке восполнить недостаток кислорода организм начинает выделять больше гемоглобина. Но кровь от этого становится гуще, что приводит к риску инфарктов и инсультов. Потому-то мы и можем видеть иногда альпинистов, отдыхающих рядом с трупами своих недавно почивших товарищей. Здесь - как на войне.
На высоте 8000 метров сознание меняется. Здесь обо всем, что нормально в обычных условиях жизни, можно забыть. Эмпатия, солидарность, взаимовыручка - все это остается там, внизу. Впрочем, для взаимовыручки остается какое-то место: иначе не выжить. Здесь, на высоте, верховодит "закон джунглей". Один за всех и все за одного, но если ты не можешь идти дальше - умирай. Кислородное голодание ли тому причиной или древний, укоренившийся во всех людях инстинкт - специалистам предстоит разбираться еще не один десяток лет.
Бек Уизерс мог бы описать все ужасы горы Эверест. На его левой кисти отсутствуют пальцы. Правая ампутирована вовсе. Его лицо изувечено: на щеках глубокие шрамы от обморожения, нос деформирован, над ним явно поработал хирург. Все это - результат явно добровольного - и дорогостоящего - восхождения на Гору Смерти. В каком-то смысле, Беку повезло: жена дождалась его домой. И сейчас его хочется спросить: стоило оно того?
В 1996 году Бек вместе со своей командой совершал восхождение на Эверест, но из-за плохих погодных условий был вынужден отказаться от этой затеи. На пути назад в лагерь их настиг шторм. В процессе восхождения Уизерс отбился от группы и был брошен умирать, но в итоге каким-то чудом самостоятельно добрался до лагеря, оставшись после этого инвалидом на всю жизнь. Бек не ищет виновных, но, правда, - стоило ли оно того?..
Далеко не все так "удачливы", как Бек. На вершине Эвереста до сих пор насчитывают около 300 тел, оставшихся там навеки и превратившихся в ледяные мумии. По ним сегодняшние альпинисты определяют маршрут, используя их как ориентиры. Спускать их никто не собирается: слишком уж дорогая и сложная процедура, человеческие похороны - мотив недостаточный. Вот так они и остаются там до сих пор, являя собой предупреждение... вот только их уже никто не слушает.
Пожалуй, самый известный из них - "Зеленые Ботинки". Он, говорят, был из Индии и умер от истощения, так и не дойдя до вершины. Теперь его используют как ориентир. Здесь же, рядом с индийским альпинистом, погиб некий Дэвид Шарп, остановившийся отдохнуть рядом с телом, как и многие до него, и замерзший насмерть. Там он до сих пор и сидит, обняв колени руками. В отличие от "Зеленых ботинок", его смерть не прошла незамеченной. Как минимум 40 альпинистов прошло мимо него, пока он умирал. Он называл им свое имя и страну. Не отозвался никто.
Смерть Дэвида Шарпа вызвала очень большой общественный резонанс в отноше6нии культуры альпинистов. В частности, Сэр Эдмунд Хиллари, первый человек, покоривший Эверест, высказался: "если кому-то необходима ваша помощь, вы обязаны сделать все возможное, чтобы помочь этому человеку, а восхождение, в этом случае, становится уже второстепенным. Мне кажется, что цель восхождения на гору Эверест становится чем-то ужасным. Люди просто хотят взойти на вершину, им наплевать на всякого, кто попал в беду, меня не удивляет, что они оставят кого угодно умирать среди камней". Психологи упоминают явление "горной лихорадки", когда люди готовы пожертвовать чем угодно, лишь бы достичь вершины. Возможно, недостаток кислорода тому виной? Или, все-таки, человеческая природа?
Все новые и новые люди продолжают восхождение на Эверест, оставляя за собой тех, кто терпит бедствие и отчаянно нуждается в их помощи. Периодические лавины и оползни обнажают кости тех, кто и прежде пытался совершить это смертельное восхождение - и проиграл. И что же это есть? Блажь богачей? Дело всей жизни? Несбыточная мечта? История рассудит.