Найти тему

Конспирологическое фэнтэзи: что это такое, и зачем это читать

Признаюсь, я не в курсе, являюсь ли я зачинателем этого направления в литературе. Тем более русскоязычной. На сегодняшний момент мне так кажется , и этого достаточно – если кто-то будет настаивать на ином – я не буду противиться.

Итак, что же это за жанр, и почему я в нем работаю?

Во-первых, конспирология сама по себе – слишком недооцененный и недораскрытый жанр литературы. У него сложная судьба – при рождении эту нишу захватили сумасшедшие и провокаторы, отчего и в целом отношение к жанру стало слишком предвзятым. Беда была в том, что вместо того чтобы честно называть свои работы спекуляциями, они били себя кулаком в грудь, утверждая что вещают чистую правду.

Совсем иной разговор начинается, когда автор честно признает, что все, о чем он пишет – это лишь предположения, домыслы и натягивание совы на глобус – но это небезынтересное, часто общественно важное натягивание!

Во-вторых, исходя из сегодняшних реалий и тенденций, о многих вещах вообще невозможно говорить прямо. А язык Эзопа – это всё же не универсальный инструмент, который стоит вынимать всякий раз, когда хочешь намекнуть на происходящее. И здесь жанр «конспирэнтэзи» как раз помогает решать творческие задачи, которые сложно решать в рамках реализма, но немного нелепо относить к чистой фантастике.

На сегодня в моем личном активе два произведения в жанре «конспирэнтэзи» – «Город не от мира сего» и «Перезагрузка 2020». И если первый еще маскируется под параллельную реальность, то второй уже задает канон жанра в чистом виде.

Какие перспективы у конспирологического фэнтэзи, пойдёт ли жанр в массы? Так он не на массовую аудиторию и рассчитан. Чтобы понять, о чем толкует автор, располагать некой пусть первичной, но цельной и обстоятельной картиной действительности, на контрасте с которой расставленные в книге фишки станут подсвечивать вещи-о-которых-нельзя-говорить непосредственно в рамках нашей реальности. И только практика покажет, готов ли читатель пробовать такое блюдо.